СИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ (С ЧЕРЕДОВАНИЕМ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сильные глаголы в германских языках являются более древними, чем слабые. Сильные глаголы образуют прошедшее время и причастие II чередованием гласных.

Чередование гласных в сильных глаголах восходит к индоевропейскому чередованию, называемому аблаутом.

Аблаут может быть качественным и количественным.

Индоевропейский аблаут - чередование | e | и | o | - т.н. нормальная или средняя ступень; возможна нулевая (слабая ступень), например, рус. везу – воз – взял, беру – сбор – брал.

В германских языках и.е. | e | отражается как | e | или | i |; | o | отражается как | a |. Поэтому чередование по аблауту в германских языках в основном имеет форму | e |, | i | - | a | - нуль. Аблаут может видоизменяться в зависимости от фонетического окружения.

В д.а. глаголе различаются четыре основы, образуемые тремя ступенями аблаута:

I основа – ступень | i | или | e | - образует формы инфинитива, причастия I, парадигмы настоящего времени в изъявительном и сослагательном наклонении, повелительное наклонение.

II основа – ступень | a | образует 1 и 3 лицо единственного числа прошедшего времени.

III основа – нулевая ступень – образует 2 лицо единственного числа и множественное число прошедшего времени.

IV основа - нулевая ступень – образует причастие II.

В д.а. существовало 7 классов сильных глаголов.

Первые 5 классов образуют 4 основы по т.н. качественному аблауту, 6 и 7 – по количественному.

I класс

(осложнитель | i |)

Д.а. rīsan ‘вставать’- rās – rison – risen

cр. гот. reisan (ei = | i: |= |i|+|i|) – rais – risum - risans

Глаголы I класса: bīdan ‘ждать’, bītan ‘кусать’, clīfan ‘прилипать’, drīfan ‘гнать’, Ʒlīdan ‘скользить’, līþan ‘странствовать’, rīdan ‘ехать верхом’, scīnan ‘сиять’, slīdan ‘скользить’, stīƷan ‘влезать’, wrītan ‘писать’.

II класс

(осложнитель | u |)

Д.а. cēōsan ‘выбирать’ – cēās – curon – coren

cр. гот. kiusan – kaus – kusum - kusans

В III и IV основах действует закон Вернера, в данном случае – ротацизм.

Глаголы II класса: bēōdan ‘предлагать’, clēōfan ‘расщеплять’, crēōpan ‘ползти’, drēōpan ‘капать’, flēōtan ‘течь’, scēōtan ‘стрелять’;

с ротацизмом: drēōsan ‘падать’, frēōsan ‘замерзать’, forlēōsan ‘потерять’.

III класс

(после корневого гласного следует один из сонорных |m|, |n|, | l |, | r |, реже   | h | + шумный согласный)

1) |m|, |n| + cогласный

Д.а. bindan ‘связать’ - band – bundon – bunden

swimman ‘плавать’- swamm – swummon - swummen

2) | l | + cогласный

Д.а. helpan ‘помочь’ – healp – hulpon – holpen

3) | r |, | h | + согласный

Д.а. weorþan ‘стать’ – wearþ – wurdon - worden

feohtan ‘сражаться’ – feaht – fuhton – fohten

Дифтонги в формах healp, wearþ и под. возникли в результате преломления.

Глаголы III класса:

1) climban ‘влезть’, drincan ‘пить’, findan ‘найти’, sinƷan ‘петь’, swimman ‘плыть’, winnan ‘бороться’;

2) melcan ‘доить’, meltan ‘таять’, swellan ‘распухать’, sweltan ‘умереть’;

3) beorcan ‘лаять’, ceorfan ‘резать’, steorfan ‘умереть’ и др.;

IV класс

(после корневого гласного следует один из сонорных | l | | r |

| m |)

Д.а. stelan ‘красть’ – stæl - st l – stolen

beran ‘нести’ – bær - b ron – boren

cuman ‘приходить’ – com – cōmon – cumen

Глаголы IV класса: helan ‘прятать’, teran ‘рвать’, cwelan ‘умирать’, niman ‘брать’.

V класс

(после корневого гласного следует шумный согласный)

Д.а. sprecan ‘’ – spræc - spr con - sprecen  

Глаголы V класса: etan ‘есть, питаться’, metan ‘мерить’, lesan ‘собирать’, swefan ‘спать’, wefan ‘ткать’.

VI класс

Количественное чередование:

И.е. | o | - | o: | - | o: | - | o |

Герм. | a | - | o: | - | o: | - | a |

Д.а. faran ‘ехать’ – fōr – fōron - faren

Глаголы VI класса: bacan ‘печь’, draƷan ‘тянуть’, standan ‘стоять’, scacan ‘трясти’, wascan ‘мыть’.

VII класс

Количественное чередование: удвоение (редупликация) начального слога в прошедшем времени единств. и множ. числа. Удвоение слога лучше всего сохранилось в готском языке. Ср.:

Д.а. hātan ‘называть, велеть’ – hēt/heht - hēton/hehton – hāten

Гот. haitan - haihait – haihaitum – haitans

Другие случаи:

Д.а. feallan ‘падать’ – fēōl – fēōlon – feallen

cnāwan ‘знать’ – cnēōw – cnēōwon – cnāwen

Глаголы VII класса: blāwan ‘дуть’, sāwan ‘сеять’, healdan ‘держать’, blōwan ‘цвести’, Ʒrōwan ‘расти’, flōwan ‘течь’.

Спряжение сильных глаголов

В изъявит. наклонении в ед. числе настоящего времени окончания: 1-е л. -е, 2-е л. –est , 3-e л. –e þ; мн.ч. –a þ . Во 2-м и 3 лице ед.ч. корневой гласный умлаутируется, т.к. ранее были окончания *-ist и *-iþ: 1-е л. helpe, но 2-е лицо hilpst, 3-л hilpþ. Гласный окончания 2 и 3 л. часто синкопировался (выпадал). Примеры спряжения глаголов wrītan (1класс) и cēōsan (2 класс):

1 кл. wrītan – wrāt – writon - writen

2 кл. cēōsan – cēās – curon – coren

 

Настоящее время

Изъявит . наклонение                     C ослагат . наклонение

 1 л. wrīte          cēōse    1, 2, 3 wrīte cēōse

Ед.ч.    2 л. wrīt(e)st     cīēst

 3 л. Wrīte þ         cīēs þ

Мн.ч. 1, 2, 3 wrīta þ          cēōsa þ     wrīten cēōsen

Повел . н . ед . ч . wrīt мн.ч. wrīta þ

Прошедшее время

1 и 3 л. ед. числа соответствует 2-ой форме глагола. 2 л. ед.числа представлена основой 3 формы с окончанием –е. Множ. число соответствует 3-ей форме глагола.

Например: 1 кл. wrītan – wrāt – writon – writen

             2 кл. cēōsan – cēās – curon – coren

Изъявительное наклонение      C ослагательное            

1 л. wrāt         cēās   1, 2, 3  write cure

Ед.ч.        2 л. write        cure

3 л. wrāt            cēās

Мн.ч. 1, 2, 3 writon   curon                  writen  curen

Причастие I wrītende cēōsende

Причастие II writen coren

Повелительное наклонение          

Ед.ч. wrīt    cēōs

Мн.ч. wrīta þ    cēōsa þ      

Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.