Предмет и задачи курса. Предмет курса «Современная история Казахстана», если рассматривать его в традиционном смысле, будет охватывать период 1990-2000-х годов. Однако, учитывая исторические взаимосвязи, в данном курсе реализуется расширенное понимание современной истории, уходящей корнями в предшествующее время. Такое понимание охватывает в целом широкий исторический период - с древнейших времен до сегодняшних дней. История Казахстана до обретения независимости в 1991 году - это летопись созидания и духовной силы, борьбы и стойкости. Достижение государственной независимости стало эпохальным событием в многовековой истории Казахстана. Поэтому история суверенного Казахстана конца XX - начала XXI веков, на стыке тысячелетий, - это новая, современная летопись достижений граждан республики, обретших независимость и строящих новое государство.
Исходя из исторической логики и значимости исторических событий, структура курса «Современная история Казахстана» представлена двумя взаимосвязанными разделами. Первый раздел —«Историко-цивилизационные основы независимости» - составлен в проблемно-обзорном ключе, в нем кратко, обобщенно описаны исторические события, предшествовавшие независимости. Такой раздел в курсе «Современная история Казахстана» необходим потому, что он обобщает развитие эпох, которые в своей совокупности стали исторической предпосылкой современной независимости:
изучение современности невозможно без осмысления исторического прошлого. Таким образом изучение курса отечественной истории в вузах должно явиться новой ступенью, а не простым повторением материала учебника для средней школы по истории Казахстана.
Изучение «Современной истории Казахстана» в высших учебных заведениях должно стать фактором, способствующим формированию у студентов патриотизма и гражданской позиции, закреплению глубоких научных знаний по всей многовековой истории Казахстана. И особенно - по истории становления и развития Казахстана как суверенного государства, включая процессы реформирования в политической, экономической и социальной сферах общества, освещение реальных достижений суверенного Казахстана во внутренней и внешней политике.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- на основе проблемного подхода посредством анализа общих закономерностей исторического развития раскрыть сущность и содержание основных этапов истории Казахстана с древнейших времен до современности;
- через освещение основополагающих проблем, событий древнего периода истории показать место той эпохи как колыбели современного народа, как предпосылки для последующего исторического развития;
- раскрыть основные аспекты процесса формирования казахской нации и государственности;
- показать особенности исторического развития в период существования Казахского ханства и в ходе дальнейшей утраты независимости в колониальную эпоху;
- выявить сущность и противоречия истории Казахстана советского периода;
- раскрыть историческое содержание основных закономерностей исторических процессов (политических, экономических, социокультурных) в транзитных обществах в условиях становления независимости;
- обеспечить знание основополагающих документов, составляющих политико-правовую основу государственной независимости;
- выявить историческую роль первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева в укреплении суверенного государства, в обретении Казахстаном достойного места в международном сообществе;
- проследить эволюцию государства и его институтов на этапе независимости;
- уяснить ход и содержание процессов политического, экономического
и социально-культурного реформирования и роста экономического потенциала в Республике Казахстан;
- раскрыть процесс вхождения страны в мировое и региональное сообщество государств в качестве суверенного субъекта международных отношений;
- способствовать формированию на научной основе гражданской позиции студентов, умению ориентироваться в событиях внутренней жизни государства и международных отношениях.
Для решения этих задач при подготовке курса «Современная история Казахстана» были скоординированы усилия как историков, так и политологов, социологов, философов, изучающих современные процессы развития общества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 838.