8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии (С. Шушкевич), России (Б. Ельцын) и Украины (Л. Кравчук) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот документ, который называют «Беловежским соглашением», гласил «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Это означало ликвидацию структуры союзного центра, принципа федеративного и конфедеративного государства. Каждая из подписавших Соглашение республик обретала окончательную независимость.
Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками неотложную задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евразийском пространстве. Так возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Это было новое межгосударственное образование, в котором сохранялись отношения складывающейся веками дружбы народов – участников.
Правовые и организационные основы таких отношений определены учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятом в 1993 году.
На этой базе была постепенно создана инфраструктура сотрудничества: взаимодействие государств в сферах экономики, военного сотрудничества, охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и т. д.
21 декабря 1991 года в Алма–Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к этому соглашению, в котором было отмечено, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония.
Таким образом Алма-Атинская декларация, определившая цели и принципы Содружества Независимых Государств стала его основой.
В январе 1993 года принят Устав СНГ, а в январе 1996 года – положения об эмблеме и флаге СНГ.
Основные положения Алма-Атинской декларации:
Развитие отношения между демократическими правовыми государствами на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, добросовестного выполнения обязательств и норм международного права.
Уважение и признание территориальной целостности и нерушимости границ.
Укрепление дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества для обеспечения мира и безопасности.
Сохранение гражданского мира и межнационального согласия.
Осуществление взаимодействия участников Содружества на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
Сохранение объединенного командования военно–стратегическими силами, единого контроля над ядерным оружием.
Уважение стремления сторон к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства.
Признание всеми членами Содружества открытого присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
Подтверждение приверженности к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
Образование СНГ, ликвидация СССР.
Выполнение государствами участниками Содружества международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.
Неукоснительное соблюдение принципов данной декларации.
Как видно из содержания, Алма – Атинская декларация определила принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировала условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями (на чем настаивали западные державы), правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил – участников СНГ.
Не менее важно и то, что заключенные учредительные документы позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве и др.
Таким образом, несомненная заслуга декларации в том, что созданное на ее основе Содружество значительно смягчило размежевание бывших союзных республик, устранив тем самым опасность возникновения глубоких геополитических потрясений и конфликтов.
В сложившейся в декабре 1991 года ситуации образование Содружества Независимых Государств явилось во многом результатом инициативы именно нашей республики, приложившей максимум усилий, чтобы собрать руководителей независимых государств в Алматы. Объединение молодых независимых государств произошло по их собственной инициативе. Взаимодействие участников Содружества осуществляется на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ посредством целого ряда координирующих структур, формируемых на паритетной основе и действующих в порядке, определяемом соглашениями между членами СНГ. Казахстан, как другие государства — бывшие республики СССР, развивая и упрочивая свою независимость, получил возможность создать экономический и политический альянс, сочетающий национальные и поднациональные интересы.
Конституция Рк 1993, 1995 гг.
Конституция Республики Казахстан 1993 года. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.
В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
Конституция Республики Казахстан 1995 года. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан.
Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.
В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны
Дата: 2019-02-02, просмотров: 819.