Вопрос № 56. Политика советизации казахского аула – разрушение традиционного общества казахов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый секретарь Крайкома партии Ф. И. Голощекин проповедовал в Казахстане идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Ф. Голощекин избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизации аула».

Недовольные этой политикой национальные лидеры — Т. Рыскулов, С. Садуакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев были отозваны в распоряжение ЦК ВКП (б) и обвинены в национализме.

Еще больше поляризовала обстановку в ауле компания передела сенокосных и пахотных угодий. К весне 1926 г. трудящиеся аула получили 1,3 млн. га сенокосных и 1,25 млн. га пахотных угодий, ранее при надлежавших баям.

Формирование и становление колхозного строя требовало: а) времени; б) крупных финансовых вложений; в) моральной и психологической подготовки крестьянских масс.

Но на практике вновь прибегли к командно-административному силовому методу. Началась трансформация политики «всемерного развития кооперации во всех формах» в «курс на коллективизацию».

3 февраля 1928 г. были приняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок. В результате этой политики:

Голощекин направил в села и аулы более 4800 уполномоченных;

В ходе хлебозаготовок около 31 тысячи крестьян было подвергнуто репрессиям;

С 1 октября 1928 г. по 1 декабря 1929 г. было расстреляно 277 крестьян;

Начался отказ от исходного принципа НЭПа, предоставлявшего крестьянским хозяйствам гарантированное право распоряжаться по своему усмотрению излишками сельскохозяйственной продукции.

ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР к весне 1932 г., с учетом: а) экстенсивности животноводства; б) примитивной материально-технической базы; в) отсутствия традиций крестьянской кооперации в прошлом; г) кочевого и полукочевого образа жизни степняков.

Основные формы колхозного строительства в Казахстане:

В зерновых районах — сельскохозяйственная артель;

В животноводческих районах — товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось.

Со второй половины 1929 г. в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС (машинно-тракторные станции). Для проведения коллективизации наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих и в республику было направлено 1204 двадцатипятитысячника из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда. «Посланцы партии» насаждали в степи такой тип расселения аулов, который в точности повторял планировку российской деревни.

Недостатки политики коллективизации:

Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором;

Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами.

В совместной директиве Казкрайкома ВКП (б) и Совнаркома от 25 декабря 1931 г. ставилась задача «охватить плановыми мероприятиями по оседанию» в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933 г. Пленум Казкрайкома партии (декабрь 1929 г.) предписывал, чтобы оседание производилось на основе 100% коллективизации всех оседающих бедняцко-середняцких хозяйств. Директивами Казкрайкома ВКП (б) в 6 округах республики создана комиссия по коллективизации, которая определила 20 районов первой очереди, установив процент охвата коллективизации от 60 до 80–100%.

В условиях жесткого администрирования преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты), которые приняли на вооружение приемы и методы байских, волостных шабарманов (подпевал), активистов периода «военного коммунизма». Завершив оседание вместо запланированных трех лет в течение трех дней, лжебелсенды тут же начали «преобразовывать» скотоводческие хозяйства в колхозы.

Таким образом было коллективизировано всех хозяйств:

в Абралинском районе — 70%;

в Джамбейтинском районе — 60%;

в Джаныбекском районе — 95 %.

В феврале 1932 г. зимой в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт выстроились в поселок «городского» типа.

Уровень коллективизированных хозяйств постоянно возрастал: в 1928 г. -2%; на 3 апреля 1930 г. — 56,4%; к октябрю 1931. г. — около 65%.

Коллективизация и одновременное оседание стали разрушать вековой уклад жизни аула до основания. Уничтожался не только класс казахского общества, рушились все устои, наработанные тысячелетиями кочевой цивилизацией.

В связи с продовольственными трудностями 1929 г. решению продовольственной программы (заготовке сельскохозяйственной продукции) был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»:

В 1931–1932 гг. в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота;

Балхашскому району, насчитывающему 173 тыс. голов скота, была дана разверстка в 297 тыс. единиц;

«Перегибов не допускать — парнокопытных не оставлять!» — таков был девиз, например, тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98 тыс. голов.

Вопрос № 57. Политика советизации казахского аула – разрушение традиционного общества казахов

Первый секретарь Крайкома партии Ф.И. Голощекин проповедовал в Казахстане идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Ф. Голощекин избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизация аула».

В декабре 1927 года состоялся ХV съезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года сельское хозяйство страны должно было превратиться из единоличного в коллективное — колхозное.

Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так, в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% хозяйств, на 1 апреля 1930 года этот показатель составлял уже 50,5%, а в октябре 1931 года — около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70% хозяйств. К осени 1931 года в республике 78 районов из 122 охватили коллективизацией от 70 до 100% хозяйств. Жесткие, насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 году органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек.

Вопрос № 58. Сталинская реформа традиционной казахской хозяйственности

Вопрос о путях развития сельского хозяйства СССР обсуждался на XV съезде партии (2—19 декабря 1927 г.). Съезд взял курс на коллективизацию сельского хозяйства. Казахстан волею сталинского руководства был отнесен к той региональной группе, где коллективизацию необходимо было завершить весной 1932 года. В республике началась форсированная кампания во что бы то ни стало «перепрыгнуть» эту планку.

Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана. Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации. Утратив скот, обитатели степи лишились традиционного для них мясо-молочного рациона питания.

Хлеб в ауле, в силу неурожая, также отсутствовал, а тот, что был, — выгребли по хлебозаготовкам. Покинуть зону бедствия без лошадей, верблюдов голодному кочевнику, преодолевая огромные расстояния в несколько сот, а то и тысяч километров, было невозможно. Для бесскотного казахского шаруа огромная степь из кормилицы превратилась в могилу.

Вопрос № 59. Формирование казахской диаспоры: история и судьбы.

Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела насильственный или вынужденный характер миграций, вследствие политических и религиозных причин вплоть до 1960-х годов.Рассматривая казахскую диаспору, можно констатировать следующее: ее представители являются составной частью всего казахского народа, имеют единую прародину - Казахстан, исповедуют мусуль-манскую религию, относятся к тюркоязычным народам, но вследст-вие внутри- и внешнеполитических событий в прошлом, в настоя-щий момент проживают за его пределами, чаще всего, в странах Азии, Западной Европы и АмерикиЧисленность казахской диаспоры не превышает 800 тыс. Человек.
Характер причин формирования и развития казахской диаспо-ры дифференцируется, как: политический (казахско-ойратские вой-ны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны каза-хов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., национально-освободительное движение 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане, антиправительственная борьба казахов в Восточ-ном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-е гг., Вторая мировая вой-на); религиозный (затруднения, связанные с совершением хаджа в Мекку и Медину в царский и советский периоды); и экономический (разрушение традиционной ко-чевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990-х гг., нестабильность в первые годы суверенитета в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отно-шениям, после развала СССР).

Вопрос № 60. С. Садуакасов - защитник интересов казахского народа

Будучи на государственном службе, отстаивал идею государственности и территориальной целостности Казахстана. В 1921 году руководил переходом Семипалатинской области из подчинения Сибревкому в состав КАССР.

В марте 1922 года С.Садуакасов и М.Ауэзов представили руководству республики проект политической и социальной работы среди казахов. В этом документе были указаны пути ликвидации национального неравенства. С.Садуакасов выступал против геноцида казахского народа, насильственной коллективизации, превращения Казахстана в сырьевой придаток России, за что подвергался гонениям и преследованиям.

С.Сауакасов был признан вождем правовых сил, вдохновителем националистов и алашординцем в рядах компартии.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 5866.