В июле 1905 года группа представителей национальной элиты, в последующем принявшая либеральные позиции национально-освободительного движения, на ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, организовала петицию от имени казахского народа, адресованную императору Николаю II и составленную на имя председателя Совета Министров С. Ю. Витте. Этот не имеющий аналога документ вошел в историю Казахстана под именем «Каркаралинской петиции».
«Каркаралинская петиция» была подписана огромным количеством людей — 14500 человек официально выразили согласие с необходимостью решать в Казахстане земельный вопрос, поднимать проблемы образования, религии, равноправия женщин, самостоятельности казахского народа. После подписания петиция почтой была отправления на имя царя.
В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.
Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе.
Были составлены несколько вариантов Каркаралинской петиции, наиболее полно отражала проблемы казахов начала XX в. петиция, направленная в адрес министра внутренних дел. Её перевёл на русский язык Т.Нурекенов. Она состояла из 47 пунктов. Копии Каркаралинской петиции к царю были посланы в редакции российских газет. В петиции предлагалось решить религиозные вопросы, вопросы образования и судопроизводства, земельные вопросы.
Требования казахов:
Выборная система
· Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должность мировых посредников.
· Предлагалось обязательное участие казахов в высшем законодательном органе империи.
Религиозные вопросы
· Предлагалось подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию.
· Казахи требовали запретить посещение казахских аулов православными миссионерами.
· Казахи требовали наложить запрет на недостигших совершеннолетия казахов переход в другую религию.
· Казахи просили о назначении сборщиков для сбора религиозных налогов для стипендии ученикам из бедных семей.
· Образование и казахский язык Предлагали обязательное преподавание в школах азов мусульманства, только затем обучение русской грамоте.
· Против обучению казахов христианству в школе.
· Перевод делопроизводства на казахский язык.
· Добиться того, чтобы начальники знали казахский язык.
· Писари, рассыльные и стражники должны быть из числа местного населения.
Суд
· Были против административной высылки степняков без суда и следствия.
· Предлагали подчинить суд биев не местным властям, а Министерству юстиции.
· Казахи предлагали изъять из ведения военных губернаторов и уездных начальников бракоразводные дела.
Земельный вопрос
· Казахи в решении земельного вопроса требовали оставить в ведении хозяев зимние и летние стоянки.
· Вернуть отобранные у степняков за последних 20 лет земли.
· Допустить свободное пользование лесов, соляных и рыбных озер.
· Казахи требовали свободные земли в районе казахских кочевий передавать только мусульманам-башкирам.
Историческое значение
· Царизм требования и предложения Каркаралинской петиции не выполнил, но допустил казахов в состав I и II Госдум России.
· Петиция в концентрированной форме выразила наиболее значительные проблемы казахов.
· Показала рост политического самосознания казахов.
Свидетельствовала о решимости народа защитить свои ущемленные права.
№35 Создание Кир гизского (Казахского) рев олюционного ком итета и его состав , ц ели и задачи .
По мере освобождения территории Казахстана от белогвардейцев восстанавливалась советская власть. 10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком).
В первый его состав вошли: С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, В. Лукашев, А. Джангильдин, М. Тунганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев. В разное время членами Казревкома были А. Айтиев, С. Аргыншиев, А. Авдеев, Г. Алибеков, Б. Каралдин.
В ведении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Торгайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели ктому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома.
Казревком сосредоточил в своих руках «высшее военно-гражданское управление краем», а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования советской государственности казахского народа. Так сложилось, что этому по существу чрезвычайному органу революционной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд Советов Казахстана.
Функции чрезвычайности Казревкому навязала сложная обстановка гражданской войны. Именно она определила военно-гражданский характер Казревкома. Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т. е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности. Одновременно Казревкому пришлось включиться в решение продовольственных проблем снабжения действующей армии, поставки хлеба и других продуктов питания в центр, Туркестанскую АССР, т. е. главного элемента политики «военного коммунизма». Казревком функционировал 15 месяцев — с июля 1919 г. по октябрь 1920 г. С момента своего возникновения Казревком вел огромную работу подготовительного характера по провозглашению советской автономии казахского народа.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1981.