Правовая политика Советского государства в годы войны, чрезвычайное законодательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основ­ном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако фор­мирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-правовым. Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы. Существен­ные изменения произошли в области наследственного, семейного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой — другие имущественные права этих субъектов.

В военных условиях существенные изменения произошли в об­ласти уголовного права. В июле 1941 г. принимается Указ Президиу­ма Верховного Совета СССР «Об ответственности за распростране­ние в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Антисоветские слухи квалифицировались как контрре­волюционная агитация. В ноябре 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») вводятся особые меры наказания — смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включается продажа махорки и самогона в боль­ших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению ги­потез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разного рода государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» долж­ностными лицами подпало под действие Закона (август 1932 г.) О хищениях социалистической собственности. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воз­душного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена к банди­тизму. В июне 1943 г. принимается Указ «Об ответственности за хище­ния горючего». Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд осо­бенностей: шире стал использоваться принцип аналогии и возмез­дие; как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч. Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголов­ная ответственность стала применяться за действия ранее наказуе­мые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ (как и ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрирован­ный брак. Отменялся судебный порядок установления отцовства и взыскания алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохра­нялся судебный порядок установления фактических брачных отно­шений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользо­вались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции.

В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров об имуще­стве. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в дого­ворных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудо­вания, сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался порядок подряд­ного строительства и составления сметной документации.

В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в райо­нах, освобожденных от немецкой оккупации» предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строитель­ства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам.

В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязатель­ный минимум трудодней для колхозников. Тогда же принимается постановление о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству колхозами в годы войны был дополнен: создавался целый ряд специальных фондов (для поставок Красной Армии и т.п.). Законодатель, с одной стороны, стимулиро­вал более интенсивное использование земель (в частности, пустую­щих) колхозами, а с другой — проводил политику огосударствления колхозов.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеровской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великоб­ритании и СССР и создана Консультативная комиссия для опреде­ления условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. — в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государ­ственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские тер­ритории).

Особая система военной юстиции регламентировалась июль­ским (1941 г.) указом «О военных трибуналах в местностях, объ­явленных на военном положении и районах военных действий». Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гар­низонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов слу­жили военная, военно-железнодорожная, военная водно­транспортная коллегия Верховного суда СССР и Пленум Вер­ховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организацион­ную работу, соответствующие специальные прокуратуры — об­щий надзор и поддержание обвинения. Часть территориаль­ных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осад­ном положении) также преобразовывались в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоян­ных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибу­налов не подлежали кассационному обжалованию (пересмат­ривались только в порядке надзора); дела слушались в закры­том процессе. Командующие армиями и округами, военные со­веты могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рас­сматривая все наиболее опасные деяния, вплоть до спекуля­ции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсуд­ность конкретного дела — общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нару­шению порядка» расстрел применялся без судебного разбирательства.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.