Формирование командно-административной системы управления в 1930 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На апрельском (1929) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике дол­жен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более уме­ренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее.

В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) полу­чал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные ак­тивисты и работники ГПУ.

К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильствен­ный характер, рыночные механизмы были сломаны. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллекти­визации, в январе 1930 г. специальная комиссия Наркомзема разра­ботала график коллективизации. К осени 1930 г. сплошная коллек­тивизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось кол­лективизировать годом позже. На всей территории страны преобла­дающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйствен­ная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. В состав т.н. кулачества включа­лись три категории крестьян:

1) кулаки, занимавшиеся «контррево­люционной деятельностью»;

2) кулаки, не оказывающие активного сопротивления власти;

3) кулаки, признанные лояльными по отно­шению к власти. Представители первой и второй категории подвер­гались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории переселялись (в пре­делах областей, где они проживали) на необработанные земли. Рас­кулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из: пер­вого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачи­ваемых составлялись при содействии деревенских активистов и ко­митетов бедноты.

В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государству, и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чист­ка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаго­товительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и ка­рательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны.

Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах, пер­вый из которых был принят в разгар коллективизации, второй — после ее завершения — «примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 г.

В Уставе 1930 г. отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобщест­вляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные, кор­мовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности — по­стройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п.

Прием в члены артели производился правлением, решения кото­рого утверждались общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались.

В сентябре 1932 г. принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепив­шее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП(б) указывается на необходимость создания унифицированных бригад. В 1933 г. были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новой форме оплаты труда) для колхозников.

С ноября 1934 г. Наркомзем начинает подготовку нового пример­ного Устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имущества, которые обобществля­лись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где форми­ровался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона).

Усиление плановых и централистических начал сказалось в поло­жении ст. 6, установившей обязанности колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осущест­влять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком.

В качестве основной формы организации труда Устав закреплял бригаду, в качестве оплатытрудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обяза­тельные нормы выработки.

В мае 1929 г. V Съезд Советов СССР после неоднократных пере­смотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. XIV съезд партии через год провозгласил уско­рение темпов социалистического строительства («пятилетку в четы­ре года»). В промышленности административный способ распреде­ления ресурсов подменил собой планирование. Это было результа­том противоречий между плановыми показателями и реальной воз­можностью их выполнения.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления техни­ческих кадров. В апреле 1928 г. было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 1930—1931 гг. прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьян­ской трудовой партии», специалистами ВСНХ и др.).

Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руково­дящие посты рабочих — членов партии негативно сказывалась на развитии производства. В июне 1931 г. была сделана попытка оста­новить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецсредство», слишком быстрое выдвижение неквалифицирован­ных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискримина­ционные меры по отношению к старым кадрам отменялись (напри­мер, ограничения доступа их детей к высшему образованию).

Важнейшим инструментом управления централизованной эко­номикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование рас­пространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытес­няется моментами непосредственного управления. Организацион­ные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 г. стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация уп­равления промышленностью, проводимая в 1929 г., учитывала это обстоятельство.

Еще в 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами — отделами) были созданы отраслевые главные управ­ления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономичес­кое управление.

Сложилась трехзвенная система управления: главк — трест — предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению произ­водственных планов. С 1929 г. центр оперативного управления пере­мещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 г. хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них созда­вались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (об­ластные) тресты и (районные) промышленные комбинаты.

ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной про­мышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование.

Реконструкция экономики в направлении централизации и пла­нирования повела к существенным преобразованиям кредитной сис­темы. Уже в 1927 г. целый ряд частных кредитных организаций (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 г. запрещается частным лицам открывать магазины и лавки.

В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующей реформе период су­ществовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при ко­тором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от акта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 г. эта форма кредитования запрещается и заменяется бан­ковским. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществлять­ся по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления про­мышленностью.

XVII съезд партии в начале 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппа­рата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппа­рата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была лик­видирована функциональная система управления экономикой, вмес­то нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых цент­ральных ведомств.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал вза­имоисключающие черты и тенденции (централизация — децентра­лизация, ужесточение регулирования — либерализация и т.п.). Ос­новными итогами ее становления стали: сращивание государствен­ного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 320.