Развитие отраслей права в 1930 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточи­валась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие опреде­ленные правила поведения. По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единст­вом. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании. С 30-х гг. все большее число постанов­лений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентиро­вались наиболее серьезные политические акции, например, коллек­тивизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: прави­тельства и ЦК).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало админи­стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту прожи­вания и ограничены в праве передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направлен­ных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных зе­мель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти госу­дарству», в марте — «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».

Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками тру­додней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное ис­пользование колхозами земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О за­прещении исключения колхозников из колхозов». Государство стре­милось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановле­ние «О мерах по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспече­ния, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учрежде­нии). Одновременно правительство вводило на производстве трудо­вые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, по­ощрения и взыскания, налагаемые на работника.

В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабо­чий день; вместо пятидневной рабочей недели — шестидневная ра­бочая неделя.

Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работ­ников с предприятий и учреждений, а также переход с одного пред­приятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись уго­ловные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается Указ «О государственных трудовых ре­зервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квали­фицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении прави­тельства.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.