Цель: выявление и развитие лидерских качеств волонтеров.
Задачи: 1. познакомить с понятием лидерства;
2. выявить лидерский потенциал;
3. развивать лидерские качества.
Участники: волонтеры УВО.
Материалы:
Ватман или флитчат – 6 шт.
Ручки – по количеству участников.
Бумага – по 2-3 листа А 4 каждому участнику.
Карточки с заданиями – 6 шт.
Маркеры – 5-6 шт.
Тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий – по количеству участников.
Стикеры – на каждого по 2 шт.
Продолжительность: 165 мин. без видеоролика.
Программа:
1. Озвучивание целей и задач 3 мин.
2. Знакомство. 10 мин. Бумага, ручки.
А) - Подумать и ответить на 4 вопроса. Кто я? Откуда? Куда я иду? Зачем? Записать ответы на бумаге.
Б) - Построиться в две колонны. Двигаемся навстречу друг другу и озвучиваем ваши ответы. Одна колонна будет «перетекать» в другую пока вы не познакомитесь со всеми.
3. Правила группы. 5-7 мин. Ватман или лист флитчата прикреплен к стене.
Обсуждение правил, по которым будет работать группа. Запись на ватмане или флитчате.
4. Ожидания участников – упражнение «Парковка». 10 мин. Ватман или лист флитчата прикреплен к стене.
-Записать на стикере свои ожидания от тренинга.
Каждый участник по очереди подходит к ватману или флитчату, озвучивает и прикрепляет стикер.
5. Игра «Эксперты». 2 мин. 6 карточек с заданиями.
Раздать карточки с заданиями 6 участникам.
- Отдельные участники получили задание. Молча, прочитайте его и выполняйте по ходу тренинга. Мы обсудим позже результаты.
6. Упражнение «Потрет лидера». Мультимедийная презентация. Бумага. Маркеры.
А) 10 мин.
- Продолжите фразу «Лидер – это…».
- Делимся на группы по 5-6 чел.
- Обсудите в группе. Запишите групповое решение на лист и определите человека, который представит мнение вашей группы всем участникам. На это -5 мин.
Выступление представителей групп.
На экране мультимедийный слайд 1 – определение понятия «Лидер».
Лидер – индивид с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на достижение целей, важных для группы.
Лидерство имеет место в группе людей, которым приходится решать проблемы, затрагивающие их интересы.
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Способ реализации такого воздействия на группу людей, которое может высвободить энергию каждого её члена, для достижения желаемой всеми цели. [1]
Зачитать определение.
Б) Мозговой штурм. 10 мин. Бумага, маркеры.
Слайд 2.
1) Лидером рождаются или становятся?
2) Лидерство часто ассоциируется с бизнесом или политикой. Выразите своё видение.
3) Как воспитывать в себе лидерство?
- Обсудите в группе вопросы. Запишите групповое решение на лист и определите человека, который представит мнение вашей группы всем участникам.
Заслушать каждую группу. Повесить на стену записи групп.
В) Работа в 4-х группах. 35 мин.
– Подумайте и озвучьте, имена авторитетных для вас людей с сильно выраженными лидерскими качествами. По очереди каждый.
Ведущий делит участников на 4 группы: чемпионы, победители, лидеры, руководители.
-Сейчас мы составим портрет лидера.
Задание.
- Каждый на листке описывает авторитетных людей или человека, которого он называл. Затем вы сводите свои данные на один ватман. И делегируете человека, который озвучит информацию для всех. И мы «нарисуем» портрет лидера.
Слайд 3. Группа «Победители» описывает черты лидеров (качества).
Группа «Чемпионы» описывает ситуации, в которых проявлялись лидеры.
Группа «Лидеры» описывает поведение, стили поведения лидеров.
Группа «Руководители» описывает отношение к производству (к результатам труда, к хорошим идеям, к качеству оборудования и услуг, принимаемые решения) и отношение к людям (стремление к дружеским отношениям, к участию персонала в принятии решений, справедливую оплату труда).
Каждая группа представляет свою работу.
- Мы исследовали феномен лидерства. Существует несколько концепций лидерства.
1. Теория лидерских качеств (черт) – группа «Победители».
2. Ситуационная теория - группа «Чемпионы».
3. Поведенческие теории - группа «Лидеры».
4. Двухмерная модель лидерства Р.Блейка и Д.Моутон.
- Какие черты личности приводят к лидирующему положению? Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволят безошибочно определить эффективного лидера. В различных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные личные качества. Человек не становится руководителем только, если обладает наборов личных свойств. Однако лидерам присущи определенные черты, выделяющие их среди людей. Есть некоторые качества, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера. [1]
Слайд 4. Лидеры более умны, чем их последователи. Важны когнитивные навыки – широкий умственный кругозор и способность к предвидению. Но еще больше - эмоциональный интеллект. Компетентность - образованность, уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, напористость, общительность, развитое чувство справедливости, экстравертность, интуиция. [1]
Слайд 5. Руководители называют следующие общие для эффективных лидеров черты: способность работать с большим кругом людей, умение брать на себя ответственность за решение важных задач, стремление к достижению больших целей, опыт руководства коллективом, большой опыт в исполнении различных деловых функций в процессе карьерного восхождения. Успех лидера – в соответствии его реакции той ситуации, с которой он столкнулся. Профессиональное обучение – фундамент для завоевания лидерских позиций. Профессиональные качества трансформируются в потребности самовыражения и через них – в лидерство. Если вы постоянно повышаете свою квалификацию, то готовитесь к карьере руководителя.
В соответствии с поведенческой концепцией управление людьми - всегда взаимосвязанный процесс. Лидер должен изменять своё поведение применительно к личным качествам последователей с учетом их ценностей, ожиданий и навыков. Сочетать разные стили лидерства: авторитарный, либеральный и демократический. По результатам исследований, люди чаще всего предпочитают демократический стиль руководства, особенно там, где большинство работников высокой квалификации. Среди рабочих, имеющих низкую квалификацию, предпочтительней директивный стиль.
На стиль лидерства влияют представления лидера об отношении руководимых им людей к труду и о том, что является для них действенным стимулом к труду. Существуют две теории: теория Х и теория Y. [1]
Слайд 6. Теория Х – лидер исходит из следующих предположений относительно руководимых им людей:
1) любой нормальный человек не имеет желания трудиться и стремится уклонится от работы, насколько это возможно;
2) в силу того, что люди не расположены к труду, их следует принуждать, контролировать, руководить ими, угрожать наказанием, если они не предпринимают достаточных усилий, чтобы достичь поставленных организацией целей;
3) любой нормальный человек предпочитает, чтобы им управляли, он стремится избежать ответственности и относительно нечестолюбив; больше всего люди желают личного спокойствия.
Принцип, основа теории Х – управление и контроль, т.е. властные действия.
Слайд 7. Теория Y:
1) затраты физических и духовных сил на работе столь же естественны, как и при игре или отдыхе;
2) угроза наказания или внешний контроль – не единственные средства, стимулирующие достижение поставленных организацией целей; люди способны к самоуправлению и самоконтролю при достижении целей, которым они привержены;
3) приверженность целям является функцией вознаграждения, ассоциирующегося с достижением этих целей;
4) нормальный человек, поставленный в соответствующие условия, не только берет на себя ответственность, но и стремится к ней;
5) людям нередко присущи склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем;
6) в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал человека лишь в редких случаях используется полностью.
Теория Y предполагает создание условий, в которых члены организации наилучшим образом достигают и собственных целей, одновременно с достижением успехов предприятия (процесс взаимодополнения). [1]
Выразите своё отношение аплодисментами к каждой теории.
Обсуждение.
Слайд 8.
Функции лидера:
Администратор
Планировщик
Политик
Эксперт
Представитель группы во внешней среде
Регулятор отношений внутри группы
Источник управляющих воздействий
Третейский судья и «миротворец»
Пример для подражания
Символ группы
Как фактор, освобождающий от индивидуальной ответственности
Проводник группового мировоззрения
«Отец»
«Козел отпущения»
Обсудить.
Слайд 9.
Восприятие лидера его группой:
«Один из нас»
«Подобный большинству из нас»
«Лучший из нас (эффективный лидер), но ненамного лучше»
«Оправдывает ожидания последователей»
Зачитать.
Упражнение «Собери фразу».
- По группам соберите фразы, на которых описаны лидерские навыки. Зачитать в каждой группе результат.
Слайд 10.
Лидерские навыки:
1) способность эффективно и ответственно использовать власть;
2) признание того, что поведение людей определяется различными мотивирующими факторами в различных ситуациях и в разные моменты времени;
3) способность вдохновлять, вызывать чувство энтузиазма у ведомых;
4) организация своих действий таким образом, чтобы они способствовали созданию надлежащего организационного климата, поддержанию у подчиненных высокого уровня мотивации к плодотворной работе.
Сравнить результаты.
Слайд 11. Отличия лидера от руководителя
Руководитель: Лидер:
Командует людьми учит людей
Полагается на власть полагается на добрую волю
Вызывает в людях страх вызывает воодушевление
Говорит «Я» говорит «Мы»
Ругает за неполадки ищет пути их устранения
Знает, как надо работать показывает, как делать
Говорит: «Идите» говорит: «Пойдем!»
ЭНЕРДЖАЙЗЕР 7 мин.
7. Упражнение «Эксперт». 15 мин.
6 человек называют по 1 участнику с ярко выраженными лидерскими качествами.
Объясняют свой выбор.
Берут интервью у этих людей по теме.
8. Тест «Выявление лидерского потенциала». 10 мин. Тесты.
9. Видеоролик «Что такое лидерство». Просмотр.
10. Эссе на тему «Лидер – это продавец мечты». 20-25 мин. Ручки, листы.
Зачитать 1-2 по желанию. Обсудить.
11. Упражнение «Мечта». 20 мин.
-Закрыть глаза и представить себя в будущем. Описать.
12. Рефлексия «Мишень». 3 мин. Ватман с нарисованным кругом.
- Снимите стикеры с ожиданиями, решите, насколько ваши ожидания от тренинга оправдались. Покажите это. Поставьте значок: в центре – если они полностью оправдались.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.1
Карточка с заданием для игры «Эксперты»:
- Пожалуйста, никому не показывайте своё задание. Во время тренинга понаблюдайте за участниками. Выберите человека с ярко выраженными лидерскими качествами. Подумайте, как они проявляются?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.2
Тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий
Назначение теста: представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Инструкция к тесту: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал:
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
§ A) да;
§ Б) нет.
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
§ А) да;
§ Б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
§ А) да;
§ Б) нет.
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
§ А) да;
§ Б) нет.
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
§ А) да;
§ Б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
§ А) да;
§ Б) нет.
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
§ А) да;
§ Б) нет.
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
§ А) да;
§ Б) нет.
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
§ А) да;
§ Б) нет.
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
§ А) да;
§ Б) нет.
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
§ А) да;
§ Б) нет.
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
§ А) да;
§ Б) нет.
13. Считаете ли вы себя мечтателем?
§ А) да;
§ Б) нет.
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
§ А) да;
§ Б) нет.
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
§ А) да;
§ Б) нет.
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
§ А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
§ Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
§ А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
§ Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
§ А) с покорными людьми;
§ Б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
§ А) да;
§ Б) нет.
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
§ А) да;
§ Б) нет.
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
§ А) да;
§ Б) нет.
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
§ А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
§ Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
§ А) да;
§ Б) нет.
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
§ А) да;
§ Б) нет.
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
§ А) да;
§ Б) нет.
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
§ А) самый компетентный человек;
§ Б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
§ А) да;
§ Б) нет.
28. Уважаете ли вы дисциплину?
§ А) да;
§ Б) нет.
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
§ А) тот, который все решает сам;
§ Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
§ А) коллегиальный;
§ Б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
§ А) да;
§ Б) нет.
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
§ А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
§ Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
§ А) промолчите;
§ Б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
§ А) да;
§ Б) нет.
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
§ А) да;
§ Б) нет.
36. Что бы вы предпочли?
§ А) работать под руководством хорошего человека;
§ Б) работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
§ А) согласен;
§ Б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
§ А) да;
§ Б) нет.
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
§ А) да;
§ Б) нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
§ А) опускаете руки;
§ Б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
§ А) да;
§ Б) нет.
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
§ А) да;
§ Б) нет.
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
§ А) введу нужные изменения немедленно;
§ Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
§ А) да;
§ Б) нет.
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
§ А) да;
§ Б) нет.
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
§ А) да;
§ Б) нет.
47. Кем бы вы предпочли стать?
§ А) художником, поэтом, композитором, ученым;
§ Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
§ А) могучую и торжественную;
§ Б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
§ А) да;
§ Б) нет.
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
§ А) да;
§ Б) нет.
Ключ к тесту: сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов.
Интерпретация результатов теста
§ Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
§ Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
§ Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
§ Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.3
Теории лидерства. (Упражнение 6)
Вывесить на стене на отдельных листах:
теория лидерских качеств (черт),
ситуационная теория,
поведенческие теории,
двухмерная модель лидерства Р.Блейка и Д.Моутон.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.4
Упражнение «Собери фразу». Карточки со словами:
1.
способность
эффективно
и ответственно
использовать
власть
2.
признание того,
что поведение людей
определяется различными
мотивирующими факторами
в различных ситуациях
и в разные
моменты времени
3.
способность
вдохновлять,
вызывать
чувство
энтузиазма
у
ведомых
4.
организация своих
действий так,
чтобы они
способствовали
созданию надлежащего
организационного климата,
поддержанию у подчиненных
высокого уровня
мотивации
к плодотворной работе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 589.