ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Задорожнюк Светлана Александровна, педагог-психолог 1 категории отдела воспитательной работы с молодежью

Республика Беларусь, г.Гомель, ул.Ланге, 5, каб. 205, т. +375447677634

           

           

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

                                                  

Задорожнюк С. А.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

.

 

Гомель

2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Из опыта работы волонтерского отряда социально-педагогической и психологической службы ……………………………………………………..   4

 

Список литературы …………………………………………………………… 32

 

Приложения…………………………………………………………………….  33

 

Волонтерский отряд  социально-педагогической и психологической службы Гомельского государственного медицинского университета занимается социальным  волонтерством. Проводит мероприятия для детей-сирот, детей с особенностями психо-физического развития, младших школьников, молодежи, пожилых людей, одиноко проживающих, инвалидов.

Отряд награжден почетной грамотой университета, дипломом администрации Центрального района  г. Гомеля как «Лучший волонтерский отряд социальной направленности» 2017г., благодарственными письмами от администрации и районной организации Белорусского Общества Красного Креста (БОКК) Центрального района г. Гомеля, имеет благодарственные отзывы от учреждений образования и ГУО «Гомельский детский дом».

Работа волонтеров освещалась в СМИ: в газетах «Медицинский вестник», «36 и 6»; на сайте университета; на сайте Гомельской областной и Центральной районной организации БОКК.

Оформляются стенды по волонтерской работе в главном корпусе университета.

Руководит отрядом педагог-психолог отдела воспитательной работы с молодежью Задорожнюк Светлана Александровна.

В 2017-2018 учебном  году в работе волонтерского отряда приняли участие 139 человек. Количество бенефициаров: 79 детей-сирот; 1050 детей; 20 пожилых, одиноко проживающих; 1445 студентов; 50 посетителей поликлиники - всего 2636 человек.

Для снижения затрат университета на проведение социально значимых мероприятий привлекаются дополнительные ресурсы. Руководитель волонтёрского отряда сотрудничает с общественными организациями: Белорусское Общество Красного Креста, «Гомельская Ассоциация детей и молодежи», «БРСМ», «БелСеть антиСПИД»;  проходил обучение на дистанционных обучающих курсах  на портале дистанционного обучения РОО «БелАЮ»;  участвовал в  семинарах и тренингах по эффективному менеджменту. Педагог-психолог и волонтеры готовят заявки волонтерских инициатив, принимают участие в конкурсах проектов и получают гранты для реализации социально значимых мероприятий.

Проектная деятельность - это один из методов личностно-ориентированного, развивающего обучения. Она способствует развитию логического мышления и творческих способностей, обобщению имеющихся знаний обучаемых. Приучает к поиску решений конкретных, жизненно важных задач. Сущность метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно большую задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со сбора и анализа информации, затем конкретной деятельности для достижения намеченных целей, и заканчивая оформлением результатов. Студенты, объединяясь в добровольческие группы, реализуют свою позитивную гражданскую позицию и показывают тем самым пример своим сверстникам. В ходе социальной практики формируется самостоятельность, ответственность и инициативность волонтеров. Студенты получают опыт работы с людьми, улучшают коммуникативные навыки, у них формируются лидерские качества, компетентность, расширяется кругозор. Они реализуют потребность в общении, приобретают новых друзей. Бенефициары получают необходимую информацию, знания по профилактике социально значимых заболеваний и вредных привычек, эмоциональную поддержку и опыт участия в мероприятиях. Уменьшается нагрузка на оплачиваемый персонал учреждений образования и здравоохранения.

Значимые проекты,
алгоритм реализации, необходимые ресурсы

    Объединенная волонтерская инициатива г.Гомеля по противодействию торговле людьми и насилию в отношении женщин, детей и молодежи.

Международный проект «LOVE-LIFE» (Люблю жизнь) – обучение «Равный обучает равного», движение против наркотиков, ВИЧ/СПИДа при поддержке  ООО «АСДЕМО».  

Проект «Доброе сердце» - развивающие мероприятия для воспитанников Гомельского детского дома и Гомельского дома ребенка.

Движение Красного Креста.

Проект «Здоровье – это здорово».

Объединенная волонтерская инициатива г.Гомеля
по противодействию торговле людьми и насилию в отношении женщин, детей и молодежи

Добровольцы принимали участие в акциях, посвященных противодействию торговле людьми и насилию в отношении женщин, детей и молодежи.

Волонтеры приняли участие в обучающих тренингах. Студенты освоили «Базовый курс волонтера» и приобрели знания по безопасному выезду и пребыванию за границей, способах ненасильственной коммуникации в семье.

 

 

 

Разработана программа тренинга по противодействию торговле людьми и трудовому рабству за рубежом «Сделай правильный шаг» и методический материал для кураторов «Призрачное счастье…Работа за границей: миф или реальность?» для проведения круглого стола на кураторских часах в группах 1-3 курсов. Волонтеры подготовили статьи в университетскую газету «36 и 6»,  методические материалы: «Обучающий семинар для кураторов по профилактике торговли людьми и трудового рабства», кураторский час «Предупреждение домашнего насилия» и программу обучающего тренинга «Проведение инфосессии».

 

 

     

 

Проводилась работа в социальных сетях. Подготовлена страничка в социальной сети «ВКонтакте» по предупреждению торговли людьми vk.com/viezdzagranicu. Волонтеры рассылали информационные и видеоматериалы по теме друзьям  (акция «Расскажи другу про это»), размещали фотоотчеты. Обсуждаемые темы: правила безопасного выезда и пребывания за границей, торговля людьми в современном мире, предупреждение домашнего насилия.

 

 

            

 

Проведен семинар для 120 кураторов и ответственных за воспитательную работу на кафедрах.

 

 

Оформлены  информационные стенды в общежитиях, подготовлена статья в областную газету «Гомельские ведомости».

 

 

 

 

 

 

Проведена акция с раздаточным материалом «Остановим торговлю людьми!» для 1500 студентов.     

 

    

Подготовлен буклет о реализации проекта. Проведены информационные сессии в учебных группах и для преподавателей университета, подготовлены работы для участия в областном конкурсе плакатов на тему противодействия торговле людьми и домашнему насилию. Плакат волонтера Петруненко А.В. занял первое место. Подготовлена печатная продукция, которая размещалась в лечебных учреждениях г.Гомеля и приходах Гомельской епархии.

 

                  

Проведены инфосессии в колледже художественных промыслов для уч-ся 1-2 курсов по предупреждению торговли людьми и домашнего насилия, в лечебных учреждениях для врачей.

 

 

Материальная и информационная поддержка осуществлялась отделом воспитательной работы с молодежью университета, а также Гомельской областной организацией БОКК в рамках проекта «Участие волонтеров в противодействии торговле людьми» в Гомельской области при поддержке Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Исландского Красного Креста.

 

    

 



ДВИЖЕНИЕ Красного Креста

Волонтеры ежегодно принимают участие в мероприятиях Центральной районной организации Белорусского Общества Красного Креста (ЦРО БОКК). Раздаточные и расходные материалы предоставляет ЦРО БОКК. Материальную и информационную поддержку обеспечивает отдел воспитательной работы с молодежью университета.

 

                               

                                      

РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

В волонтерской работе принимают участие студенты факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран. Они проводят акции к праздничным датам, мероприятия для привлечения новых волонтеров. Делятся опытом работы с волонтерами других учреждений образования.

 

Акция к Дню влюбленных

Акция к Дню влюбленных

 

 

Акция к Дню влюбленных

Семинар по развитию волонтерского движения для студентов факультета по подготовке специалистов

НАШИ НАГРАДЫ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шейнов, В. П. Психология лидерства, влияния, власти / В.П. Шейнов. – Минск : Харвест, 2008. – 656 с.

 

2. Ребенка можно защитить от ВИЧ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ggdst.gomel.by/s/spps_spid_z_rebenok.pdf. – Дата доступа: 16.03.2015

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

До 45 мин.

Программа

1. Разминка. 3 мин.

2. Озвучивание темы, целей и задач тренинга. 1 мин.

3. Знакомство с новыми участниками. Студенты пишут имена на стикерах и прикрепляют к одежде. 1 мин.

4. Озвучивание результатов конкурса плакатов по подготовке листовки, календаря по предупреждению домашнего насилия и торговли людьми. Демонстрация изготовленных листовок. Награждение победителей. 3 мин.

5. Упражнение «Обними соседа». 2 мин.

6. Информационный блок «Проведение инфосессии по предупреждению домашнего насилия». 10-15 мин.

- Вы будете проводить инфосессии на клинических кафедрах и в православных приходах для врачей и священнослужителей.

- Инфосессия предполагает краткое ознакомление аудитории с проблемой. Чаще всего это 1,5-2 часа работы с целевой группой. Но длительность ваших инфосессий – до 45 минут.

- Цель: повысить информированность по теме предупреждения домашнего насилия.

- Задачи: предоставление достоверной информации

       о характере и масштабах проблемы домашнего насилия в Беларуси;

       о том, как нужно действовать, если человек стал жертвой домашнего насилия;

       куда можно обратиться за помощью.

Рекомендации по проведению инфосессии

Волонтеры несут ответственность за качество предоставляемой информации. Информация должна быть изложена доступно и в необходимом объеме. 

Для более эффективного восприятия информации обязательно использовать интерактивные методики (диалог, экспресс-диагностика, дебаты и т.п.)

В течение всей встречи, особенно на начальном этапе, необходимо добиться расположения и доверия аудитории. Будьте уверены в том, о чем говорите. От этого будет зависеть – будут ли слушатели использовать предоставленную вами информацию как руководство к действию.

Важно быть мобильным! Если ранее запланированные моменты инфосессии окажутся для данной аудитории ненужными, необходимо заменить их так, чтобы группа не заметила вашего смущения.

Информация, исходящая от вас должна быть достоверной.

План

1) 5 мин. Введение. Подарок – печатная продукция (календари). Вопрос: что знают по теме? Обратить внимание на надпись на календаре.

2) Демонстрация мультимедийной презентации «Предупреждение домашнего насилия» в форме диалога.

3) Обсуждение алгоритма оказания информационной помощи пострадавшим. Вопрос: что можете сделать Вы? – дать листовку и рассказать, где и какие виды помощи оказываются.

Обратить внимание на информацию в листовке.

 

7. Ответы на вопросы. 5-10 мин.

8. Распределение кафедр и приходов. Сроки. Отчетность. 5 мин.

9. Упражнение «Массаж». 3 мин.

10. Рефлексия.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«БАЗОВЫЙ КУРС ВОЛОНТЕРА. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА»

Цель: введение в тему предупреждения домашнего насилия.

Задачи: 1. познакомить волонтеров – участников проекта друг с другом;

          2. озвучить будущие мероприятия в рамках проекта и ситуацию по теме в Республике Беларусь;

          3. сформировать позитивный образ будущей семьи;

    4. определить, в каких мероприятиях волонтеры желают участвовать.

Оборудование и материалы: план мероприятий по реализации проекта, листовки, электронная папка с информационными материалами для подготовки листовки, мультимедийная презентация «Предупреждение домашнего насилия», «Базовый курс волонтера», стикеры, ватман, ручки, блокноты, фломастеры, зеркало.

 

Минуты.

Упражнение «Слова» 5-7 мин.

-Счастливую семью строят счастливые и позитивные люди. И чтобы вы стали еще позитивней, предлагаю вам очень интересное упражнение «Слова».

-Слова вызывают у нас в сознании различные образы и ассоциации: негативные, позитивные. А те в свою очередь эмоции. Есть слова-убийцы, которые запускают негативные ассоциации, а есть наоборот, вдохновляющие, вызывающие позитивные образы.

-Разделите лист бумаги пополам. Слева напишите слова-убийцы, слова сомнения. Перечеркните их. Не употребляйте эти слова вовсе. Справа напишите слова, которые связаны с чем-то хорошим в вашей жизни, вызывают у вас положительные ассоциации, приносят вам радость. А эти слова произносите как можно чаще.

Участники выполняют упражнение.

- А теперь давайте посмотрим, что будет происходить с вами и вашей семьёй, если вы сделаете так, как я вас научила. Представьте, что мы сейчас – это ваша семья.

Каждый по кругу называет слово из правой колонки. Ведущий обращает внимание на эмоциональную реакцию говорящего. (Можно использовать зеркало, чтобы говорящий видел свою эмоциональную реакцию)

- Это очень полезное упражнение. Для улучшения своей жизни, выполняйте его в течение недели каждый день, вешайте слова на видном месте для напоминания, о тех, какие не говорим, и тех, которые говорим как можно чаще. Из слов состоят мысли, мысли побуждают нас к действиям, а действия и поступки формируют нашу судьбу. Чтобы улучшить свою судьбу, нужно улучшить свой активный словарный запас, наполнить его позитивными словами, словами успешных людей. Чтобы сделать свою семью счастливей, нужно наполнить её позитивными словами: супруг – любимый и счастливый, дети - талантливые и здоровые и т.п. и произносить эти слова как можно чаще. Чтобы программировать себя и свою семью на успех.

7. Упражнение «Пожелания». 3 мин.

Каждый участник высказывает свои пожелания участникам тренинга.

Энерджайзер. 1-2 мин.

Разделились на розы, маки.

Упражнение «Триумф»

- Ощутили себя счастливыми, здоровыми, умными, красивыми, достигшими своих целей, реализованными. И приняли аплодисменты в свой адрес. Это ваш триумф!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Бесплатное удовольствие

 

Сцена 1

Ведущий: Здравствуйте, представляем вашему вниманию реальную историю.

 

Действие в квартире, папа разговаривает по телефону, к дочери приходит парень

Парень: Здравствуйте, как у вас дела?

Папа: Все хорошо (обнимаются).

Парень: Катя, мне нужно с тобой поговорить. Выслушай. Нас пригласили на тусовку, транс-фестиваль на 5 дней. Все включено. Бесплатный проезд, проживание, питание. Развеемся, отдохнем. Поедем?

Катя: Спрошу у папы (Спрашивает у папы разрешение. Папа соглашается).

Катя и парень уезжают.

 

Сцена 2

Ведущий проносит табличку «ФЕСТИВАЛЬ». Звучит музыка. Парень и Катя танцуют.

Продавец подносит Кате напитки. Катя выпивает, берет ещё несколько раз, продолжает танцевать, все больше возбуждается, предлагает парню, тот отказывается. Она выпивает ещё.

Ведущий проносит табличку «5 день».

Катя в эйфории.

 

Сцена 3.

Приезжают домой. Папа встречает, кормит дочку, парень уходит. Дочь нервничает, ругается. Папа зовет на помощь соседку и вызывает скорую. Девочку увозят в больницу.

Ведущий: У девушки в крови обнаружили наркотик.

 

Ведущий:  Что вы почувствовали, когда увидели эту историю? Она вам понятна? Подумайте, в каких эпизодах можно изменить поведение актеров, чтобы история закончилась хорошо.  Мы еще раз покажем историю, а вы спасите девочку, заменив любого актера и проиграв его роль по-новому. Менять можно всех кроме продавца. Для этого хлопнете в ладоши в нужном месте.

Проигрывается несколько раз, пока есть возможность изменить историю в лучшую сторону.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Мимолетное увлечение

 

Сцена 1. Дома мама и сын.

Сын: Мама, я на дискотеку!

Мама (читает письмо из университета): Ваня, нам нужно поговорить. У тебя все в порядке?

Сын: Да, все хорошо.

Мама: Тебе пришло письмо из университета.

Сын: Какое письмо? О чем?

Мама: О многочисленных пропусках и неуспеваемости.

Сын: Ну, было… было пару штук.

Мама: Тут говорится об отчислении…

Сын: Всё, мама. Я пошел (уходит).

Мама: Мы не договорили! (хватается за голову).

 

Сцена 2

Сын (звонит по телефону): Да, сейчас подскочу! Да, я с матерью поругался! Скоро буду!

 

Сцена 3

Сын: (танцует) О, привет!

Друзья: Давай с нами (стоят с наркотиками; девушка отводит сына в сторону, предлагает наркотик).

Сын: А, че? Давай (пробует, видит галлюцинации; садится на мотоцикл, едет и попадает в аварию; разбивается).

 

Сцена 4

Приезжает скорая, милиция. Звонок от матери.

Следователь (поднимает трубку): Старший следователь Ковалева. Вы знаете, где ваш сын?

Мама: Уехал к друзьям, а что случилось?

Следователь: Телефон вашего сына найден на месте происшествия. Приезжайте на опознание…

 

Ведущий: Что вы почувствовали, когда увидели эту историю? Она вам понятна? Подумайте, в каких эпизодах можно изменить поведение актеров, чтобы история закончилась хорошо. Мы еще раз покажем историю, а вы спасите парня, заменив любого актера и проиграв его роль по-новому. Менять можно всех кроме девушки, предложившей наркотик. Для этого хлопнете в ладоши в нужном месте.

 

Проигрывается несколько раз, пока есть возможность изменить историю в лучшую сторону.

 

Ведущий: Вы увидели только 2 истории, как наркотики сломали жизнь 2 молодым людям. Мы изменили две истории, спасли 2-х человек. Вы увидели, как это можно сделать. Также мы можем изменять свою жизнь, в каждой ситуации поступать лучше. Для этого нужно просто быть осознанным, посмотреть на себя со стороны и поступать так, чтобы не разрушать свою жизнь, а сделать её ещё счастливее. Это зависит от нас. Мы сами строим свою счастливую жизнь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Задорожнюк Светлана Александровна, педагог-психолог 1 категории отдела воспитательной работы с молодежью

Республика Беларусь, г.Гомель, ул.Ланге, 5, каб. 205, т. +375447677634

           

           

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

                                                  

Задорожнюк С. А.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.