Софисты и Сократ. Метод Сократа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Софисты– представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции, платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Они преподавали не только судопроизводство, риторику, политику, но и все другие сферы и области знаний, которые человек мог использовать практически и которыми должен был владеть, если желал, чтобы его воспринимали как «мудрого».

Попали в сложную ситуацию? Поможем!Оказываем помощь по уголовным делам. Решения судов, благодарности на сайте. ПосмотриОказываем помощь по уголовным делам. Решения судов, благодарности на сайте. ПосмотриПерейтиЯндекс.Директ

Обучение софистов рассчитывалось на богатых подростков и юношей, начиная примерно с 15 лет, и являло собой отчасти преподавание уже известных дисциплин на более качественном уровне, отчасти новых дисциплин. Софисты выступали перед огромной публикой по праздникам и торжествам, выступали с импровизированными речами, отвечали на вопросы аудитории. Помимо подобных однократных выступлений, в кругу постоянных учеников читались курсы лекций, рассчитанные на более подготовленную аудиторию.

Общей чертой софистских учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек – мера всех вещей»: в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства, заложили основы науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Продик разработал основы учения о синонимах.

Сократ из Афин (469–399 до н.э.) – знаменитый античный философ, учитель Платона, крупнейший противник софистов. В центр собственных мировоззренческих интересов он устанавливает проблему человека. Основой постижения моральных принципов, правильного отношения к полису и религии Сократ считал необходимое познание самого себя. Подвергая критике софистов за отсутствие положительной идеи, Сократ пытается построить систему четких общих понятий, сущность которых он ищет в области духовного. Для решения этой задачи Сократ пользуется специальным методом, который условно может быть разделен на следующие части:

1) сомнение («Я знаю, что я ничего не знаю»);

2) ирония (выявление противоречия);

3) майевтика (преодоление противоречия, рождение истины);

4) индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам);

5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия).

По мнению Сократа, смысл жизни человека, высшая ее ценность - достижение счастья. Счастье - это содержание благоразумной, добропорядочной жизни, т.е. только нравственный человек может быть счастливым (или разумным, что, в сущности, одно и то же). Сократ разграничивает счастье и удовольствие; формулирует вопрос свободы воли; выясняет основные добродетели; обосновывает важность морального самосовершенствования личности. В трактовке всех этих проблем Сократ придерживается позиций рационализма. Знание - основа добра, незнание - начало аморальности, таким образом, знание и добро совпадают.

Философия Платона

 

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-Демиургом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые он открывает для себя мир.

Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.

Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум(философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники).

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения.

Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни, нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей.

Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.

Метафизика Аристотеля.

 

Философия метафизики Аристотеля считает, что каждый человек по своей внутренней организации стремится к знанию, а знание мыслитель отожествляет опыту, который в свою очередь получается из ощущения окружающего мира и запоминания, то есть чувств и памяти. А высшим знанием, ценным само по себе – мудростью, Аристотелевское учение о метафизике называет понимание первоначал и основ мира, выведенное из общих знаний, которые получаются умениями чувствовать и запоминать феномены мира. В своём учении о метафизике Аристотель называет первоначалами перечисленные ранее суть бытия, материю как источник, цель как универсальную форму движения и назначение всякого существующего.

Он заявляет, что философия - это наука о истине, то есть изучении сущностей, а всякое знание должно служить познанию этих сущностей, то есть, первопричин. А также Аристотелевская метафизика формулирует проблему сущностей, связанную не только с их познанием, но и установлением их наличия вообще; причём сущности он отводит и к физическому, то есть материальному, и к идеальному, в том числе символьному – словам и числам.

Метафизика Аристотеля развивает основные идеи сущностей как основ причинности, то есть причина, это начало чего угодно, читай одна из первооснов, высказанных мыслителем – цель существующего. Классифицируя умозрительное знание, Аристотель делит его на философию, математику и теологию. А самым достоверным знанием называет основанное на чувстве, то есть ощущении материальных объектов, то есть, метафизика Аристотеля - это объективный рационализм в своём исконном учении. А материальные формы сущностей мыслитель делит на отделённые мыслью и познаваемые чувственно как они есть.

Далее Аристотель рассуждает о вопросах единства и частного, где общее, в том числе и сущности, ставит под сомнение. А также размышляет о формах движения, временности и постоянства – бесконечности и конечности. А свои выводы Аристотель сводит к теологической метафизике с понятием «нус», или божественном движителе, который сам остаётся неизменным и статичным, но влияет на каждую первопричину и сущность в организационном стремлении к благу всего и порядку в всём. Далее мыслитель рассуждает о сути уничтожимости, смерти и принципиальной теоретической вечности и возвращается к причинности движения. Сущность Аристотель дополняет понятиями качество и количество, отношение и страдание, место и действие. В ходе этих изысканий Аристотель приходит в своей метафизике к выводу, лежащему в поле логики – имея возможность и положенную всему сущностную причину (цель), всякое становится действительностью, то есть из сущего с возможностью движется в сущее с действительностью. А всё, что подвержено изменению – материально. В последнем томе в связи с недавним выводом Аристотель критикует эйдосы Платона, называя из множащими реальность и аргументируя это тем, что вечные эйдосы не могут нормально отражать суть временного материального.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.