XIV . ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ - формы знания, которые не укладываются в критерии научности: обыденное, фи­лософское, религиозное, художественно-образное, иг­ровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мис­тику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное – не­совместимое с имеющимся познавательным стандар­том; 4) лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное – утопич­ное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное –спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является механическим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих наблюдениях.

ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний. Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов) и доказательство (практическая проверка полученных выводов).

ДОГМА – положение, принимающее слепо на веру, без доказательств.

ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) – форма мета­физического мышления, абсолютизирующая момент устойчивости, не учитывающая изменений реальной дей­ствительности и «раздувающая» значение абсолютных истин. Он выводит мыслительные формулы не из ре­альной жизни, а из других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение субъективного образа действительности его объективным прообразам. 3аблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпиричес­кие и теоретические, иллюзии, утопии, ошибки (ло­гические, фактические), религиозные, философские (эмпиризм, софистика, эклектика, догматизм, реля­тивизм, схоластика) и т.п. 3аблуждение – это необходимый мо­мент движения к истине. 3аблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в чьих-то коры­стных интересах, а также от ошибки — результата не­правильного действия индивида в любой сфере дея­тельности.

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено чело­веком в ходе активного отражения, идеального вос­произведения объективных закономерных связей и от­ношений реального мира. Термин знания обычно употреб­ляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые, базируются на осведомленно­сти, как что-либо сделать, осуществить; б) любая по­знавательно значимая информация; в) особая позна­вательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии и эпистемологии.

ЗНАНИЕ И ВЕРА – основ­ные, взаимосвязанные друг с другом способы деятельности человеческого разума, где знание означает фиксированную систему суж­дений о мире, а вера это убеждённость, не требующая доказательств. Если знание объективиру­ется в представлениях, теориях, продуктах труда и подлежит различным видам анализа, характеризу­ется рефлексивностью, логической обоснованностью, возможностью проверки, оценки, то вера характе­ризуется в понятиях достоверности, убежденности, возможности. В различных философских и рели­гиозных концепциях отношения знание и вера имеют раз­ные интерпретации: от теории «двух истин» (У. Ок­кам, Ф. Бэкон) до целостного понимания опыта знания и веры (Вл. Соловьев).

ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака.

ИНТУИЦИЯ (от лат. взгляд, вид) – способ­ность непосредственного постижения сущности истины без опо­ры на логические обоснования и доказательства. В истории философии можно выделить следующие трактовки интуиции: 1) как формы непо­средственного интеллектуального знания (созерцания) (Платон); 2) как понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума (Декарт); 3) как скрытый бессознательный принцип творчества (Фрейд); 4) как своеобразный тип мышления, когда оно протекает в виде «свернутого» и неосознанного процесса, а предельно ясно осознается только итог скрытых раз­мышлений (Материалистическая диалектика). Исти­на, найденная интуицией в дальнейшем должна пройти через этап доказательств и обоснований.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуи­ция, воля, а также ано­мальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и не подчинённостью законам логики.

ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существует само по себе, вне и независимо от человека и его сознания,  знание, соответствующее своему предме­ту, совпадающее с ним. Истина одновременно объективна и субъективна (её познают люди и выражают и выражают в определённых мыслительных формах). Она – всегда процесс, а не однора­зовый акт постижения объекта сразу и в полном объе­ме. Истина абсолютна, ибо выражает устойчивость и неизменность явления в определённый период времени) и относительна (так как отражает постоянную изменчивость явления). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объек­тивной истине) понимается: а) как исчерпы­вающее знание о действительности и идеал её познания, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; б) как тот элемент знаний, который не может быть ни­когда опровергнут в будущем, что принято называть вечными истинами (люди смертны). Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточне­ние по мере развития практики и познания. Абсо­лютная истина скла­дывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе историческо­го развития познания и синтеза его результатов. Истина всегда конкретна, то есть её содержание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Критерии истины – это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения. В исто­рии философии выделяют следующие их трактовки: 1) ясность и отчетливость знаний (Де­карт); 2) чувственность (Фейербах); 3) общезначимость (то, что признается многими людьми); 4) полезность (прагматизм.); 5) то, что соответствует согла­шению (конвенционализм); 6) то, во что люди верят; 7) то, что соответствует мнению авторитетов; 8) общественно-историческая практика (диалектический материализм). Но практика как критерий истины тоже относительна, так как сама практика развивается, совер­шенствуется и потому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процес­се познания. Практика как критерий истины является только объективной основой существования иных критериев истин­ности знания (таких как внутринаучные – простота, красота, внутреннее со­вершенство и логические – опосредованно выведенный из практики).

ИСТОРИЗМ – принцип познания являющийся методологическим выражением са­моразвития действительности. Включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некри­тической оценки настоящего; б) архаизация или мо­дернизация прошлого; в) смешение пре­дыстории предмета с самим предметом; г) подмена основных этапов его развития с второстепен­ными; д) предвидение будущего без анализа прошлого и настоящего.

КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания. К числу главных научных критериев относятся: 1) Задача – обнаруже­ние объективных законов природы, общества, мышления, познания. 2) Цель – достижение объективной истины. 3) Ориентация науки – изменение окружающей действительности и управление реальными процес­сами. 4) Научное знание образует целостную развива­ющуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке – естественном или ис­кусственном (математическая символика, химические формулы). 5) Применение специфических материаль­ных средств: приборов, инструментов и др., использо­вание для исследования таких методов, как современ­ная формальная логика, диалектика, системный, ки­бернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы. 6) Строгая доказательность, обосно­ванность полученных результатов, достоверность вы­водов наряду с гипотезами, вероятностными рассужде­ниями. 7) Постоянная методология иссле­довательских процедур.

ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ – компо­ненты научного знания, явля­ющиеся предпосылками мышления, которые не­возможно полностью выразить в языке в виде четких формулировок (навыки восприятия, исполь­зования языка науки, методы экспериментирования, практические умения, ценностные ориентации). Концепцию личностного знания разработал в XX в. английский ученый и философ М. Полани, который определил их как знания, которые передаются путем непосредственной демонстрации образцов научной деятельности и ее продуктов (напр. нет чётких рецеп­тов построения аксиом, хотя су­ществуют соответствующие аксиомы).

ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине.

МЕТОД — совокупность определенных правил, при­емов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Нельзя недо­оценивать или отвергать роль метода (методологичес­кий негативизм), так же как и абсолютизировать его (ме­тодологическая эйфория). Многообразие видов че­ловеческой деятельности позволяет различать методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпирические и теоретические. Принято различать три основные группы методов: философские, обще­научные и частнонаучные (дисциплинарные и меж­дисциплинарные).

МЕТОДОЛОГИЯ – общая теория метода. Существует два основных направления методологи­ческих исследований – философское и внутринаучное. Частные науки изучают прежде всего методы постижения объектов и их свойств. Философия исследует методологию в плане её применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует её как сферу практики. Сегод­ня задачей методологии является: конструирова­ние и преобразование схем деятельности, внедрённость их в повседневную жизнь.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе».

НАБЛЮДЕНИЕ – один из методов познания, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

НАУКА – форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обще­стве и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на 1) науки о природе –естествознание; 2) обществе – обществознание (гуманитарные, со­циальные науки); 3) познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика; 4) технические науки и математика. Науки можно разделить на фундаменталь­ные (где нет прямой ориентации на практику) и при­кладные (где присутствует непосредственная ориента­ция на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи, по­нятия, представления, на которых базируются конкрет­ные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными её компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философ­ские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусст­венно изобретенных, посредством которой наука наи­более адекватно, емко и точно выражает свои изна­чальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, объективные закономерности действительности, прин­ципы и фиксирующие их теории.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – это интегративная сис­тема представлений о мире, которая вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоре­тических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки, что влияет на формирование мировоззренческих смыслов обыден­ного мышления.

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это выражение способности научного мышления создавать особый мир идеаль­ных объектов, превращать его в специальный пред­мет деятельности и объективировать, (то есть претворять в практически сделанную вещь и постоянно воспроизводить в эксперименте.)

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – качественный скачёк в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоот­ношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы че­ловека. НТП возникает с появлением крупного ма­шинного производства, когда два потока – научный и тех­нический, которые эпизодически со­прикасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления со­временного НТП: 1) превращение науки в непосредствен­ную производительную силу; 2) автоматизация, роботи­зация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конст­рукционных материалов. Со­временный НТП является важнейшим фактором пе­рехода индустриального общества в его постиндуст­риальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются но­вые знания. По­знавательная деятельность – это процесс активного от­ражения социальным субъектом действительности, а не её механическое, зеркальное копирование. Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеоб­щие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы созна­тельно, между тем как в природе они реализуются бессозна­тельно.

НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположение: о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – 1) Анализ – ре­альное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органи­ческое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование – процесс мысленно­го отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемо­го явления с одновременным выделением интересую­щих исследователя свойств (прежде всего существен­ных, общих); 3) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных (идеализирован­ных) объектов, принципиально неосуществимых в дей­ствительности («точка», «идеальный газ» и т.п.), которые представ­ляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них; 5) Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к об­щему (их обобщению в выводах) и дедукция – вос­хождение процесса познания от общего к единично­му; 6) Аналогия (соответствие) – установле­ние сходства в некоторых сторонах, свойствах и отно­шениях между нетождественными объектами. На ос­новании выявленного сходства делается умозаклю­чение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («мо­дели»), переносится на другой, менее доступный для исследования объект; 7) Моделирование – метод исследова­ния определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительно­сти. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое, ком­пьютерное); 8) Системный подход – со­вокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероят­ностно-статистические методы – основаны на учете дей­ствия множества случайных факторов, которые харак­теризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивает­ся» через совокупное действие множества случайнос­тей.

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ –  знание, полученное в повседневной жизни, которое обладает следующими особенностями: 1) субъектом знания являются широкие массы людей, а его объектом – явления жизненного опыта и трудовой деятельности; 2) в каче­стве методов выступает непосредственная жизненная практика; 3) содержание знания не проникает в сущ­ность; 4) знание выражается естественным языком и опи­сывает практические действия человека.

ПАРАДИГМА (от греч. пример, образец) – строгая научная теория, которая признается всеми учеными, дающая научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Термин ввел Т. Кун как образец решения исследовательских задач. В рамках одной парадигмы могут существовать несколько теорий. Наука развивается путём смены парадигм. Период смены парадигм определяется как научная революция, наступление которой вызвано не столько тем, что совершено действительно новое открытие, сколько ценностными и психологическими факторами. Поэтому развитие наук, происходящее путём смены парадигм, не может рассматриваться как развитие, обусловленное только стремлением к полноте научного знания. Наоборот, наука как рациональный вид человеческой деятельности развивается иррационально.

ПОЗНАНИЕ – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.

ПОНИМАНИЕ – основная категория философской герменевтики как искусства и теории истолкования текстов. Понимание не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Оно свя­зывается с осмыслением, то есть выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реаль­ное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Оно может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человечес­кой деятельности и как смыслообразование. Понимание связа­но с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и пережи­ваний. Оно неотделимо от самопо­нимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональ­ный акт. Его нельзя также смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

ПРАКТИКА (от греч. деятельный, актив­ный) – ключевое понятие диалектического материализма, где рассматривается как целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действи­тельности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формами практики являются: 1) Ма­териальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия». 2) Социальное дей­ствие – преобразование общественного бытия, изме­нение существующих социальных отношений опреде­ленными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, изменение форм управления). 3) Науч­ный эксперимент. В процессе познания практика является критерием истины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринимаемого предмета или явления.

ПРОБЛЕМА – знание о незнании; вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа, ибо представляет теоретический и практический интерес.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее источником знания разум в отличие от чувственного опыта, которое не в состоянии это сделать.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ – субъективный об­раз объективного мира, полученный с помощью мыш­ление. Мышление – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обес­печивающий открытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Основные формы рационального познания – понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мыш­ления, отражающая общие закономерные, связи, существенные стороны, признаки явлении, которые вы­ражаются в словесных определениях (дефинициях). Наи­более общие понятия – это философские категории. Суждение – форма мышления, обычно вы­ражаемое повествовательным предложением, отражающая любые свойства и признаки предмета, а не только существен­ные и общие (как в понятия). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее уста­новленного знания (обычно из одного или несколь­ких суждений) выводится новое знание (также в виде суждения). Умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – программные действия человека, совпадающие с принципами разума (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества.

РЕЛЯТИВИЗМ – философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания, т.е. отрицание объективности.

СЕНСУАЛИЗМ – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств; обязательный компонент эмпиризма.

СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не таковой, как она существует, а в более широком и общем смысле.

СИСТЕМА – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, сторонники которой либо сомневаются в возможности познания действительности, либо не сомневаются в этом, но останавливаются на отрицательном результате.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Основной принцип его иссле­дования – историзм. В социально-гуманитарном познании исключительное вни­мание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, за­кономерного. Это всегда ценностно-смысловое освое­ние и воспроизведение человеческого бытия. Поэтому здесь важное значение имеет процедура понимания. Социально-гуманитарное познание имеет текстовую природу, то есть между объек­том и субъектом стоят письменные (хроники, документы) и археологические источники. Проис­ходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выра­жении. В социально-гуманитарном познании действует сила абстракции, поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принци­пов и методов.

СТРУКТУРА – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – единство устойчивых взаимосвязей между элементами научного познания, которая включает: а) субъект науки (от индивида до общества в целом); б) объект науки (предмет, пред­метная область, то есть то, что изучает данная наука); в) систему методов и приемов, характерных для дан­ной науки и обусловленных ее предметом; г) специ­фический язык – естественный и искусственный (зна­ки, символы, уравнения, формулы).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – выс­ший (по сравнению с эмпирическим) этап (уро­вень) процесса познания, на котором преобладает ра­циональный компонент, хотя чувственный компонент здесь не устраняется, а становится подчиненным. На ос­нове эмпирических данных теоретическое познание выявляет сущность, законы исследуемых явлений, постигает объективную истину в ее конкретности. На этапе теоретического познания используют­ся такие методы и приемы, как абстрагирование, иде­ализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрак­тного к конкретному и др. Характерная черта теоретического познания – рефлексивность, критическое исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, по­нятийного аппарата. Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза, теория, закон, прин­цип. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям; возрастами степени свободы человека, гуманизации общественных отношений. Научное творчество есть со­здание новых теорий, новых научных дисциплин, об­наружение новых явлений, введение новых понятий и терминов. Творчество – это деятельность в сфере неведения, поэтому целенаправленный поиск неведомого невозможен. Решающую роль в творчестве отводят под­сознательным и иррациональным факторам (и прежде всего интуиции).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 1) Форма­лизация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном язы­ке), когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками или формулами; 2) Аксиоматический метод – способ построения науч­ной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых выводятся все остальные утверждения этой теории; 3) Гипотетико-дедуктивный метод – создание систе­мы дедуктивно связанных между собой гипотез, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых не обосновыва­ется (заключение, полученное на основе дан­ного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятнос­тный характер); 4) Восхождение от абстрактного к кон­кретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы уг­лубления и расширения познания к результату — це­лостному воспроизведению в теории исследуемого пред­мета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкрет­ного к абстрактному, к выделению в мышлении от­дельных сторон предмета и их «закреплению» в соот­ветствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – есть движение от единичного к общему, здесь преоб­ладают такие логические приемы, как анализ и ин­дукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-кон­кретному – это процесс движения от отдельных об­щих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедукции.

ТЕОРИЯ – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и сущностных связей в определенной области действительности.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ – поня­тие, выражающее различное понимание научным по­знанием принципа тождества мышления и бытия. Выделяют классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности. Классический тип аб­солютизирует тождество мышления и бытия, спо­собность разума строить на основе его собственных исходных посылок единственную безусловно правиль­ную идеальную модель действительности, что обес­печивает постижение истины. Неклассический тип учитывает влияние на содержание знаний об объекте используемых исследовательских средств и процедур, что ставит под сомнение абсолютное тож­дество мышления и бытия. Постнеклассический тип научной рациональности признает: 1) принципиально неустра­нимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как со­знательных, так и бессознательных; 2) не­совпадение идеальных моделей, вырабатываемых ра­зумом, с реальным миром. Абсолютизация мышле­ния и бытия расценивается здесь как дискриминация иррациональ­ных и внерациональных форм познавательной дея­тельности.

ФАКТ (от лат. сделанное, свершившееся) – одно из важнейших понятий гносеологии. Чаще всего употребляется в трех значениях: 1) фрагменты дей­ствительности, относящиеся либо к объективной ре­альности, либо к субъективной реальности; 2) Знание о каком либо событии, явлении, достоверность которого дока­зана. 3) Предложение, фиксирующее знание, получен­ное в ходе наблюдений и экспериментов. Во втором и третьем значении выступает как научный факт – базис и фундамент, науки. Факты никогда не бывают «слепыми»: они всегда так или иначе теоретически нагружены. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений». Противоре­чие между теориями и фактами – основа раз­вития научного познания,

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического знания. Этот термин ввел К. Поппер, как процедуру, симметричную верификации. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые в принципе не могут быть опровергнуты.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – это способы познания, к которым относятся: проблема, гипотеза, теория. Проблема – осознанная формулировка воп­росов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа дви­жения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза – научное предположение, сформулирован­ное на основе ряда фактов, истинное значение которо­го неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, дру­гие – уточняются и конкретизируются, третьи – от­брасываются как заблуждения. Теория – наиболее раз­витая форма научного знания, дающая целостное ото­бражение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в структуре которой выделяются: а) ис­ходные основания – фундаментальные понятия, прин­ципы, законы, аксиомы, философские установки; б) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений дан­ной теории; в) логика и методология, применя­емые для ее построения.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «про­дуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции чело­века. Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении. Ощу­щение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздей­ствующих на органы чувств. Ощущения подразделя­ются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусо­вые, обонятельные. Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сво­дится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного позна­ния. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его про­шлого опыта. Представление – обобщенный чувствен­ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

ЭКЛЕКТИКА (от греч. выбираю) – разновид­ность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторон предмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их меха­ническое соединение. Результатом этой процедуры яв­ляется хаотическое соединение элементов, а не целост­ная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой сторо­ны…». Эклектика как методологический прием мо­жет быть полезной на начальных сту­пенях процесса познания.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Он тесно связан с сенсуализмом.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНА­НИЯ – а) наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на дан­ные органов чувств; б) эксперимент – активное и це­ленаправленное вмешательство в протекание изучае­мого процесса, его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях; в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание – фиксирование наблю­дения или эксперимента с помощью определенных си­стем обозначения, применяемых в науке; д) измере­ние – совокупность действий, выполняемых при по­мощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Эмпирические методы научного познания направляются определенными кон­цептуальными идеями. В социально-гуманитарных на­уках (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфи­ческие методы: а) идиографический – описание индиви­дуальных особенностей единичных исторических фак­тов и событий; б) диалог («вопросно-ответный метод»); в) понимание; г) интроспекция (самонаблюдение); д) эмпатия (вчувствование) – восприятие внутреннего мира дру­гого человека; е) тестирование; опросы и интервью; ж) про­ективные методы; з) биографический и автобиографичес­кий методы; и) социальный эксперимент и социальное мо­делирование; к) ролевые и имитационные игры.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ – начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувствен­ное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание на­блюдаемых и экспериментальных данных, их систе­матизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность – его характерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы – сравнение, измерение, анализ и индукция. Эмпиризм – направле­ние в гносеологии, которое сводит научное познание только к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. знания) – те­ория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания. Занимает центральное место в рационалистических философ­ских направлениях.

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.