XI . ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АБСОЛЮТ (от лат. безусловный, неограниченный) – всеобщая основа мира, завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с Богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая материальное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о связи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести?

АБСОЛЮТНЫЙ – независимый, свободный от всех отношений, самостоятельный, совершенный.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ – понятие, отражающее безграничность, беспредельность. У Гегеля есть понятие «дурной» или «отрицательной» бесконечности в смысле постоянной смены одних конечных вещей другими, беспрерывного их пространственно-временного изменения. По Гегелю истинная бесконечность состоит в том, что в своём другом оно приходит к самому себе, то есть бесконечность вечно выходит и одновременно не выходит за свои пределы. В диалектическом материализме эта категория отражает неограниченное многообразие отражаемого мира в пространстве и во времени, без конца развёртывающийся во времени и пространстве процесс. Бесконечное и конечное образуют противоречивое единство. Если бесконечное означает отсутствие начала и конца во времени и пространстве, то конечное отражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существования. Бесконечное проявляется, существует в конечном, а конечное есть форма существования бесконечного, его проявления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выявляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы изменения и развития бесконечного мира, учитывать их в практической действительности.

БИОСФЕРА – понятие, появившееся в науке в по­следней четверти XIX в. и обозначающее оболочку пла­неты, состав и структура которой определяются деятель­ностью живых организмов от простейших до челове­ка. Целостное учение о биосфере было создано в начале XX в. В.И. Вернадским, который создал учение о перехо­де в ноосферу, управляемую не только законами жиз­ни, но и человечества. Это понятие приобретает но­вый смысл в XIX в. в связи с проблемами преодоления экологического кризиса на планете и поисками вне­земных форм жизни.

БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) – философская категория, обозначающая, все то, что существует как таковое, действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии – онтологии. Понятие «бытия» ввёл в философию Парменид, поставив вопрос: может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину? И дал ответ: бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие. Этим он признал тождество мышления и бытия, что позволило утверждать: философская мысль может получить знание о сущем вне всякого опыта, открыть реальность, данную только в мышлении, но обладающую объективным содержанием. Такой вывод способствовал самоопределению философии как особой формы интеллектуальной деятельности, средством которой является теоретическое мышление, способное достичь истинных результатов, независимо от опыта. Для метафизиков «истинное» бытие заключено только в «вещи в себе». Материалисты утверждают, что бытие охватывает как материальные, так и духовные явления, поэтому они различают следующие его формы: 1) бытие вещей, тел, процессов: а) бытие вещей, процессов и состояний природы; б) бытие природы в целом; в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека: а) бытие человека в мире вещей; б) бытие специфически человеческое; 3) бытие духовного, идеального: а) индивидуализированное, духовное; б) объективированное духовное (внеиндивидуальное); 4) бытие социальное: а) бытие общества; б) бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории.

ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Вечность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если материализм трактует ее как атрибут материи, то идеализм – как атрибут бога или абсолютного духа.

ВРЕМЯ – одна из основных форм существования субстанции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, её универсальное свойство, выражающая измеримый период, континуум. В истории философии различают две концепции времени: субстанциональную и реляционную. Первая концепция (Ньютон) рассматривает время как особую сущность, которая существует сама по себе (время подобно ёмкости, внутри которой существует мироздание и происходят изменения; существование времени и его свойства не зависят от физического мира; время существовало бы, даже если бы не существовало мироздание; время не имеет ни начала ни конца; оно линейно и непрерывно). Вторая концепция – релятивистская (Аристотель, Лейбниц) связывает время с материальными объектами и процессами (время – это последовательная смена явлений; это изменения, происходящие в физическом мире). Эта концепция получила подтверждение в теории относительности Эйнштейна: время зависит от скорости движения материальных тел: при скоростях, близких к скорости света, темпы течения времени замедляются в 40 раз). Обычно различают реальное (физическое, объективное), концептуальное (математическое) и субъек­тивное время, связанное с человеческой природой, историей и культурой. Физическое время характеризуется одно­направленностью (от прошлого через настоящее к буду­щему), историческое же, или социальное, время может отличаться разными направлениями (движение событий вперед и назад, вспять). В физическом смысле слова вре­мя однородно, а в культурологическом — неоднородно (на­пример, временные различия в западной и восточной куль­турах). Время — необходимое условие осуществления лю­бых способов жизнедеятельности человека (познания, обще­ния, практики). Кроме того, принято различать объективное и субъективное время. Объективное время (в материалистической трактовке) – это форма существования движущейся материи; его свойства определяются уровнями и видами материи. Субъективное время – это форма существования сознания, включающее переживание человеком реальных событий.

ВСЕЛЕННАЯ – 1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечные во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, доступный астрономическому наблюдению.

ДВИЖЕНИЕ – всякий процесс изменения и развитие материальных объектов, процесс перехода этих объектов из одного состояния в другое. Движение является всеобщем, вечным, несотворимым, неуничтожимым, т.е. является абсолютным и коренным свойством, то есть атрибутом материи. Движение – материально, т.е. материя существует в движении, без которого она не обладала бы ни какими свойствами, качествами, структурой, т.е. не обладала бы реальностью. Движение – это бытие материи: в мире нет материи без движения, как и без движения нет материи. Покой – разновидность движения (сохранение его качества). Покой – относителен, а движение – абсолютно. Различают два типа движения: количественные изменения и качественные изменения. По своему носителю движение классифицируется на два типа: материальное и духовное. Различают (по Энгельсу) пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Современная наука открывает не только большое многообразие форм движения, но и раскрывает новые способности уже существующих форм и способов движения. Однако любая схематизация форм, типов и способов движения всегда является неполной и отражает только достигнутый уровень в познании объективного мира.

КАРТИНА МИРА – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об ус­тройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира. Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания.

МАТЕРИАЛЬНОЕ и ИДЕАЛЬНОЕ - философские категории, обозначающие два «исходных» начала мира. Со времен античной философии известна традиция, соглас­но которой материальное трактуется как плотное, «вещест­венно-телесное» начало мира, «космос», а идеальное – как деятельно-смысловая, логическая сторона, мир значений, об­ласть духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа (абсолютный разум, Бог). Категория идеаль­ного имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу конечных целей и ценностей человеческого сущест­вования. По мере развития знания, особенно в новое время, под материальным стали понимать природу, телесную дейст­вительность и даже весь окружающий мир, противопоста­вив его сознанию. Истолкование идеального концентрирова­лось в основном на познавательных возможностях челове­ческого разума. В классической немецкой философии идеаль­ное трактовалось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметно-практической деятельности по преобразованию себя и окружающего мира.

МАТЕРИЯ (от лат. вещество) – одна из основных категорий онтологии. Понятие материи изменялось в истории философии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как прасвойство или качество. Существует несколько подходов к трактовке понятия материи. Объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение первичного, абсолютного духа. Субъективно-идеалистический подход рассматривает её как самостоятельно не существующую реальность, продукт сознания человека. Позитивистская трактовка: понятие материи ложно, ибо его нельзя доказать и изучить при помощи опытного научного исследования. Материалистический подход утверждает: материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы (дух, человек, общество) – порождение материи. Признают существование материи все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на воп­рос: сотворена материя или вечно пребывает? Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность – атрибут Бога, творящего «все из ничего». Материализм XVII в. отстаи­вал принцип «из ничего не возникает ничего», при­писывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром. В диалектическом материа­лизме материя – «...философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них» (В.И. Ленин). Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдельные природные тела, веще­ства, элементы и т.д. не есть материя. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, ибо, во-первых, ут­верждает, что материя как таковая «это — чистое создание мысли и абстракции» и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф. Энгельс), а, во-вторых, материи при­писываются атрибуты (неотъемлемые свойства): веч­ность, неуничтожимость, несотворимость и т.д., при­сущие трансцендентному Абсолюту. Философское понимание материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи – это ее структурные элементы, основными из которых являются: элементарные частицы и поля (электромагнитное гравитационное); атомы, молекулы; земля, планеты, звезды, галактика метагалактика.

МИР – совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь комплекс творения, противостоящий Богу, сегодня об­ладает двумя основными значениями: 1) совокупность объек­тов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, образующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смысле, в его противопоставлении физическому универсу­му. Это мир человеческих отношений, который Кант, исхо­дя из гипотезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибель­ным миром». В философии Хайдеггера понятие «мир» при­няло особенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физической и исторической среде).

ПРИРОДА – 1) первоначаль­ная сущность, происхождение вещей; 2) совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным яв­лениям; 3) объект естествознания. Представления о природе, как пространстве для разверты­вания человеческих сущностных сил была особенно актуальна в XIX в., когда успехи естествознания дава­ли надежду на использование сил природы для удов­летворения потребностей человека. Сегодня, используя ве­щество и энергию природных объектов, человек, в сущ­ности, постоянно борется с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставив­ший под вопрос выживание и дальнейшее развитие че­ловечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Различают неживую и живую природу. Неживая природа это совокупность природных объектов, в которых не обнаруживается феномена жиз­ни. Живая природа – это совокупность живых организ­мов, обитающих на планете, среды их обитания (био­сфера), включая человека и плоды его деятельности (ноосфера).

ПРОСТРАНСТВО – философская категория, обозначающая со-бытие явления, его сосуществования с другими явлениями. В истории философии существовали различные концепции пространства: субстанциональные (его как особую сущность, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов) и реляционное (это особое отношение между объектами и процессами вне их не существуют). Если материалисты рассматривают его как существующие вне и независимо от сознания (т.е. объективны), то идеалисты отрицают объективность и признают его зависимость от различных форм сознания, причем субъективные идеалисты рассматривали его как форму индивидуального сознания, то объективные идеалисты – как основанное богом вместилище тел. Понятие пространства характеризует протяжённость и взамное расположение материальных тел. Современные научные представления подтверждают материалистический релятивизм на природу пространства, считая его неразрывно связанным со временем, с материей и движением (при скоростях, близких к скорости света, длина тела сокращается приблизительно в два раза). Пространство имеет свою специфику не уровне микро-макро и мегамира, так же как и на уровне живой природы и социальной действительности. Общими свойствами пространства, которое обнаруживается на всех известных структурных уровнях материи, является трёхмерность (имеет три измерения – длину, ширину и высоту) и обратимость (можно вернуться в любую точку пространства)ину, ширину и высоту)ктурных уровнях материи являетсях, близких к скорости света, длина тела сокращает. 

СИНЕРГЕТИКА – новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации, установления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения. Термин происходит от греч. «синергос» – совместно действующий, имеется в виду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию общей картины мира, отвечающей современным требованиям.

ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» – одна из теорий развития Вселенной. Современная наука относит время начала разви­тия Вселенной к отметке      2 • 1010 лет назад, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее началась эво­люция галактик и звезд, в результате чего Вселен­ная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фундаментальные идеи науки XX в. – антропный принцип и синергетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состо­ит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Большого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения упоря­доченных структур.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – принцип постнеклассической науки, объединяющий идеи сис­темного и эволюционного подходов. В основе эволю­ционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дар­виным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно организованных живых систем. Си­стемный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в., по­зволил выявлять целостность исследуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов. С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эволюционизма, принци­пиально изменились как классическое учение об эво­люции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате­рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся системы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории нестационарной Вселенной, синергетики, кон­цепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвер­дился в качестве принципа построения современной общенаучной картины мира.

УНИВЕРСУМ – совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает со­бой весь комплекс творения (мир и человека). В более ши­роком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смыс­ле теория относительности дает нам законы познания уни­версума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; она уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров.

ХАОС (от греч. зияние, разверстое простран­ство, пустое протяжение) – неупорядочен­ное, бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса. В досократовский философии хаос — начало всякого бытия. Платон называет хаос свою первоматерию. Позже хаос начинает пониматься как пер­возданное беспорядочное состояние элементов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепцияхаос как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего начала. Фома Аквинский, отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство Аристотеля, в котором происходит тво­рение мира из ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Современная наука синергетика пони­мает хаос как творческое начало, условие самооргани­зации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Xаосу противостоит порядок.

 

 



XII . ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ – при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее – с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее – это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обла­дая относительной самостоятельностью, влияет на внут­реннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.

ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и раз­вития всякого объекта. Возможность есть что-то факти­чески существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность мо­жет реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится действительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализует­ся вовсе, либо реализуется частично. Возможность и дей­ствительность не существуют друг без друга, и при опреде­ленных условиях возможность переходит в действитель­ность. Возможность может быть формальной и реальной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.

ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – различают субъективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диалога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое лежит в основе подлинной духовной действительности, разворачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трём законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм), поэтому здесь диалектика – это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития присущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диалектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд постулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалектика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕ­ОБЩЕЕ) – философские категории, выражающие соот­ношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управля­ющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуаль­ное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обы­денное сознание находит между ними немало общего, сход­ного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимосвязи и закономерности, прису­щие целым областям и сферам действительности. Таким об­разом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управля­ющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двига­ясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность, объективную реальность.

ЗАКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями

в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно которому изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство – явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ-НОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности.

КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО – философские ка­тегории, отражающие важные стороны действительности. Качество — система существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Так, важнейшие свойства живых существ — это обмен веществ, способность к росту и размножению; человека — наличие сознания и способность к общественно полезному виду дея­тельности. Качеством в философском смысле обладают не только предметы человеческой деятельности, но и любой объект в мире. Качество обнаруживает себя при сопоставле­нии одного объекта с другими. Наряду с основным, сущностным качеством у объекта могут быть и дополнительные (несущественные): один и тот же человек в различных об­ластях деятельности выступает в разных качествах — инже­нера, спортсмена, музыканта и т. д. Изменение качества объекта в процессе его развития происходит не сразу, а пу­тем накопления новых свойств, которые до поры до времени не являются существенными, однако с ростом их числа иг­рают все более заметную роль.

Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на од­нородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей объекта или разных объектов – отличительный признак количества. Количество характери­зуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств. Различия между предметами, не подобными друг другу, имеют качест­венный, а между подобными — количественный характер. Количественные изменения в объектах не сразу приводят к изменению качества, это происходит лишь при нарушении меры.

МЕРА – категории, выражающие органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не разли­чали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпретировать как своего рода пределы, в которых какое-либо качество при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменению качествен­ных характеристик. Эти границы и есть мера.

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отра­жает связи, имеющие причину в самом том процессе, в ко­тором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализует­ся обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями ка­кого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процес­се случайность может и не произойти. Необходимость и слу­чайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необхо­димости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. – роковой) преувеличивает или вообще абсолю­тизирует роль необходимости, воплощенной в законах приро­ды и общества; волюнтаризм (от лат.– воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ – философские кате­гории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений, процессов действительности. Причина – это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следст­вие – результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все яв­ления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определен­ное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следст­вием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лат. движение вперед и движение в обратную сто­рону) – понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс – тип (форма), на­правление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объек­та. Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – категория диалектики для обозначения таких явлений, предметов их сторон, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимо­проникают и – при определенных условиях – пере­ходят друг в друга. Единство определенных противоположность образует противоречие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) – философ­ская категория, выражающая в законе единства и борьбы противоположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии — его источник, – противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие мо­жет быть выражено формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разре­шения многообразных противоречий, среди которых решающую роль играют внутренние противоречия. данного предмета. Противоречия есть всегда в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь со­стояния, количественные параметры, характер противоречия, их место и роль в системе. Формы (виды) противоречия выделяют­ся по самым разным основаниям: внутренние и вне­шние, основные и неосновные, природные и соци­альные, материальные и идеальные (духовные) и т.п.

РАЗВИТИЕ – категория диалек­тики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возник­новение качественно нового объекта (или его состоя­ния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных измене­ний, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречи­вость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть са­модвижение, саморазвитие.

СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его раз­личие или общность (сходство) с другими предмета­ми. (протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отно­шений к свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает бесчисленным коли­чеством свойств, единство которых является ее качеством. Различают: внут­ренние и внешние, существенные и несуществен­ные, необходимые и случайные, главные и вто­ростепенные свойства.

СИСТЕМА (от греч. целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее оп­ределенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в не­которых случаях, развития системы. В онтологическом смыс­ле понятие системы выражает упорядоченность и целост­ность бытия, в гносеологическом — выра­жает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуще­ствляется по следующим основным принципам: 1) це­лостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют сле­дующие типы систем: а) материальные (неорганическая приро­да и живые систе­мы) и абстрактные (научные системы, поня­тия, теории, гипотезы); б) статичные (с тече­нием времени не меняются) и динамичные (изменя­ются во времени); в) по характеру вза­имодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые.

СКАЧОК – философская категория, выражающая ко­ренное, качественное изменение предмета, превраще­ние старого качества в новое в результате количе­ственных изменений. Этапы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывности количествен­ных изменений прежнего явления, а не количествен­ных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происхо­дят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их раз­решение; 4) единство бытия и небытия, возникнове­ние нового и уничтожение старого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а отрицается диалектичес­ки, с удержанием всего ценного, положительного. Скачки могут раз­личаться: а) по формам движения материи; б) по вре­мени их протекания – «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии – прогрессивные и регрес­сивные.

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА – характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выража­ет единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс, а форма – способ их связи, система внут­ренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как от­ражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сто­рону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность.

СТАНОВЛЕНИЕ – категория, выража­ющая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним катего­рии развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляю­щий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется пе­реход от старого к новому, его рост, упрочение и пре­вращение в целостную развитую систему.

СТРУКТУРА (от лат. строение, располо­жение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождествен­ность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инва­риантный аспект системы. Категория структуры является раз­витием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относитель­но неизменным при различных преобразованиях сис­темы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ – философские категории, где сущность – это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей сторо­не, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупнос­ти всех его различных форм (единство многообразно­го), а явление – категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, обнаружения; б) любое формообразо­вание в его целостности, то есть здесь термин «явления» упот­ребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажимость) – сущность в не­адекватной, искаженной форме (напр., видимое дви­жение Солнца вокруг Земли). Сущность и явление находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает своё существование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюдению.

 

 



XIII . ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта, то, что мы не осознаём. Гипотезу о бессознатель­ном высказывает Лейбниц, развивает Бергсон и делает особым учением Ф.Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательное, подсознание и сознание. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от ла­т. потенциальный, возможный), не­материальное бытие объективных сущностей либо субъективных образов, противопоставляемое мате­риальному бытию вещей и явлений в пространстве и времени. Виртуальная реальность – вневременна, бесплотна, поэтому данное понятие приблизительно совпадает по значению с поняти­ем идеальной реальности. Виртуальная реальность также может трактоваться как искусственная реали­зация в знаково-графической форме какой-либо мыслительной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в ес­тественной реальности; таким образом, она пони­мается как искусственно реализуемая возможность.

ВИТАЛИЗМ (от лат. жизненный) – совокупность идеалистических течений в биологии, согласно которым жизненные явления объясняются действием, якобы присущего в организмах особого нематериального начала – жизненной сила», «души», «энтелехии» и др.). Эта сверхъестественная сила контролирует форму, развитие, а также функ­ционирование организма. Элементы витализма содержаться в учениях Платона и Аристотеля. Витализм утрачивает свою значимость по мере того, как прояснялась химичес­кая и физическая природа все большего количества биологических феноменов.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутству­ющие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и твор­ческое воображение, делающее человека способным созда­вать произведения искусства, развивать науку и технику.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

ИДЕАЛЬНОЕ – это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное – это противоположность материаль­ного. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным.

МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) – струк­тура индивидуального сознания, отвечающая фак­ту существования других индивидов; особая общ­ность между познающими субъектами (условие вза­имодействия и передачи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достовернос­ти познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял по­пытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из ко­торых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вво­дит понятие «жизненного мира» – духовного об­разования, которое служит основой интерсубъек­тивности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и фе­номенологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпре­тируется как внутренняя социальность индивиду­ального сознания. Шюц рассматривает интерсубъ­ективность в свете двух правил интерпретации со­циальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интер­претации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения со­циальной теории).

МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира, это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению дейст­вительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления – рассудок и разум.

ОТРАЖЕНИЕ – это фундаментальное свойство всей материи воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. За­висимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организа­ция последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая фор­ма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У выс­ших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное,  наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представле­ний. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувствен­ного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отра­жения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и состав­ляет фундамент сознания.

ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности личности при решении творческих задач.

РАЗУМ (как диалектическое мышление) категория, выражающая высший уровень мышления, который характеризуется творческим опе­рированием абстракциями и сознательным исследованием их природы в форме саморефлексии. Только на уровне разума мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума – выявление закономерностей, коренных причин и дви­жущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации.

РАССУДОК (как формальное, статичное мышление) – категория, выражающая исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями про­исходит на основе стан­дарта. Способность рассудка – последовательно рассуждать, правильно строить мысли и чётко их клас­сифицировать, систематизировать факты, рассматривая их как не­что устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повсед­невному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логика рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ве­дет к метафизике.

РЕФЛЕКС – бессознательная и автоматическая реакция нервной системы человека на внешнее раздражение. Различают: спонтанные, естест­венные, безусловные, или врожденные, рефлексы – то есть реф­лексы, присущие организму от рождения, как результат стро­ения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Основоположник изучения условного рефлекса был Павлов. Рефлекторная ре­акция противоположна продуманной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. отражение) – направленность на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требую­щий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии пони­мания рефлексии. Специфичес­кие версии рефлексии были предложены в психо­логии и социологии. В психологии – процесс са­мопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии – не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается други­ми индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного вос­приятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологическая социо­логия, этнометодология и др.). В этом смысле ре­флексия – процесс зеркального взаимоотраже­ния субъектами друг друга и самих себя в простран­стве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривы­ми», то есть неадекватно и искаженно воспроизво­дящими предмет рефлексии и точку зрения «дру­гого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамени­ем времени являются критика и возможные вари­анты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.).

САМОСОЗНАНИЕ – акт непосредственного обраще­ния сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формиру­ется своеобразное смысловое отношение идентифика­ции, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлек­сивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, произ­водит его критический анализ, уясняет возможные ме­тодологические формы постижений. Самосознание выступает ус­ловием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

СЕРДЦЕ – библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флорен­ского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце – это средоточие душев­ной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалит­ся, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одно­временно и центр нравственной жизни, в нем коре­нится любовь к Богу и людям; оно же является источ­ником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни чело­века. Сердце объединяет чувственное и рацио­нальное, природное и культурное, мужское и женс­кое, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фанта­зии.

СНОВИДЕНИЕ – это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) ана­лизирует его как способ формирования бу­дущего поведения. Для ума сон – это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант отве­та. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон – это что-то вро­де предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фак­тором психической уравновешенности. Сновидение – это не только хранитель сна, но и психичес­кий процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна – это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для соз­нания или разума, необходимая человеку, который, как су­щество из плоти и крови, в течение дня испытывает мил­лионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия.

СОЗНАНИЕ – одна из основных категорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признаёт наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уро­внем психической активности человека, специфический спо­соб его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодос­товерного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом от­ношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольно-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собст­венного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые образования сознания идеальны и не выводимы из психики, несмотря на то, что оно посредством акта восприятия относится к реальному предмету. Соз­нание тесно связано с процессами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой­ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи созна­ния человек выделяет себя из окружающей среды и, вос­создавая ее в форме психических образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происхо­дит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматрива­ется как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание является единствам материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ  – в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное – сознательное), то есть то, что осознается субъ­ектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное – это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психиче­ского аппарата. По мнению Фрейда, боль­шинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательном длительного измене­ния его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического.

ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное вы­ражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавал» информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.