VII . НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философии Гегеля мировой разумов основе всех явлениях природы лежит абсолютное и духовное начало – абсолютная идея, мировой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: ее развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), в развитии в форме инобытия и развитие в истории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля –это заключительная, третье звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа и объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

АНТИНОМИЯ (от греч. против разума) – столкновение двух противоположных высказываний (тезиса и антитезиса) равнодоказуемых. У Канта антиномичность (внутренняя противоречивость) разума – главный аргумент в пользу теоретического агностицизма, утверждающего неспособность разума проникнуть в сущность вещей. В философии Гегеля понятие антиномии преобразовано в противоречие.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – философская концепция, представители которой основной категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах.

АПРИОРИ («изначально») – философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, правильность которых не может быт доказана или опровергнута опытом.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» – основные термины философской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны – «вещь в себе» и «вещь для нас». Первая означает существование вещи та­кой, как она есть сама по себе, вне восприятия и по­знания. Вещь в себе по Канту, — трансцендентная, вневре­менная и внепространственная сущность, недоступная познанию. Все усилия разума познать Вещь в себе порож­дают неразрешимые противоречия. В нравственном сознании Вещь в себе выступают как постулаты практичес­кого разума — идеи высших «Вещь для нас» – это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от «повелительный») – центральное понятие этики Канта, выражающее содержание нравственного закона в форме безусловного и априорного повеления практического разума. Категорический императив имеет две формулировки: 1) «Поступай так, чтобы сила твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства»; 2) «Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство». Следование нравственному закону является долгом человека, а стремление осуществить этот долг связано с его доброй волей и контролируется его волей. Кант утверждает, что каждая личность – абсолютная ценность и её нельзя использовать как средство для достижения своих целей. Поэтому суть нравственного долга заключается в следующем: стремиться к собственному совершенству и способствовать счастью другого.

ОТРИЦАНИЕ – одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПО КАНТУ) – гносеологическое учение Канта, выделяющего три основные способности человека к познанию: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – это способность к ощущениям, когда объективно существующие вне человека вещи воздействуют на его органы чувств и вызывают хаотические, неупорядоченные ощущения (зрительные, слуховые и т.п.). Доказать соответствие этих ощущений реальности невозможно. Но все люди воспринимают мир одинаковым образом, что объясняется следующим: человек обладает априорной (доопытной, врожденной) способностью организовывать, упорядочивать свои ощущения так, чтобы воспринимать мир в пространстве и времени. Из этого следует, что чувственные восприятия не являются образами вещей, а значит, не дают истинного знания о них. Рассудок – это способность человека сопоставлять и систематизировать данные чувственного познания, что осуществляется с помощью понятий (рассудок обладает двенадцатью априорными категориями), с помощью которых человек пытается объяснить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, причинности, закономерности и т.п. При помощи разума человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реальности. Разум обладает тремя априорными идеями: психологической – идеей души, космологической – идеей мира, теологической – идеей Бога. Однако, пытаясь рассуждать на такие темы, разум запутывается в неразрешимых противоречиях. Поэтому философия возможна только как знание, ориентированное на анализ самого познавательного процесса и его границ, а также на постижение человека и этических проблем. Таким образом, ни одна способность не позволяет человеку познать сущность реальности: он познаёт мир не таким, каким он существует на самом деле («вещь в себе»), а таким, каким он представляется, является людям («вещь для нас»). К числу «вещей в себе», то есть принципиально непознаваемым, Кант относит Бога, душу и материю.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ – понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даст человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем поведении от механизма природы и конечных условий эмпирического существования.

СНЯТИЕ – термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в кото­ром наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») – то, что связано с предпосылками возмож­ного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – все то, что выходит за границы чувственного опыта, эм­пирического познания мира, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существова­ния бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятий. В гносеологическом смысле – обозначает то, что находится вне нас. Противопо­ложностью ему является имманентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это, что недоступно теоретическому познанию, но является пред­метом веры (бог, душа, бессмертие).

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а ве­щи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что условием возможности истин являются априорные формы сознания, и исследу­ет вопрос о преемственности этих форм как внутри опыта, так и за его пределами.

ТРИАДА – трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превраща­ясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о явлениях. В немецкой идеалистической философии – это учение о феноменах человеческого сознания: у Канта оно означает уче­ние об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Ге­геля – это метафизическое изображение сознания в его диалектическом по­ступательном движении от чувственной непосредственности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии – к абсо­лютному знанию.

ФИЛОСОФИЯ ДУХА – философская система Гегеля, который понимал дух как един­ство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство прак­тической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы лестницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории мирового духа.

 



VIII . ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

БАЗИС И НАДСТРОЙКА – основные категории марксизма; базис – экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка – это система идей и складывающихся в соответствии с ним идеологических отношений.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – одна из форм материализма, создателям которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – учения марксизма о закономерностях общественной жизни, о законах развития истории.

КЛАССЫ – это большие группы людей, которые характеризуются четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения доли дохода. Маркс и Энгельс объяснил происхождения классов экономическими причинами развития общественного труда и возникновении частной собственности, а Ленин теорию классов и классовой борьбе в работе «великий почин» и дал развернутое определение классов.

КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ – типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как антисоциальное существо, а принцип коллективизма налагает высокую меру ответственности человека за судьбы коллектива. Но если коллективизм индивидуализм – это абсолютизация одной из сторон человеческой сущности, то коллективность и индивидуальность – это поистине диалектическое единство её противоположных начал, выражающих две её тенденции: к слиянию с обществом и выделению Я в качестве автономной единицы.

КОММУНИЗМ – это эпоха, а не особый способ производства, которая характеризуется становлением практического гуманизма, связанного с освобождением человека от всех конкретных форм гнета отчужденных производственных отношений, возвращение человеку отчужденной человеческой сущности; это положительное упразднение частной собственности, самоотчуждения человека и в силу этого - подлинное присвоение человеком его сущности.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА – это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном развитии, изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни людей их общественного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм - к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общество, а конкретное, функционирующее по определенным законам как единый социальный организм.

ОТЧУЖДЕНИЕ – понятие, характеризующее процесс превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него и господствующее над ним.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средство производства) факторов, необходимых для преображения вещества природы в нужные человеку продукты.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, необходимых для движения общественного продукта от производства до потребления.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – коренной переворот в социально-экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным насильственным изменением существующего политического строя.

СОЦИАЛИЗМ («общественный») – низшая фаза коммунистической эпохи, сутью которой является планомерное и сознательное уничтожение частной собственности, производственных отношений и самоотчуждение человека с целью возвращения человеку с целью возвращения человеку его отчужденной сущности. Коммунистическая эпоха имеет три фазы: низшую (социализм), среднюю (развитой социализм) и высшую (коммунизм в собственном смысле слова). Основное содержание социализма – уничтожение трех экономических форс частной собственности (капитал, деньки и права), снятие отчужденных экономических отношений распределения, обмена, производства и потребления.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производительных отношений. Развитие производства начинается с развития его производственных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями – это влечет за собой замену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

ЧЕЛОВЕК – субъект исторического процесса, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившихся из них, благодаря способностей производить орудия труда, обладающей членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид – это единичный человек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа, то человек – это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых существ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность – это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные качества и воспроизводящий социокультурный опыт человечества.

 



IX . РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО – религиозно-философское течение либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновлённого христианства. Богоискательство легло в основу декадентства и символизма.

БРАТСТВО – понятие специальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей – это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм – это порок, он сродни самолюбию, а отечественность – это любовь к отцам и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен бать заменен отечественностью, что означает общебратское дело – возвращение отцов к жизни. Братство – это основа будущего устройства общества и рецепт спасения мира от духовно-нравственного одичания людей.

ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ) – учение Н. Федорова, которое является его концепции космизма, названной философией «общего дела», суть которой является воссоздание всех живших на земле поколений, их преображение и воскрешение к богу. На основе одного из тезисов христианской веры «Чаю воскресенья мертвых», где выражена вера в то, что мертвые воскресают, ибо бог смерти не создавал («чаю, что тела умерших, соединялись с их душами, оживут и будут бессмертны»). Воскресение Иисуса Христа есть несомненное доказательство возможности воскреснуть из умерших людей. Это можно достигнуть путем регулирования человечеством слепых сил природы средствами развивающейся науки и техники. По Федорову, разложили тела и полное рассеяние его частиц невозможно, следовательно, не является препятствием к его восстановлению (т.к. частицы тела не могут покинуть пределы пространства). Этим он утверждал идею всеобщего спасения человечества во Вселенной, критикуя христианскую идею личного спасения.

ВСЕЕДИНСТВО – высший принцип, организации бытия, означающий единство Втиялегло в основу декаденства и символизмае обновлённого христианства.люции 1905-1907 гг,селенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединства как абсолют (благо, красота, истина). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.

ГРЕХОПАДЕНИЕ – в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева – оно означает развитие человеческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления.

ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу, начатую ещё политическими, государственными и церковными реформами Петра I. На этом пути Россия должна в короткий срок преодолеть экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х гг. западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.Д. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв).

КОСМИЗМ РУССКИЙ – направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем, сознательно-творческое, признанное преобразить не только внешний мир, но собственную природу.

ЛЮБОВЬ – в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить – отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви – это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной).

НИГИЛИЗМ (от лат. ничто) – идеология отрицания, непринятия общественных, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей. Нигилизм – убеждение революционеров и радикальных реформаторов России 60-70-х гг. XIX в., связан с именами Д.И. Писарева, П.И. Ткачёва, П.А. Кропоткина и разночинной интеллигенции. К концу XIX – началу XX века переродился в анархизм (П.А. Кропоткин).

НООСФЕРА (сфера разума) – понятие, введённое в науку Ле-Руа и развитое В.И. Вернадским, означающее естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), область планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в неё все новые планетарные и космические явления. Это высшее состояние эволюции планеты, когда стихийное течение процессов, подчиняясь воле человека, уступит место процессам, искусственно и намеренно вызванным человечеством.   

НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящее дела людей выше их возвышенных мыслей.

ОБЩЕЕ ДЕЛО – философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело человечества.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея – утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой её общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа.

ПСИХОКРАТИЯ – в философии Н. Федорова форма общественного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отношениями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и проникновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психократии – одна из форм социальной утопии.

РУССКАЯ ИДЕЯ – идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX – начала XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В. Соловьёв, Н.А. Бердяев). Доминирующий мотив русской идеи – признание её миссии заключающейся в объединении всех народов мира в единое, нерасчлененное целое, вера в то, что России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение русской общественной философской мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России в мире, выступило как антипод западничеству. Теоретики славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) разрабатывали его религиозно-философскую основу в духе идей византийской патристики,кое (В.еодолеть экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом мировой ц обосновывая самобытный путь развития России, основанный на православии и патриархальной общине.

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – одно из учений русских славянофилов (термин предложен А.С. Хомяковым), согласно которому она является выражением сущности человеческого бытия и сознания как сверхличных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

СОФИЯ (мудрость) – образ вечной женственности (центральный образ в философии В. Соловьёва, П. Флоренского и С. Булгакова) и творческой божественной мудрости, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце все природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София – некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она – источник божественной энергии.

ТЕОСОФИЯ – название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиозно-философских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом).

ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женственность) – философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, – это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение человека. Эротический подъем – это реальное преодоление между человеком и Богом.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО – одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология – это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, о божьем царстве на земле. Эсхатологическое христианство – это цикл человеческого существования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, а синтезом становления формирования богочеловечества, которое является концом истории и наступление вечного царства духа, свободы и бессмертия. Эсхатологическое христианство – это истинная религиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения - опосредуются богом. Смысл истории – это переход в иной мир, находящийся за пределами истории и времени, причем существующий не в будущем, а просто в другом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкоснуться с ним в акте творчества.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.