Исторические типы мировоззрения, их сравнительный анализ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделяют три основных типа мировоззрения:

• житейское (обыденное или мифология) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;

• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;

• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, резвившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.


3. Поиски определения философии. Основные функции философии в современном мире.

Философия как форма духовной деятельности зародилась примерно в VI веке до н.э. Вся последующая история её развития есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В общей сложности доминирует три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.

В рамках софийного (от греч. «sophia» - мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается в жажде поиска полноты истины. Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.

В рамках эпистемного (от греч. «episteme» - знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.

Технемный (от греч. «techne» - искусство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью не многознание, а умение доказывать и опровергать все что угодно, т.е. виртуозность мысли.

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается не ангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается, прежде всего, вопроса о том, познаваем ли мир. Одна из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Область философской методологии — творческая лаборатория, где результаты познания заранее не предопределены. Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их антиподы, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образовательные (педагогические) аспекты. От того, каким ценностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени зависит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский историк академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

 

Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных и политических отношений и процессов. Привнесение в их анализ достижений философского синтеза позволяет более глубоко и всесторонне исследовать действие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъективного, формационных и общецивилизационных факторов и др.

Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоценимая роль в изучении и развитии общества и самого человека, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, познанием и преобразованием действительности.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 377.