Понятием «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на Земле. Философия стремиться к пониманию человеческой сущности в целостности, в единстве всех сторон его бытия. И при этом нет более сложного предмета для философии, поскольку человек – это загадка для самого человека. Особенно, когда касается таких проблем, как: отличие человека от других живых организмов, происхождение человека, соотношение в человеке биологического и социального.
Какие подходы к изучению общества Вы знаете?
Общество – явление чисто человеческого измерения, поскольку только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Изучая общество, философия обостряет свое внимание на следующих проблемах: -каковы движущие силы исторического процесса; какова направленность этого процесса; -какова специфика связи людей в единое целое. Существует многообразие подходов в рассмотрении этих проблем.
Марксистский подход. Подход натуралистический. Идеалистическая модель.
Раскройте сущность марксистского подхода к изучению общества.
Он был обоснован основоположниками марксизма К. Марксом, Ф.Энгельсом и его последователями. Они признавали только материальные связи между людьми. Они исходили из того, что способ производства материальных благ, складывающийся объективно, то есть независимо от воли и сознания людей, составляют основу общественных отношений. История в марксизме предстает как «естественноисторический процесс», где действуют объективные законы в сочетании с субъективным фак-тором.
Раскройте натуралистический подход к изучению общества.
С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активностью, особенностями природно-климатической среды эволюцией природной организации человека, его генофонда, а общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы.
Назовите источники саморазвития общества.
Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии «трех сфер», «трех миров», не сводимых друг к другу.1 мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам; 2 мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда; 3человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно неза-висимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.
Раскройте первый источник саморазвития общества, заключенный во взаимодействии природы и общества.
В мире природы находится первый источник развития общества, являющейся основанием его существования. Сказать точнее, он находится во взаимодействии общества и природы (крупнейшие цивилизации возникали в руслах великих рек (Ганг в Индии, Хуанхэ в Китае, Нил в Египте, Тигр и Евфрат в Двуречье и т.д.). Расцвет многих государств был связан с освоением Мирового океана, а низкие темпы развития ряда стран во многом обусловлены их отгороженностью от внешнего мира. Однако нельзя абсолютизировать этот фактор, поскольку природная среда может стимулировать или тормозить развитие общества, но вряд ли может быть главным и определяющим фактором саморазвития.)
Раскройте второй источник саморазвития общества сферы общественного бытия.
Второй источник развития – это мир общественного бытия. Он обусловлен процессом разделения труда, который усложняется по мере развития и совершенствования процесса производства. Вначале это разделение носило половозрастной характер, затем непрерывно усложнялось, вплоть до компьютерного производства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.