Перечислите «пары» категорий диалектики и раскройте принцип
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание выделило следующие пары категорий и типы их связей: «единичное – общее», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «форма – содержание», «явление – сущность», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность». «единичное – общее» - В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, то есть, единичны в своем существовании. единичное – это объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Но бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей. Так, например, хотя люди индивидуальны, мы, тем не менее, без труда фиксируем присущую им всем общность, выражаемую общим понятием «человек». То есть, общее – это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность. А принцип связи проявляется в их неразрывности: как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного. «Сущность и явление» - категории, отражающие противоположность явлений и процессов. Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, находящееся в вещах. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики того или иного предмета. Одно из них предполагает другое. Но они могут и не совпадать друг с другом – иногда явление маскирует сущность предмета. В таких случаях мы говорим о «кажимости», «видимости». Например, мираж, как зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой. «Необходимость и случайность». Одни уверены, что в мире все происходит случайно, и нет места необходимости. Другие – что все определено необходимостью. Случайное – это возможное при соответствующих условиях, которое может произойти, а может и не произойти. Этим оно противостоит необходимому (и закономерному). Необходимость – это тип связи явлений, обусловленный устойчивой внутренней основой и внешними условиями их реализации. Если случайное имеет причину в чем-то другом, то необходимое имеет причину в самом себе. «Возможность и действительность» - эти категории выражают последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления, которая в определенных конкретных условиях превращается в действительность. «Часть и целое» - категории, которые отражают связь предметов, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные объекты. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Вся суть целостности заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы взаимодействующих частей. «Содержание и форма». Не все, что содержится в объекте, составляет его содержание. Что такое форма? Это внешний облик предмета (объекта), она выражается в категории «граница», и является способом существования того или иного содержания. А какая из этих категорий является ведущей? Запомните: ведущей является категория «содержание», поскольку каждое изменение формы отражает изменение содержания. «Качество, количество и мера», как философские категории, употребляются в различных разделах науки и практики. Категория «качество» отражает совокупность свойств предмета. При утрате этих свойств, объект перестает быть самим собой, приобретает новые черты, указывающие на принадлежность его уже к другому виду объектов. «Количество» выражает величину или число объектов. «Качество» и «количество» неразрывно связанны между собой, характеризуя предмет. Эту связь поддерживает «мера». Мера определяет (сохраняет) качественную определенность предмета, пока не изменятся количественные показатели объекта. То есть мера – это своеобразная зона, за пределами которой количество порождает новое качество (но при сохранении основных существенных характеристик).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.