III. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассказ учителя

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Эволюция — нео­братимый процесс исторического изменения живого.

Первый этап развития эволюционных идей связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе и об исторических преобразованиях организмов.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.

 

Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь пре­следует опытное изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущ­ность метафизического мировоззрения заключается в пред­ставлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изна­чальная целесообразность» понималось полное соответ­ствие организма или органа цели, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio — единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизи­ческое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.

Третий этап додарвиновской биологии связан с груп­пой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Ге­те, К. Ф. Рулье, которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.

Джон Рэй (1628 – 1705) – дал первое определение понятию «вид».

 

 

Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды.                                                                                                                                                                    

 

 

Жорж Кювье (1769-1832) – органы животного – части одной целостной системы, а строение каждого органа закономерно соотносится со строением всех других (принцип корреляции). Автор «теории катастроф».

 

 

Все эти ученые были сто­ронниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения. Какие это проблемы?

v Во-первых, сущность и причины эволюции.

v Во-вторых, причины целесообразности устройства орга­низмов.

v В-третьих, причины многообразия форм орга­низмов.

v В-четвертых, причины сходства и различий меж­ду разными видами, и наконец, причины одновременного существования высших и низших организмов.

…Жили – были такие хорошие люди, как Чарльз Дарвин, эсквайр, господин Карл Линней, патриций Тит Лукреций Кар и шевалье Жан-Батист де Ламарк. Думали они, думали и придумали. Что-то верно, что-то, как потом выяснилось, нет, но интересного в их взглядах было много. Попробуем разобраться.

По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу

Ученый Его Родина Был ли биологом (+ или -) Считал ли мир созданным кем-то Признавал ли эволюцию Верил ли, что виды существуют в природе Считал ли естественный отбор движущей силой

Труды Карла Линнея.

Крупнейшим ученым додарвиновского периода био­логии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707—1778). Карл Линней был креационис­том, но это не умаляет его заслуг перед биологией. В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система при­роды». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.

К заслу­гам Карла Линнея можно отнести:

• установил универсальность, реальность видов и вы­делил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида);

• ввел основные единицы систематики: вид, род, се­мейство, отряд, класс;

• создал систему органического мира, в которой рас­тения были разделены на 24 класса: 23 класса явно­брачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голо­семенных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенад­цати тычинок, а при отнесении растений к 14—23 классам учитывалось еще и строение андроцея. У жи­вотных были выделены 6 классов (черви, насекомые, гады, рыбы, птицы и млекопитающие);

• ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо гро­моздких многословных (полиноминальных) назва­ний, которая указывала на принадлежность организ­ма к роду и виду;

• описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных;

• усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов;

•впервые поместил человека в один отряд с обезьяна­ми на основании морфологического сходства.

Таким образом, Карла Линнея по праву называют отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.

Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка.

В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744—1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809). Теория Ламарка — стройное здание логических конст­рукций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.

Движущими силами эволюции Ламарк считал врожден­ные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обита­ния, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органи­ческого мира.

Направлениями эволюции. Ламарк в своей теории назы­вал градации и отклонения от градаций. Развитие приро­ды по Ламарку началось с образования простейших живых тел из неорганической природы; его ход - от про­стого к сложному. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Не всем организмам удается достичь эволюционных высот, то есть градации в чистом виде проявляются редко. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к откло­нениям от градаций. Наличие в природе наряду с высоко­организованными низкоорганизованных форм Ламарк объясняет отклонениями от градаций. Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала так на­зываемая «лестница существ» Ламарка, являющаяся клас­сификацией органической природы.

Результатами эволюции Ламарк называл возникнове­ние приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослабле­нии того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эво­люции Ламарк считал отдельный организм.

Таким образом, теория Ламарка - умозрительная схе­ма. Он не смог правильно назвать движущие силы эво­люции. Теория не была принята большинством ученых того времени, так как были очевидны ее противоречия и шаткость аргументов. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.

Ошибки Ламарка:

- Внутреннее стремление организма к прогрессу.

- Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.

- Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.

- Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.

Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.

Эволюционные идеи в России.

В России с XVIII века складывались эволюционные представления о природе. К первым русским эволюцио­нистам можно отнести: М. В. Ломоносова, А. Н. Радище­ва, П. С. Палласа, А. А. Каверзнева и др. Одним из выда­ющихся предшественников Ч. Дарвина был профессор Мос­ковского университета Карл Францевич Рулье (1814—1858).

Основные взгляды Рулье:

• организм нельзя изучать в отрыве от той среды, в которой он живет и с которой взаимодействует;

• с изменением среды организмы или приспосаблива­ются к ней, или погибают;

• происхождение видов связано с борьбой за питание, участие в размножении;

• человек родственен животным;

• доказательствами эволюции являются ископаемые ос­татки животных, сравнительные данные о строении современных животных, их зародышевом развитии и изменения животных при одомашнивании,

• провел анатомическое сравнение вымерших и ныне живущих организмов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - утверждал, что изменение неживой природы ведет к изменению растений и животных. Живая и неживая природа как единое развивающееся целое.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) считал, что природа раз­вивается от простых веществ к сложным.

 

 

 Афанасий Каверзнев (конец 18 начало 19 веков; точные даты неизвест­ны) - утверждал, что виды действительно существуют в природе, но они изменчивы. Он поставил вопрос о том, что виды происходят один из другого и состоят между собой в родстве, подтвердив примерами из практики человека по выведению пород животных.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 834.