Обеспечение содержания курсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Литература: О-1; О-2;О-3; Н-1, Н-2,Д-1; Д-9

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятие физическая культура.

2. Назовите функции физической культуры.

3. Что такое физическое совершенство?

4. Что относится к показателям физического совершенства?

5. Раскройте понятие физическое воспитание.

6. На каких принципах основывается отечественная система физического воспитания?

7. Что такое физическая подготовка.

8. Назовите видыфизической подготовки.

9. Что такое физическое развитие?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите измерения своего роста, веса и массы, рассчитайте индексы их соотношений. 

2. Заносите данные в дневник раз в месяц и определите динамику показателей на протяжении года.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-1; Д-9, Д-13

Вопросы для самопроверки:

1. Из каких видов костей состоит организм человека.

2. Дайте определение понятию сустав и назовите виды суставов.

3. Назовите основные виды мышц и их функции.

4. Дайте определение понятию саркомер и определите его функции.

5. Какие волокна мышц обладают более быстрой сократительной способностью?

6. На что расщепляется гликоген при анаэробных процессах образования энергии?

7. Что образуется при окислении углеводов и жиров?

8. Какой процесс энергообразования наиболее эффективен при длительной физической работе.

9. Дайте определение сердечно-сосудистой системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

10.Дайте определение дыхательной системы и охарактеризуйте изменения ее работы при физических нагрузках.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите ЧСС и АД в покое и при физических нагрузках.

2. Выполняя разную по интенсивности нагрузку и замеряя ЧСС и АД,определите, как они зависят от величины нагрузки.

Тема 3. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Литература: О-1;О-2, О-3; Н-1 ;Д-9; Д-4, Д-12, Д13

Вопросы для самопроверки:

1.Что предполагает здоровый образ жизни?

2. Что такое здоровье человека (по определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения)?

3. Назовите группы факторов риска, влияющих на здоровье человека.

4. Назовите интегральный показатель физического здоровья человека.

5. Что такое МПК (ДМПК). Как от этой величины зависит здоровье человека.

6. Назовите основные показатели гомеостаза здорового человека (давление, ЧСС, рH плазмы, частота дыхания, концентрация глюкозы).

7. Приведите формулу эффективного питания и пропорции в пище белков, жиров и углеводов.

8. Назовите основные функции питания.

9. Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке?

10. Назовите наиболее эффективный метод оздоровительной тренировки.

Задания для самостоятельной работы:

1. Рассчитайте свой суточный расход энергии.

2. Сбалансируйте потребление основных источников энергии с суточным расходом.

Тема 4. Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Литература: О-1;О-2;О-5;Д-9; Д-4; Д-11.

Вопросы для самопроверки:

1. Через какой промежуток времени после начала учебы в течение учебного дня у студентов проявляется оптимальная (устойчивая) умственная работоспособность?

2. Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели?

3. Соответствует ли изменение физической работоспособности студентов в течение учебной недели динамике их умственной работоспособности?

4. В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности?

5. Можно ли эффективно решать проблемы оздоровления и повышения работоспособности студентов в период их обучения в вузе только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию?

6. Какие "малые формы" занятий физическими упражнениями существуют в режиме учебного труда студентов?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите динамику собственной работоспособности в течение суток.

2. Сбалансируйте соотношение работы и отдыха для наиболее эффективной работоспособности.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Литература: О-1;О-2;Д-1; Д-6; Д-10.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое физическая подготовка?

2. В чем суть общей физической подготовки?

3. Что включает в себя специальная физическая подготовка?

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1; О-2;О-4;Д-5; Д-8; Д-12

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют формы самостоятельных занятий.

2.Как меняется характер содержания занятий в зависимости от возраста.

3. Каковамотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.

4.Особенности самостоятельных занятий для женщин.

5.Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.

6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте комплекс утренней гимнастики из 12-15 упражнений.

2. Выполняйте комплекс ежедневно и отметите повышение общей работоспособности организма.

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Н-1; Н-2;Д-6; Д-8.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию спорт.

2. Каковы отличительные черты соревновательной деятельности?

3. Какие изменения в функциональном состоянии человека вызывает соревновательная обстановка?

4. Что такое массовый спорт (спорт для всех)?

5. Что такое спорт высших достижений (олимпийский спорт)?

6. Что такое профессиональный (зрелищно-коммерческий) спорт?

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.

Литература: О-1;О-2;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте физиологическое объяснение понятию фаза суперкомпенсации (сверхвосстановлениеэнергоисточников, возбудимости нервной системы)?

2. Какой метод физического воспитания предполагает точную дозировку нагрузки и отдыха?

3. Какой методический принцип физического воспитания предполагает постепенное и постоянное повышение требований к занимающимся?

4. Как влияет соревновательная обстановка на физиологический эффект от физического упражнения?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выберите дистанцию, которую Вы в состоянии преодолевать легко бегом с самой низкой интенсивностью работы.

2. Пробегайте эту дистанцию через день в одно и то же время в течение 1– 2 месяцев регулярно и обнаружите насколько легче организм справляется с нагрузкой (систематичность приведет к сверхвосстановлению организма).

Тема 9. Диагностика и самодиагностика во время занятий физическими упражнениями и спортом

Литература: О-1;О-2;Н-1;Д-2; Д-9, Д-13.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова периодичность врачебного контроля для спортсменов?

2. Укажите основное предназначение врачебного обследования.

3. Чем определяется физическое развитие человека?

4. Какой тип осанки считается нормальным?

5. Какие характеристики лежат в основе антропометрических стандартов?

6. На чём основан метод корреляции?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проведите замеры ЧСС, АД, частоты дыхания в покое.

2. Проведите замеры жировой подкожной прослойки.

Тема 10. Спорт. Выбор видов спорта, особенности занятий избранным видом спорта.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-6; Д-8; Д-12; Д-13

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте характеристику особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

2. Дайте характеристику видов спорта, развивающих отдельные физические качества.

3. Каковы цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.

4. Расскажите о планировании тренировки в избранном виде спорта.

5. Каковы основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.

6. Определите основные методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

Задания для самостоятельной работы:

1. См. задания темы 9.

Тема 11. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями.

Литература: О-1;О-2; Н-1;Д-3; Д-7; Д-13.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является целью самоконтроля?

2. Укажите субъективные данные самоконтроля

3. Укажите объективные данные самоконтроля

4. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

5. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

6. Какую величину пульса не следует превышать при занятиях физическими упражнениями в возрасте 18 лет?

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести самостоятельно пробу Генчи.

2. Провести самостоятельно пробу Штанге.

Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Литература: О-1;Н-1;Д-1; Д-3.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)?

2. Какова цель ППФП?

3. Какие задачи у ППФП?

4. На какие группы можно условно разделить профессии?

5. Какие основные физиологические показатели необходимо учитывать при оценке степени тяжести труда?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить комплекс физических упражнений для своего трудового вида деятельности.

2. Рассчитать энергетические затраты для суток, недели, месяца и года работы.

Тема 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

Литература: О-1;О-2; Н-1Д-1; Д-2

Вопросы для самопроверки:

1. Какое воздействие на организм студентов оказывает вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности?

2.Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы?

3. Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья?

4. Что понимается под двигательной активностью (ДА) человека?

5. На какие составные части можно условно разделить двигательную активность человека?

6. Что можно считать началом систематического физического воспитания студентов в России?

7. Можно ли с помощью физических упражнений (занятий тем или иным видом спорта) формировать определенные психические качества и свойства личности?

Тема 14. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3; Н-1; Н-2;Д-1; Д-2

Вопросы для самопроверки:

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие?

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни?

3. Здоровый образ жизни и его составляющие?

Тема 15. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Литература: О-1;О-2; О-3;Д-3; Д-7; Д-13.

Вопросы для самопроверки:

1.Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни?

2. Критерии эффективности здорового образа жизни?

Тема 16. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Литература: О-1;Н-2;Д-3; Д-3.

Вопросы для самопроверки:

1.Коррекция физического развития.

2.Влияние ФК, спорта и ЗОЖ на функционирование организма и рост телосложения.

3.Коррекция двигательной и функциональной подготовленности.

 

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В процессе освоения курсов используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

· Лекции;

· Практические занятия;

· Компьютерное тестирование;

· Тренировка в избранном виде спорта (для студентов, включенных в состав сборных команд университета);

· Обсуждение рефератов;

· Культурно-просветительская работа в студенческих исследовательских группах;

· Самостоятельная работа студентов;

· Консультации преподавателей.

 

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

· интерактивные лекции;

· компьютерные симуляции;

· групповые дискуссии и проекты;

· обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп;

 

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСОВ

Рекомендуемая литература

Основная литература :

1. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.

2. "Теория и методика физического воспитания: учебник" Андрей Васильков, 2008 г.

3. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В.Алексеев и др.- Москва.-«Теория и практика физической культуры и спорта.- 2013.-780с.

Нормативно-правовые документы:

1. ФЗ № 329 от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в РФ».

2. Стратегия развития физической культуры и спорта и спорта в Российской Федерации на 

период до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ №1101-Р от 07.08.2009 г.

 

Дополнительная литература:

1. Баранов В. А., Венглинский Г. П., Столяр К. Э. Теория и практика физической культуры в вузе: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2004.

2.  Баранов В. А., Цедилин Ю. В., Якушев В. А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. – М.: РГТЭУ, 2005.

3.  Баранов В. А. Социальные проблемы физической культуры и спорта в современном обществе: монография. – М.: РГТЭУ, 2006.

4.  Баранов В. А. Физическая культура как институт качества жизни в условиях российской социальной реальности: монография. – М.: РГТЭУ, 2009.

5.  Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2008.

6. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:АО "Аспект Пресс", 1995г.

7. Самостоятельные занятия физическими упражнениями: Учебно-методическое пособие. Лутченко Н.Г., Щеголев В.А., Волков В.Ю., и др.: – СПб.:СПбГТУ, 1999.

8. Родиченко В.С. и др. Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2009.

9. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/ В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд. испр. и доп. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.

10. Журналы: Теория и практика ФК, преподаватель вуза и инновационные технологии. Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования Российской Федерации;

11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры и спорта М.: Советский спорт, 2007.

12.  Физиологические основы двигательной активности /Фомин.-М.-1991.

13.  Физиология человека/ Шмидт, Тевс и др. 3- тома – М.- 2001.

14. Теория и методика физической культуры/ Матвеев. – 1991.

 

 

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

1. www.reu-sport.ru – Центр «Спортивный клуб РЭУ имени Г.В. Плеханова

2. http://www.minsport.gov.ru/ – Министерство спорта РФ

3. www.mon.gov.ru – Министерство образования РФ

4. www.mossport.ru

5. http://www.vechnayamolodost.ru/index2.php?idtopmenu=8

6. http://www.rusmedserver.ru/

7. http://www.zdobr.ru/

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины

В рамках изучения дисциплины «Физическая культура» не используются.

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

 

Элективные курсы по физической культуре обеспечены УМК -лекционным курсом, тематическими планами реализации физической культуры по различным направлениям подготовки, 6 спортивными сооружениями с соответствующим спортивным оборудованием (бассейн, бильярдный клуб, бойцовский зал, тренажерный зал, зал общефизической подготовки, фитнес-студия), компьютерной программой для теоретического тестирования освобожденных по медицинским показаниям студентов.

 

 

 

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с положением «О фонде оценочных средств в ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В.Плеханова».

 Курсовая работа по элективным курсам «Физическая культура» не предусмотрена

Примерные темы рефератов

1. Предмет, цели, задачи и содержание физической культуры и спорта.

2. Основные понятия физической культуры и спорта.

3. История развития физической культуры и спорта от зарождения до наших дней.

4. Социально-биологические основы физической культуры и спорта.

5. Современное состояние Системы Управления в физкультурных вузах.

6. Становление и развития СУ в ФК и С.

7. Принципы стратификации СУ в ФК и С.

8. Идентификация и квантификация уровней решения задач управления в ФК и С

9. Критерии оценки эффективности решения задач СУ в ФК и С

10. Взаимосвязь и оценка взаимодействия целей и задач в СУ в ФК и С

11. Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» как комплекс мер по повышению двигательной активности населения.

12. Развитие гибкости на занятиях по физической культуре

13. Развитие координации и ловкости у студентов очной формы обучения на занятиях    

14. по физической культуре                                                                    

15. Физическая культура в жизни студента.                                        

16. Общая физическая подготовка студентов при занятиях боксом, кикбоксингом,

17. Каратэ и смешанными единоборствами                                         

18. Психологическая подготовка спортсменов при занятиях единоборствами  

19. Спортивный клуб в ВУЗе.

20. Влияние физической нагрузки на нравственный облик студента на занятиях по

21. физической культуре.

22. Влияние физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат студента на

занятиях по физической культуре.

23. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.

24. Основные методики занятий физическими упражнениями.

25. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

26. Самоконтроль и самодиагностика при занятиях физической культурой и спортом.

27. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

28. Физиологическая характеристика циклических и ациклических упражнений.

29. Физическая культура в стране и обществе.

30. Формирование сборных команд студентов очной формы в игровых видах спорта

на занятиях по физической культуре.

31. Организация ФВ и спортивной работы в ВУЗе.

32. ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

33. Использование средств физической культуры для повышения психоэмоционального состояния, повышения работоспособности.

34. Физическая культура как учебная дисциплина в ВУЗе.

35. Лечебная физкультура в ВУЗе.

36. Организация СУ кафедры ФК в ВУЗе и оценка эффективности её работы.

37. Ключевые показатели эффективности при оценке эффективности работы кафедры

физической культуры в ВУЗе.

38.  Развитие быстроты у студентов очной формы обучения на занятиях по физической

культуре.

39. Современное состояние ФК и С.

40. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения РФ.

 

       Студенты, освобожденные от практических занятий, представляют тематические рефераты по теме, согласованной с преподавателем. Реферат должен быть предоставлен в бумажном и электронном вариантах. По материалу реферата предоставляется презентация в электронном и бумажном вариантах. Реферат студент должен защитить, сделав краткий доклад и, ответив на контрольные вопросы преподавателя, используявыполненную им презентацию реферата. Также имеется возможность участия в программе «Студенческая наука», где в составе мини-группы студент проводит научные исследования по интересующей его проблеме. Направления программы: здоровый образ жизни, основы рационального питания, особенности спортивной тренировки. Курирующему преподавателю представляются результаты работ в форме: доклада, практических рекомендаций, научной статьи, презентации - в электронном и бумажном вариантах. Презентация и другие материалы проекта после защиты предоставляются в открытом доступе всем студентам и сотрудникам Университета.

 

Вопросы к зачету:

Вопросы к зачету (1 семестр):

1. Предмет, цели, задачи и содержание физической культуры и спорта.

2. Основные понятия физической культуры и спорта.

3. История развития физической культуры и спорта от зарождения до наших дней.

Вопросы к зачету (2 семестр):

1.Рассказать об основных понятиях теории физической культуры.

2.Какая структура и функции физической культуры.

3. Теория физической культуры как наука и учебная дисциплина.

4. Физическая культура как социальная система. Цель, задачи, общие принципы и основы функционирования физической культуры в обществе.

 

Вопросы к зачету (3 семестр):

1. Физиологическая характеристика циклических и ациклических упражнений.

2. Физическая культура в стране и обществе.

3. Формирование сборных команд студентов очной формы в игровых видах спорта

на занятиях по физической культуре.

 

Вопросы к зачету (4 семестр):

1. Перечислить средства формирования физической культуры личности.

2. Назовите принципы занятий физическими упражнениями.

3. Методы формирования физической культуры личности.

4. Основы обучения двигательным действиям.

5. Общая характеристика физических способностей.

 

Вопросы к зачету (5 семестр):

1. Лечебная физкультура в ВУЗе.

2. Организация СУ кафедры ФК в ВУЗе и оценка эффективности её работы.

3. Ключевые показатели эффективности при оценке эффективности работы кафедры

физической культуры в ВУЗе.

 

Вопросы к зачету (6 семестр):

1. Силовые способности и методика их развития.

2. Скоростные способности и методика ее развития.

3. Выносливость и методика ее развития.

4. Координационные способности и методика их развития.

5. Гибкость и методика ее развития.

 

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ

Для всех направлений

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.