МФ= Ме max ·β=897·2= 1794 Н·м (1.1)
где Ме max - максимальный момент двигателя, Н·м (Ме max = 897 Н*м)
β - коэффициент запаса муфты сцепления(β = 2)
К началу первой строки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
Наружный радиус фрикционных накладок можно определить по формуле для автомобилей
=
где λ – площадь фрикционной накладки, необходимая для передачи момента в 1 Н·м(λ = 4*10-4 Н*м)
i– число пар поверхностей трения(i =4);
с – безразмерная величина, выбирается в пределах 0,5-0,7.
=> r = C * R =0,7 * 240 =168 мм
= =204 мм
Расчет муфты сцепления на износ
Работа буксования для автомобилей может быть определена по формуле:
К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
= 62,8
где n Н – номинальная частота вращения вала двигателя.
Величина момента сопротивления дороги Mψ(Н·м), приведенного к валу муфты сцепления, определяется по формуле
= = 3302
где G а - вес автомобиля(160720 Н);
r к - радиус колеса, м(0,95 м);
uoupuк - передаточные числа главной передачи, раздаточной коробки и коробки передач;( uк =2,43; 1,44; 0,98;u 0=5,44; up =0)
Ψ= fcosα ± sinα- коэффициент суммарного сопротивления дороги следует брать его среднее значение (0,1).
η mp - КПД трансмиссии.(0,85)
Момент инерции вращающихся масс двигателя J е и приведенный к валу муфты сцепления момент инерции автомобиля J а:
= 1,2 · 11 · 0,2282 = 0,16 кг·м2
=
где м - момент инерции маховика, кг·м2 ;
G м - масса маховика, кг(11 кг);
r м- радиус маховика, м(0,22 м);
G а - масса автомобиля, кг(16400 кг);
r к - радиус колеса, м(0,491 м);
uк- передаточное число коробки на первой передаче
Проверка муфты сцепления на нагрев
с g = 481 -удельная теплоемкость нагреваемых деталей муфты (сталь, чугун), Дж/(кг град);
mg - масса нагреваемой детали, кг.
Значение коэффициента α находят по формуле
=
где i’ общее число поверхности трения;
i "- число поверхностей трения у нагреваемой детали.
К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ ЛИАЗ 5256
Расчет зубьев
3.1.1 Расчѐт зубчатой пары постоянного зацепления
Исходные данные:
Передаточные числа | КПП КамАЗ-141 |
первая передача | 5,62 |
вторая передача | 2,89 |
третья передача | 1,64 |
четвертая передача | 1,00 |
пятая передача | 0,724 |
задний ход | 5,30 |
главная передача | 5,44 |
К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удал
ать!
- макс. крутящий момент,
- частота вращения двигателя при макс. моменте
= 16400 кг = 160884 Н – вес автомобиля
r к =0,95 м - радиус колеса
параметры зубчатой пары: модуль m = 4,5 , число зубьев z1= 25 , число зубьев z2= 38 , средний делительный диаметр шестерни первичного вала d1 = 156,1 мм, делительный диаметр колеса на промежуточном валу d2 = 171мм, угол наклона зубьев β = 22 град ширина венца bw1 = 42 мм, bw2 = 41 мм. Относительная продолжительность работы на передаче αHI=0,01; αHII=0,03; αH3=0,14; αH4=0,82 степень точности по нормам плавности работы nст.т = 6, материал – сталь 18Х2НЧВА твердость поверхностей зубьев шестерни HRC 58-63 .
3.1.2 Расчѐт на контактную выносливость активных поверхностей зубьев
1.Определяем расчѐтный крутящий момент на промежуточном валу:
2. Находим расчѐтную окружную силу Рt1:
где d1 – средний делительный диаметр шестерни, м.
3. Вычисляем расчѐтную частоту вращения вала:
где n1 - частота вращения первичного вала коробки передач, об/мин.
Принимаем n1 = nдвМ, где nдвМ - частота вращения двигателя при максимальном моменте, об/мин.
4. Определяем параметр контактного напряжения на 1-й ступени:
чалу первой строчки рамка, полностью строчку не удалать!
где Рt1 - окружная сила;
d1 - средний делительный диаметр шестерни, мм;
ZH - коэффициент контактного напряжения;
Zε - коэффициент, учитывающий степень перекрытия зубчатых колѐс;
KHα - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
KHβ - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца;
KHV1 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.
Коэффициент ZН определяется по следующей зависимости:
где βb - угол наклона зуба на основном цилиндре, град:
Коэффициент Zε :
- для цилиндрических передач с косозубыми колѐсами Zε=0,796
Коэффициент KHα:
- для прямозубых и косозубых цилиндрических передач KHα = 1,04 .
Коэффициент KHβ:
- для прямозубых и косозубых цилиндрических передач KHβ = 1,12
Коэффициент KHV1:
-для цилиндрических передач KHV1= 1,04
Следовательно, контактная усталость зубчатых колес обеспечена.
5. Определяем предельный параметр контактной выносливости при базовом числе циклов:
где ПНlim0 – предел контактной выносливости при стендовых испытаниях колес с заданными размерами, термообработкой и шероховатостью поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов NHO = 1,2∙108 МПа;
ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость активной поверхности зубьев более грубого зубчатого колеса в зацеплении, ZR=1 – класс шероховатости 6.
6. Вычисляем меру накапливаемой усталости за 1 км пробега автомобиля для шестерни и колеса:
К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
где u(1k)i ,u(2k)i – передаточные числа соответственно от шестерни и колеса до ведущих колес на i-ой передаче; mH – показатель кривой контактной усталости; a1, a2 – числа циклов, соответствующие одному обороту соответственно шестерни и колеса: для зубчатых колес с одним зацеплением а=1; αHi – относительная продолжительность работы на передаче; NS – суммарное число оборотов ведущего колеса автомобиля за 1 км пробега:
KnHi – коэффициент пробега на i-й передаче.
Удельная тяговая сила на ведущих колесах:
откуда KnH1 = 0,25
7. Вычисляем расчетное контактное напряжение:
=275 = 1123,8 МПа
где ПН – наибольшее значение параметра при работе зубчатой пары на нескольких ступенях, МПа.
8. Определяем эквивалентное число циклов изменения напряжений:
где Lo – планируемый пробег до капитального ремонта (Lo = 165000 км).
9. Находим коэффициент долговечности:
= =60
= =52
10. Вычисляем допускаемые контактные напряжения:
= =9761> 0,8σlim = 0,8∙3800 =3040 МПа
= =9081> 0,8σlim = 0,8∙3800 =3040 МПа
Принимаем σHP1 = σHP2 = 3040
11. Проверка условий контактной выносливости:
σн < σнр
σн = 1182 МПа < 3040 МПа = σнр. К началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
Вывод: условие выносливости по контактным напряжениям выполнено.
3.1.3 Расчѐт зубьев колес на выносливость при изгибе
Проверочный расчет выполняют для предотвращения усталостного излома зубьев.
Условие выносливости при изгибе:
σF ≤ σFP
где σF , σFP – соответственно расчетное и допускаемое напряжения изгиба, МПа.
1. Вычисляем расчѐтные напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса:
где Fti - окружная сила, Н;
mnm - средний нормальный модуль, мм: для цилиндрической передачи mnm = mn;
YF - коэффициент формы зуба, зависящий от коэффициента смещения и действительного либо эквивалентного числа зубьев (для шестерни – 4, колеса – 3,65);
Коэффициент Yβ: для прямозубых колѐс Yβ =1, для колѐс с косыми и круговыми зубьями:
Коэффициент Yε: для цилиндрических косозубых и конических передач Yε = Zε = 0,796.
Коэффициент KFα: для прямозубых цилиндрических и конических передач и степени точности nст.т= 6, для передач с косыми и круговыми зубьями:
KFα =[4+(
Коэффициент KFβ: для цилиндрических передач KFβ = 1,12. Коэффициент KFv: для цилиндрических передач KFv1 = 1,07, KFv2 = 1,05
2. Определяем предельное напряжение изгиба при базовом числе циклов:
σF1im = σс F1im∙YR∙KFc = 460∙1∙1,3 = 546 МПа
где σF1im - предел выносливости при базовом числе циклов NFO и симметричном изгибе зубьев колѐс с заданными конкретными размерами, термообработкой и шероховатостью поверхности зубьев, МПа;
YR - коэффициент, учитывающий особенности обработки зубьев: YR=1 для цементированных, цианированных, закалѐнных ТВЧ по контуру и улучшению зубчатых колѐс;
KFc – коэффициент, учитывающий отличие характера нагружения зубчатого колеса от симметричного, KFc = 1,3 – для одностороннего от нулевого или достаточно близкого к ней цикла (зубчатые колеса низших передач и заднего хода в коробках передач).
Определяем меру накапливаемой усталости за 1км пробега автомобилем по напряжению изгиба:
!
где mF – показатель кривой усталости при изгибе зубьев (mF = 9).
4. Вычисляем эквивалентное число циклов изменения напряжений:
5. Находим коэффициенты долговечности:
= =1,16
= =1,24
При KFL < 0,9 принимают KFL = 0,9.
6. Определяем допускаемые напряжения изгиба:
7. Проверка условий прочности по напряжениям изгиба:
σF ≤ σFP
;
;
Вывод: условие прочности по напряжениям изгиба выполнено. К началу
3.1.4 Расчѐт на прочность
Расчѐт на прочность выполняют с целью предотвращения остаточной деформации или излома зубьев.
Расчѐт выполняют по максимальному динамическому крутящему моменту.
1.Вычисляем окружную силу:
Ftmax = Ft1∙KД = 17238∙2.2 = 37923,6 Н
где KД – коэффициент динамичности, для легкового автомобиля (KД = 2…3,0 для грузовых автомобилей). Принимаем KД = 2.2.
2. Определяем максимальное контактное напряжение:
3. Находим максимальные напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса:
МПа
4. Проверка условий достаточной прочности:
σHmax ≤ 0,9σHlimM
σF1max ≤ 0,9σFlimM
σF2max ≤ 0,9σFlimM
σHmax = 753 МПа < 0,9∙3800 = 3420 МПа
σF1max = 153,5 МПа < 0,9∙1700 = 1530 МПа
σF2max = 139,9 МПа < 1530 МПа
началу первой строчки привязана рамка, полностью строчку не удалать!
Расчет валов
Валы рассчитывают на статическую прочность, жёсткость и на усталостную прочность для определения их работоспособности и агрегата трансмиссии в целом.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 364.