Налогово-бюджетная (фискальная) политика включает два варианта:
Дискреционная фискальная политика − это сознательное, целенаправленное изменение величин государственных расходов и ставок налогов в результате специальных решений правительства. Она проводится для воздействия на уровень занятости, объём производства, темпы инфляции, т.е. для изменения уровня экономической активности.
При дискреционной политике в период спада целенаправленно создается дефицит государственного бюджета для того, чтобы стимулировать совокупный спрос. В период подъема, наоборот, целенаправленно создается бюджетный профицит.
При проведении дискреционной фискальной политики возникает проблема запаздывания. Решения об утверждении новых налогов или изменении налоговых ставок принимаются в один момент времени, чтобы отреагировать на текущие проблемы экономики. Результат этих решений проявляется только через промежуток времени (временной лаг), когда экономическая конъюнктура может сильно измениться.
Если государство одновременно меняет и государственные расходы, и налоги, то оно проводит комбинированную фискальную политику.
Недискреционная фискальная политика − это автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Бюджетный дефицит или излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных финансовых стабилизаторов экономики. Встроенными стабилизаторами являются:
· прогрессивная система налогообложения;
· система государственных трансфертов (в первую очередь пособия по безработице);
· система участия в прибыли.
Прогрессивные налоги являются самым эффективным стабилизатором. В период роста ВВП чистые налоговые поступления в бюджет увеличиваются, потому что растут доходы экономических агентов. По мере роста доходов экономические агенты отдают государству все большую долю этих доходов, потому что платят налог по более высоким ставкам. В периоды кризисов, низкой экономической конъюнктуры доходы фирм и домохозяйств снижаются. В результате сокращаются доходы госбюджета, но одновременно сокращается налоговая нагрузка на экономических агентов.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Они только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.
Кредитно-денежная (монетарная) политика − совокупность монетарных мероприятий, с помощью которых ЦБ сознательно нарушает равновесие рынка денег для того, чтобы заставить экономику прийти к новому равновесию с желательными параметрами. Ее суть сводится к управлению денежной массой страны. Центральные банки большинства государств в качестве объекта регулирования выбирают агрегат М2.
Целевыми ориентирами кредитно-денежной политики являются:
• Величина денежной массы.
• Ставка процента.
• Обменный курс национальной валюты.
Кредитно-денежная политика также может быть дискреционной и недискреционной. Дискреционная политика направлена на стимулирование экономической активности в стране в период спада и на ее сдерживание в период подъема. Это воздействие осуществляется косвенно, через изменение количества денег в обращении. Для воздействия на денежную массу ЦБ использует три основные инструмента:
• Изменение нормы обязательных резервов. Если норма резервирования растет, коммерческие банки выдают в кредит меньше денег, денежная масса сокращается. Если норма обязательных резервов снижается, денежная масса растет. Рост предложения денег снижает их цену.
• Изменение учетной ставки процента (в РФ − ключевой ставки). Снижая учетную ставку, ЦБ делает деньги дешевле для коммерческих банков. В свою очередь они могут снижать ставки по кредитам для предприятий и домохозяйств. Если ЦБ повышает учетную ставку, цена денег растет, дорожают кредиты коммерческих банков.
• Операции на открытом рынке. ЦБ продает или покупает государственные облигации. При продаже часть денег изымается из обращения, денежная масса сокращается. При покупке − часть денег дополнительно поступает в обращение, денежная масса увеличивается.
Сокращение количества денег в обращении называют политикой дорогих денег, увеличение денежной массы − политикой дешевых денег.
Поддержание денежной массы на определенном фиксированном уровне трактуется как жесткая монетарная политика, поддержание ставки процента − как мягкая политика. ЦБ не может одинаково воздействовать на величину денежной массы и ставку процента. Поэтому в текущей политике приходится выбирать приоритеты.
Основная задача недискреционной политики − предотвратить колебания совокупного спроса, дохода и занятости. Поэтому она направлена прежде всего на поддержание стабильной процентной ставки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.