Протокол судебного заседания. Замечания на протокол
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. В ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.

Протоколирование судебных заседаний в судах кассационной и надзорной инстанций необязательно.

В то же время отсутствие законодательного императива на этот счет не означает невозможности протоколирования хода судебного заседания в судах кассационной и надзорной инстанций в случае наличия к тому необходимости.

Как пояснял КС РФ применительно к нормам ГПК, отсутствие в законе прямого указания на необходимость протоколирования заседания суда кассационной инстанции не препятствует принятию соответствующим судом решения о ведении такого протокола. Представляется, что, несмотря на изменение модели кассационного пересмотра в гражданском процессе, данная позиция КС РФ сохраняет свое значение, в том числе и в отношении рассмотрения административных дел судами общей юрисдикции кассационной и надзорной инстанций ввиду схожести правового регулирования данного вопроса.

Возможны исключения из общего правила о протоколировании применительно к отдельным видам производств.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС в порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. И хотя нормы гл. 33 КАС, определяющие особенности данного вида производства, напрямую не указывают на отсутствие необходимости протоколирования хода судебного заседания, данный вывод представляется очевидным ввиду отсутствия собственно совершаемых в устной форме процессуальных действий, требующих оформления посредством протоколирования.

Такое понимание комментируемых норм видится неложным и в контексте пояснительной записки к проекту КАС, в которой прямо указано, что особенностью упрощенного (письменного) производства являются рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.

2. В соответствии со ст. 204 КАС можно говорить как минимум о двух формах протокола - аудиозвуковой и письменной.

Если же обратиться к другим нормам гл. 20 КАС, то обнаруживается наличие и иных средств и форм фиксации. Так, согласно ч. 1 ст. 206 КАС в качестве средств протоколирования могут использоваться не только средства аудиозаписи, но и стенографическая запись, а также средства видеопротоколирования, равно как и иные технические средства.

Таким образом, в КАС выделяются следующие формы и соответствующие им средства ведения протокола: письменная (письменный протокол, стенографическая запись), аудиозвуковая (аудиозапись), аудиовизуальная (видеозапись).

3. Протокол должен отражать все существенные сведения о разбирательстве административного дела или совершении отдельного процессуального действия. На необходимость полного, четкого с точки зрения его прочтения составления протокола в той последовательности, в которой проводится судебное разбирательство, отдельно указывается ВС РФ

В структуре письменного протокола можно выделить две части: вводную часть и собственно описательную часть.

Во вводной части излагаются сведения организационного характера, как то: дата и место проведения судебного заседания, время его начала и окончания, дата составления протокола, наименование и номер административного дела, наименование и состав суда, рассматривающего дело, сведения о секретаре судебного заседания, сведения об использовании в ходе судебного заседания стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, иных технических средств и др.

В описательной части непосредственно фиксируются сами совершаемые в устной форме процессуальные действия, как то: разъяснение судом лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса их процессуальных прав и обязанностей, устные распоряжения председательствующего, устные заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, содержание судебных прений, сведения об оглашении и разъяснении содержания судебных актов, включая сведения о сроке изготовления мотивированного решения суда в случае, если по завершении судебного разбирательства объявляется только его резолютивная часть, и др. В описательной части письменного протокола также излагаются протокольные определения, выносимые судом без удаления в совещательную комнату (например, определение о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании).

Представляется, что, несмотря на закрытую конструкцию, перечень п. 3 ст. 205 КАС не является исчерпывающим, очерчивает только минимальный объем необходимых для отражения в протоколе сведений. В то же время если в ходе рассмотрения административного дела либо совершения отдельного процессуального действия возникнет необходимость внесения в протокол сведений, прямо не перечисленных в статье, то суд может это сделать исходя из общего значения протокола.

Пунктом 4 статьи 205 КАС предусматриваются отдельные изъятия из содержания описательной части письменного протокола применительно к случаям одновременного осуществления протоколирования с применением технических средств (аудио- и (или) видеозапись), а также стенографирования. Эти изъятия касаются некоторых процессуальных действий, совершаемых участниками процесса в устной форме (разъяснение процессуальных прав и обязанностей, показания свидетелей, разъяснения экспертами своих заключений, сведения об исследовании доказательств, содержание судебных прений и др.). Независимо от использования технических средств в описательной части письменного протокола во всяком случае должны фиксироваться протокольные определения суда, устные распоряжения председательствующего в судебном заседании, предупреждения об уголовной ответственности, а также устные заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Кроме того, независимо от использования технических средств содержательно неизменной остается вводная часть протокола.

4. Секретарь судебного заседаниясоставляет протокол и обеспечивает контроль за использованием в ходе судебного заседания или при совершении отдельного процессуального действия стенографирования, средств аудио- и (или) видеопротоколирования, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Носители информации, полученной с использованием стенографирования и (или) иных технических средств, приобщаются к протоколу.

Если выявлено, что аудиопротоколирование не осуществляется (не осуществлялось), в судебном заседании объявляется перерыв. После окончания перерыва судебное заседание продолжается с момента, когда произошел сбой аудиопротоколирования.

С момента объявления присутствующим в зале судебного заседания об удалении суда в совещательную комнату и до момента объявления решения или определения суда либо до возобновления рассмотрения административного дела по существу аудиопротоколирование не ведется. Остановка аудиопротоколирования в данном случае перерывом в протоколировании не является.

Лицом, ответственным за ведение письменного протокола, а также за фиксирование хода судебного заседания при помощи технических средств, КАС определяет секретаря судебного заседания. При этом в практике ВС РФ указывалось, что судья обязан контролировать, требовать и принимать соответствующие меры по соблюдению и выполнению процессуальных норм работниками аппарата суда, обеспечивающими эту работу, в том числе судья обязан обеспечивать своевременное изготовление протоколов секретарем судебного заседания.

Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания. Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего в судебном заседании и секретаря судебного заседания.

5. Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через три дня после дня окончания судебного заседания, протокол отдельного процессуального действия, совершенного вне судебного заседания, - не позднее следующего рабочего дня после дня совершения этого действия.

Отсутствия в деле протокола судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции.

6. Замечания на протокол.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, протоколами совершения отдельных процессуальных действий, записями на носителях информации. На основании ходатайств в письменной форме и за счет лиц, участвующих в деле, их представителей могут быть изготовлены копия протокола, копия записи с носителя информации.

Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.

Замечания на протокол, представленные по истечении указанного срока, судом не рассматриваются и возвращаются представившему их лицу.

Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья в течение трех дней со дня подачи таких замечаний без извещения лиц, участвующих в деле.

 О принятии замечаний на протокол либо о полном или частичном их отклонении выносится определение суда. Замечания на протокол и определение суда в отношении таких замечаний приобщаются к протоколу судебного заседания.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.