Особенности доказывания в административном судопроизводстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Институт доказывания является неотъемлемой частью всех отраслей процессуального права, поскольку ни одно дело не может быть рассмотрено и разрешено без доказывания. В любом цивилистическом процессуальном кодексе (будь то АПК РФ, ГПК РФ или КАС РФ) имеется глава, посвященная доказыванию и доказательствам. Как правило, она содержит понятие доказательств, их относимость и допустимость, распределение обязанности доказывания, порядок собирания, представления, истребования и оценки доказательств, правовое регулирование отдельных видов доказательств. Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ), в этом смысле не ставший исключением, включает главу о доказывании и доказательствах, нормы которой, наряду с общими правилами, отражают особое правовое регулирование, обусловленное спецификой административно-правовых отношений, в которых участники     находятся в отношениях власти и подчинения. Это позволяет сделать вывод о межотраслевом характере института судебного доказывания, присущем всем без исключения цивилистическим отраслям процессуального права.

Для понимания содержания доказывания следует обратить внимание, прежде всего, на формально-лексическое определение. По мнению С.И. Ожегова, доказывание представляет собой, во-первых, подтверждение того или иного утверждения и, во-вторых, процедуру выведения положения о чем-либо путем построения системы умозаключений.

Если опираться на первое из предложенных определений, то доказывание представляет собой процесс подтверждения перед судом лицами, участвующими в деле, своих требований и возражений. Если же исходить из второго постулата, то доказывание будет охватывать и деятельность арбитражного суда, при этом данная деятельность относится к мыслительной.

Большинство процессуалистов после долгих дискуссий сошлись на том, что доказывание представляет собой сложный процесс, охватывающий мыслительную и процессуальную деятельность его субъектов по обоснованию какого-либо положения и выведению нового знания на основе исследованного доказательственного материала.

Вместе с тем доказывание в административном судопроизводстве имеет ряд отличительных процессуальных особенностей, обусловленных в первую очередь особым субъектным составом административных правоотношений, находящихся в неравном положении. Прежде всего, это доказательственная активность суда, способствующая наилучшему процессуальному балансу прав сторон. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу (п. 1 ст. 63 КАС РФ), а в определенных случаях также по своей инициативе назначать судебную экспертизу (п. 2 ст. 77 КАС РФ) и пр. При этом указанные полномочия суда не препятствуют реализации принципа состязательности судопроизводства, т.к. стороны спорного административного правоотношения процессуально равны и обладают комплексом процессуальных прав и обязанностей.

Следующая особенность состоит в смещении акцента в бремени доказывания по административным делам на властного субъекта — участника дела, которое служит своеобразной гарантией защиты невластной стороны административных правоотношений. Несмотря на наличие в КАС РФ нормы-постулата состязатель-ности, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений (п. 1 ст. 62), имеются и специальные нормы, обязывающие представителей власти доказать законность принятых ими актов, решений и совершенных действий (п. 2 ст. 62). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В    вопросах правового регулирования доказательств КАС РФ, в отличие от АПК РФ и по аналогии с ГПК РФ, пошел по пути провозглашения исчерпывающего и более узкого перечня средств доказывания. В качестве доказательств по административному делу допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, полученные в т.ч. путем использования систем видео-конференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Заключение специалиста, закрепленное как доказательство в АПК РФ, не является таковым в соответствии с КАС РФ, п. 4 ст. 169 которого констатирует, что консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу. Несмотря на то, что в силу специфики таких дел указанный вид доказательств, безусловно, не находит широкого применения, на наш взгляд, такой подход законодателя не вполне оправдан, т.к. ограничивает доказательственные возможности сторон.

КАС РФ вслед за ГПК РФ и АПК РФ не включил в число доказательств объяснения представителей по делу. Вместе с тем Верховный Суд РФ указал, что от имени сторон и третьих лиц объяснения могут давать их представители. Кроме того, интересным и дискуссионным представляется вопрос возможности использования в административном судопроизводстве электронных доказательств.

В    современной судебной практике стороны нередко ссылаются на информацию, взятую из сети Интернет. При этом суды арбитражной юрисдикции в большинстве случаев рассматривают подобную информацию как доказательство. Суды общей юрисдикции лишь в последнее время стали исследовать ее в качестве доказательства. Ранее электронная информация исключалась из предмета судебного изучения, т.к. ее считали недопустимой. Формальным основанием для этого служили и служат положения ст. 55 ГПК РФ и ст. 59 КАС РФ в действующей редакции, исчерпывающе определяющие круг процессуальных источников, из которых суд может получить значимую доказательственную информацию [9]. Одновременно КАС РФ фактически узаконил электронный документооборот между судом и участниками административного процесса. Так, в соответствии со ст. 45 КАС РФ административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в т.ч. в форме электронного документа, под-писанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Лица, участвующие в деле, вправе получать с использованием Интернета копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, извещения, вызовы и иные доку-менты (их копии) в электронном виде, за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен. Однако, по мнению А.Т. Боннера, КАС РФ не содержит ответа на вопрос: что делать с такого рода документами суду, получившему их. Исходя из практики судов, поступающие в них электронные документы, переводятся техническим персоналом в бумажную форму и пополняют собой традиционное бумажное дело, что приводит к огромным временным и материальным затратам [10].

Кроме того, И.В. Решетникова относит к особенностям доказывания в административном судопроизводстве отсутствие в КАС РФ обеспечения доказательств в качестве способа собирания и фиксации доказательств, а также новеллу в виде отдельного урегулирования пределов преюдициальности судебных актов о при-влечении к административной ответственности [1, с. 112–115].

Следующей особенностью «административного» доказывания является тот факт, что нормы о доказательствах, предмете доказывания, правовых презумпциях и т.д. содержатся не только в процессуальном, но и в материальном праве. В этом смысле важно, что КАС РФ регулирует рассмотрение далеко не всех административных дел. Например, дела об административных правонарушениях по-прежнему рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным КоАП РФ и арбитражными судами, в соответствии с нормами АПК РФ. Дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в т.ч. судебных приставов-исполнителей, в рамках установленной компетенции рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ наряду с судами общей юрисдикции, осуществляющими рассмотрение соответствующих категорий дел в соответствии с КАС РФ.

Помимо административных дел, в предмет правового регулирования КАС РФ входят и иные дела, возникающие из публичных правоотношений, например, дела об избирательных правах, налогах и сборах и т.д. Таким образом, нормы о доказывании и доказательствах в административном судопроизводстве можно обнаружить в законодательстве различных отраслей.

К    таким важным аспектам, как субъекты и объект доказывания, в административном судопроизводстве сохранен традиционный подход, закрепленный в АПК РФ и ГПК РФ. К субъектам доказывания относятся суд и лица, участвующие в деле, имеющие соответствующие права и обязанности. Объектом доказывания является установление обстоятельств по делу на основании исследования и оценки собранных и представленных в суд относимых и допустимых доказательств.

В    заключение хотелось бы подчеркнуть, что, по сравнению с действующими процессуальными кодексами, КАС РФ не содержит почти ничего нового, а многие процессуальные вопросы, в т.ч. и вопросы доказывания и доказательств, остают-ся не до конца урегулированными. По мнению ведущих административистов, КАС РФ является завершающим шагом на пути полноценного формирования административного судопроизводства в России [11; 12]. Однако представители цивилистической науки настаивают, что административное судопроизводство неправомерно рассматривать как самостоятельный правовой институт, поскольку его юридическая материя по всем основным параметрам совпадает с гражданско-(арбитражно)-процессуальной [13].

Да, кодекс принят, значит формально административное судопроизводство сформировано и существует, хотя по сути оно представляет собой скорректированное судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по утратившему силу разд. 2 ГПК РФ, и, к сожалению, далекое от совершенства. Такое положение дел, на наш взгляд, создает для граждан, юридических лиц и судей серьезные, а порой и трудноразрешимые проблемы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.