КАС РФ Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

 

 

3. Диспозитивность в административном судопроизводстве.

4. Понятие административно-процессуальных правоотношений и их особенности, основания их возникновения и содержание.

5. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства.

6. Юридическая заинтересованность в деле: понятие, виды, правовые последствия отсутствия юридической заинтересованности.

7. Суд как обязательный субъект административно-процессуальных правоотношений: права и обязанности суда, состав суда, рассматривающего дело в различных инстанциях, единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, мировые судьи.

8. Лица, участвующие в деле: понятие, признаки, состав, права и обязанности.

9. Лица, содействующие осуществлению правосудия: понятие, признаки, состав, права и обязанности.

10. Понятие сторон в административном судопроизводстве. Признаки сторон, их права и обязанности.

11. Процессуальное соучастие в административном судопроизводстве: понятие, виды, основания процессуального соучастия, права и обязанности соучастников.

12. Замена ненадлежащей стороны в административном судопроизводстве: понятие, условия, процессуальный порядок замены.

13. Процессуальное правопреемство в административном судопроизводстве: понятие, основания, процессуальный порядок.

14. Участие прокурора в административном деле.

15. Обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

16. Понятие административного иска и административного искового заявления.

17. Порядок оформления и предъявления административного иска в суд. Требования, предъявляемые законом к форме и содержанию административного искового заявления. Правовые последствия несоблюдения требований к форме и содержанию административного искового заявления.

18. Защита интересов административного ответчика.

19. Особенности доказывания в административном судопроизводстве.

20. Понятие и виды судебных доказательств. Фактические данные и средства доказывания.

21. Понятие предмета доказывания в административном судопроизводстве.

22. Относимость и допустимость доказательств. Оценка доказательств.

23. Понятие и значение подготовки административного дела к судебному разбирательству. Срок проведения подготовки дела к судебному разбирательству. Задачи, выполняемые судом при подготовке дела к судебному разбирательству. Действия сторон на этапе подготовки дела.

24. Предварительное судебное заседание.

25. Судебное разбирательство в административном судопроизводстве.

26. Вынесение и оглашение решения по делу. Отложение производства по делу.

27. Приостановление производства по делу.

28. Прекращение производства по делу.

29. Оставление административного заявления без рассмотрения.

30. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол.

31. Понятие и виды судебных постановлений в административном судопроизводстве.

32. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (административное судопроизводство). Административная юстиция: проблемы понимания.

33. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих: порядок и срок подачи заявления в суд, судебное заседание, решение суда (содержание, исполнение).

34. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части: содержание заявления, порядок судебного разбирательства, вопросы, разрешаемые судом, содержание решения суда, вступление его в законную силу, опубликование. Подведомственность и подсудность. Проблема «конкуренции» дел о признании недействующими нормативных правовых актов и дел о проверке соответствия нормативного правового акта Конституции РФ.

35. Апелляционное производство в административном судопроизводстве.

36. Производство в суде кассационной инстанции.

37. Пересмотр судебных актов в порядке надзора.

38. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

 

Вопрос №11

«Диспозитивность в административном судопроизводстве»

Специфику природы судебного административного права раскрывают в полной мере исходные, базовые положения административного судопроизводства. Оно характеризуется наличием собственных функциональных принципов и процессуальных правил, которые отличаются от принципов других видов судопроизводства и отражают специфику материально-правовой природы споров, возникающих из публично-правовых отношений.

Принципы административного судопроизводства по степени общности подразделяются на два вида:

- принципы, общие для административного, гражданского и иных видов судопроизводства. Это процессуальные общеотраслевые принципы, которые составляют основу судебного процессуального права;

- принципы, характерные только для административного судопроизводства и фиксируемые в нормах судебного административно-процессуального права.

Разграничение принципов административного судопроизводства на различные виды и уровни носит условный характер. В системе права они действуют комплексно, образуя в своем единстве определенную систему функциональных принципов судебного административного права.

Эта система в качестве своих главных элементов включает следующие фундаментальные правовые принципы: состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда; законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; диспозитивность, осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; непосредственность судебного разбирательства. Одни из этих принципов в текстуальной форме прямо сформулированы в нормативно-правовых актах (прежде всего в ст. 6 КАС РФ), другие выводятся из правовых норм административно-процессуального законодательства в смысловой форме.

Одним из важных принципов, характеризующих состязательную форму административного процесса, является принцип диспозитивности. Суть его состоит в том, что заинтересованные в исходе дела лица вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты. В КАС РФ этот принцип не включается в число легальных принципов административного судопроизводства в отличие, например, от КАС Украины или АПК Грузии, где он называется в числе основных.

Возможно, это связано с тем, что в отечественной процессуальной доктрине до недавнего времени господствовала точка зрения, согласно которой принцип диспозитивности может действовать только в гражданском судопроизводстве и неприменим в судопроизводстве по административным спорам. Действие этого принципа объясняется диспозитивностью гражданского права, т.е. выводится из особого свойства автономности субъективных гражданских прав и возможностей свободного распоряжения ими. Согласно другой точке зрения возможность свободного распоряжения - это свойство всех субъективных прав, в том числе субъективных публичных прав. Соответственно, принцип диспозитивности имеет право на существование в состязательном административном судопроизводстве.

Исходя из принципа диспозитивности свобода распоряжения субъективными публичными материальными правами состоит в том, что административный истец вправе:

а) изменить предмет и основание иска;

б) увеличить или уменьшить размер исковых требований;

в) отказаться от заявленного иска;

г) заключить с ответчиком мировое соглашение.

При этом ответчик вправе признать заявленное требование.

Свобода распоряжения процессуальными средствами обвинения (нападения) и защиты может выражаться:

- в наличии у истца права выбора - предъявлять иск в защиту нарушенного права или не предъявлять;

- в праве требовать мер предварительной защиты от иска;

- в праве ответчика предъявить встречный иск;

- в праве всех участников процесса обжаловать судебное решение и т.д. КАС РФ предоставляет сторонам административного процесса возможность распоряжения как материальными, так и процессуальными правами. Так, ст. 46 КАС РФ допускает изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении. Статья 85 КАС РФ устанавливает право требовать обеспечения судом мер предварительной защиты по административному иску, а ст. 131 КАС РФ определяет условия подачи встречного административного иска и т.д.

Диспозитивные начала судебного административного процессуального права проявляются в основном в следующем:

- равенство сторон административного судопроизводства в тех правовых возможностях, которые предоставлены им для защиты своих прав и интересов;

- свобода использования этих прав, поскольку по общему правилу субъекты административного процессуального права вправе осуществлять либо не осуществлять свои права;

- равная система гарантий прав субъектов судебного административного процесса, поскольку судебное административное процессуальное право защищает интересы административного истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы административного ответчика.

Вопрос №12

«Понятие административно-процессуальных правоотношений и их особенности, основания их возникновения и содержание».

Принятие КАС является важным этапом становления судебной власти в России. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ <1> судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило его отдельное правовое регулирование - в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК.

В числе признаков административного судопроизводства можно выделить следующие:

(1) это вид судебной деятельности и форма осуществления судебной власти;

(2) урегулированный судебным административным процессуальным законодательством;

(3) для защиты прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, административное судопроизводство представляет собой урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

При характеристике административного судопроизводства следует обратить внимание на особенность судебной организации в России. По общему правилу в странах системы континентального (гражданского) права деление права на частное и публичное является фундаментальным и определяющим, в том числе в организации судебной системы. В России суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются одновременно судами и частного, и публичного права. Хотя в ст. 118 Конституции РФ говорится о выделении гражданского и административного судопроизводства, это не проецируется непосредственно на судебную организацию, поскольку отдельной системы административных судов в России не образовано.

Поэтому административное судопроизводство осуществляется в Российской Федерации различными судами: во-первых, ВС РФ в соответствии с Законом о Верховном Суде РФ и КАС, во-вторых, судами общей юрисдикции в соответствии с КАС и, в-третьих, арбитражными судами в соответствии с АПК.

Социальное предназначение судебного административного права (САП) определяется целями материального административного права и юридической природой судебной власти. Материально-правовые предпосылки очерчивают круг спорных вопросов, на разрешение которых направлена судебная деятельность, связанная с применением норм административного права. Это право определяет предметную сферу административного правосудия и саму потребность в административной юстиции как специальном механизме защиты прав и законных интересов частных лиц посредством контроля за законностью в сфере публичного управления.

В сфере публичного управления административное право придает исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти характер подзаконной деятельности: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.

Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции, отправление которых регулируется административным правом. В число этих функций входят:

- осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

- административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

- административное правоприменение, осуществляемое в двух формах: а) оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов; б) юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование, проведение проверок и расследований);

- осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация, аккредитация);

- непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция).

В правовом государстве властные полномочия публичной администрации, осуществляющей исполнительную власть, не беспредельны. Во имя подчинения общему благу они должны быть ограничены правовыми нормами, определяющими рамки свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц, т.е. граждан и организаций, не осуществляющих публичные полномочия и функции. Такие ограничения устанавливаются посредством административного права, определяющего правовые процедуры осуществления исполнительной власти и гарантии прав и законных интересов частных лиц. Оно не позволяет публичной администрации при осуществлении властных прерогатив проявлять пристрастность и произвол, ограничивать рамки предоставленной частному лицу законом свободы действий в сфере исполнительной власти.

Административное право выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях "орган исполнительной власти - частное лицо" и как средство защиты частных лиц (граждан и организаций) от возможного произвола публичной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях "государство - частное лицо", включая те из них, которые приобретают конфликтную форму. Административное право призвано установить определенные формы и процедуры реализации властной административной деятельности и способы защиты прав граждан от неправомерных действий публичной администрации. Тем самым оно придает административной деятельности юридический характер. Это означает, что исполнительная власть облекается в правовую форму и осуществляется под эгидой закона, порождающего права и обязанности как для самой публичной администрации, так и для частных лиц.

Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно превращает властеотношения в сфере публичного управления в административные правоотношения. Оно определяет порядок взаимоотношений публичной администрации и частных лиц, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии

беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе публичного управления. В административно-правовом отношении публичная администрация в лице ее органов при осуществлении управленческой деятельности является в первую очередь субъектом права, т.е. субъектом прав, обязанностей и ответственности, определяющих ее определенный юридический статус. Точно так же правовым субъектом выступает частное лицо в отношении к публичной администрации. Требованиям публичной администрации как субъекта права оно может противопоставить приобретенные им на основании закона субъективные публичные права. Нормы административного права являются источником не только публичных полномочий (прав) публичной администрации и публичных обязанностей частного лица, но также субъективных публичных прав частного лица и публичных обязанностей администрации.

В процессе реализации и применения норм административного права неизбежно возникновение различного рода конфликтных ситуаций, которые юридически опосредуются в административно-правовых спорах. Возникновение спора о праве административном - это всегда показатель двух взаимосвязанных в публичном управлении явлений.

Во-первых, в повседневной деятельности органов публичной администрации неизбежно возникают ситуации, когда велика вероятность принятия неправильных по содержанию или форме решений либо решений, основанных на ошибочных данных или на неверном, ошибочном понимании закона, его целей, буквы или духа, на неверной оценке пределов властных полномочий, что ведет к административному произволу, нарушению субъективных прав частных лиц.

Во-вторых, возникновение спора о праве административном может свидетельствовать о незнании частными лицами в их отношениях с публичной администрацией своих прав, об их ошибочных либо неполных представлениях об объеме этих прав и публично-правовых обязанностей. Специфика споров, возникающих из административно-правовых отношений, предполагает необходимость адекватного механизма их разрешения, каковым является институт административной юстиции.

Административная юстиция представляет собой особый организационно-правовой механизм, предназначенный для устранения конфликтных ситуаций в сфере публичного управления и обеспечения стабильности функционирования административной системы посредством судебного контроля за ее возможными отклонениями от заданных нормами административного права параметров. Этот механизм может быть представлен как система организационных институтов, судебных и квазисудебных форм и отношений, функциональных инструментов (административный иск, меры предварительной защиты, способы контроля, властно-принудительное юрисдикционное решение и т.д.), используемых для обеспечения законности административной деятельности и защиты субъективных прав и законных интересов в процессе разрешения административных споров.

Административно-правовой спор как конфликт, возникающий из административно-правовых отношений, - это прежде всего спор о субъективном публичном праве, т.е. о праве, которое считается принадлежащим определенному лицу в правоотношениях с участием частных лиц и административных органов, действующих как публичная власть, и (или) о законности использования этими органами публичных полномочий в отношениях с частными лицами.

Вопрос №13

«Понятие и квалификация субъектов административного судопроизводства».

Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства.

Таким образом, субъекты административного судопроизводства - это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.

Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы: 1) суды; 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия.

1.) Суд как субъект административного судопроизводства. Суд занимает особое положение в процессуальных отношениях. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи.

Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд - участник процессуальных отношений, с другой - суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела. Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус. 2.) Лица, участвующие в деле. К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела. Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу. Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле. Сообразно правовому статусу лиц, участвующих в деле, с учетом их заинтересованности в исходе дела в административном процессуальном законодательстве закреплен широкий круг их правомочий. В соответствии со ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии; заявлять отводы; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда,

участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по административному делу; обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС.

В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

Заинтересованные лица - это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК и АПК. Однако КАС прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства.

Особое место в административном судопроизводстве занимает прокурор. Он вправе участвовать в судебном административном процессе путем подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу. Своеобразие процессуального положения органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заключается в защите ими в суде интересов не собственных, а других лиц, неопределенного круга лиц либо группы лиц. Судебные представители защищают в административном судопроизводстве интересы представляемых ими лиц. 3.) Лица, содействующие осуществлению правосудия (ст. 48 КАС). В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования.

Вопрос №14

«Юридическая заинтересованность в деле: понятие, виды, правовые последствия отсутствия юридической заинтересованности»

Отсутствие какой бы ни было возможности или нарушения права, защиты которого просит административный истец, указывает на отсутствие юридической заинтересованности в исходе административного дела, как отдельной предпосылки на обращение в суд.

При этом, юридическую заинтересованность в административном деле нужно рассматривать как потребность лица участвовать в деле, обусловленную тем, что решение по этому делу может привести к подтверждению, возникновению, изменению или прекращению конкретных административных прав или обязанностей у этого лица.

Так, судебной практике известны случаи предъявления, например таких требований: «…приостановить деятельность Прокуратуры РФ…».

Таким образом, еще до возбуждения административного дела судья должен проверить, имеется ли потенциальная (вероятная) возможность возникновения, оспаривания или нарушения того права или интереса, защиты которого требует административный истец.

Если он просит защитить право, которое законом не предусмотрено или интерес, не охраняемый законом, то административное судопроизводство возбуждаться не должно. Отсутствие у заявителя юридической заинтересованности в деле означает, что для

административного истца даже отрицательное решение суда не будет иметь никаких материально-правовых последствий. В ситуации невозможности возникновения у административного истца того права, защиты которого он требует, вывод суда в решении об отсутствии нарушения этого права со стороны административного ответчика будет неправильным, поскольку этого права у административного истца не могло возникнуть ни при каких обстоятельствах. Нельзя делать вывод об отсутствии нарушений права, если само существование такого права исключается в силу закона.

Административный истец и административный ответчик как стороны в административном судопроизводстве - это лица, разногласия которых о правах и обязанностях в административном правоотношении рассматриваются судом. Всякое лицо, обладающее административной правосубъектностью, вправе в соответствии со ст. 46 Конституции РФ обратиться с административным иском в суд, но не каждое лицо имеет право на предъявление данного конкретного иска. Соответственно, несмотря на то, что любое праводееспособное лицо может быть призвано в суд в качестве административного ответчика, отнюдь не любое лицо вправе или обязано отвечать по данному конкретному административному иску.

Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права предполагает наличие этого права. Например, чтобы оспорить административный акт какого-либо органа публичной администрации, надо, чтобы он нарушил субъективное право лица, обращающегося в суд. Отвечать по административному иску может и должен только тот, кто вне суда состоит с административным истцом в материальном административном правоотношении и не исполнил возложенную на него законом обязанность. Исходя из этого для того, чтобы занять положение стороны, административный истец должен на законных основаниях позиционировать себя и ответчика как заинтересованных в разрешении возникшего спора лиц. Он должен доказать, что именно ему принадлежит нарушенное право, а указанный им в исковом заявлении административный ответчик является именно тем лицом, которое неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенной на него законом публичной обязанности нарушило это право.

Административный истец, прежде всего, должен представить суду доказательства того, что и он, и административный ответчик являются юридически заинтересованными лицами в данном административном деле. Вопрос о юридической заинтересованности конкретных лиц в административном деле и возможности их участия в этом деле в качестве сторон может быть решен судом исходя уже из тех обстоятельств, которые ему будут сообщены в административном исковом заявлении. Эти обстоятельства, на основе которых можно сделать предварительный вывод о наличии между административным истцом и административным ответчиком спорного материального правоотношения, называются фактами легитимации. Их перечень приводится в ст. ст. 125, 126 КАС РФ.

При этом, легитимация - это обоснование административным истцом его права и обязанности административного ответчика быть сторонами процесса путем представления доказательств о наличии между ними спорного материального правоотношения. На момент открытия производства по административному делу надлежащими сторонами презюмируются лица, в отношении которых имеются достаточные доказательства того, что они могут являться субъектами материального административного правоотношения, разногласия между которыми суд должен разрешить.

Суд как обязательный субъект административно-процессуальных правоотношений: права и обязанности суда, состав суда, рассматривающего дело в различных инстанциях, единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, мировые судьи.

Как и в гражданском судопроизводстве, всех субъектов административного судопроизводства подразделяют:

1) Суд

2) Лица, участвующие в деле

3) Лица, содействующие осуществлению правосудия.

КАС, в след за АПК, использует термин «Иные участники судебного процесса» относящийся к лицам содействующим осуществлению правосудия. Таким образом, КАС не относит представителей к числу лиц, участвующих в деле, в то время как в ГПК РФ вообще умалчивается о месте представителей в системе субъектов гражданского судопроизводства и просто выделил нормы о представителях в гл.5 ГПК РФ.

Суд как обязательный участник административного судопроизводства.

Административно процессуальные отношения это общественные отношения, складывающиеся между судом, рассматривающим и разрешающим административное дело, и лицами, участвующими в деле, а так же иными участниками административного судопроизводства.

Как и в любом судопроизводстве, процессуальные отношения вне суда не возникают!!!

Профессор Васьковский Е.В. изображал судопроизводство в виде системы элементов отношений, в котором обязательным субъектом является суд.

Суд-истец + Суд-Ответчик + Суд- свидетель.

Поэтому любые правоотношения, складывающиеся вне и помимо суда, процессуального значения не имеют!!!!

В гражданском, арбитражном, а так же в административном судопроизводстве закреплен принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел судами.

В административном судопроизводстве рассмотрение дел коллегиально подлежат:

1) Административные дела об оспаривании нормативных актов президента РФ и правительства РФ.

2) Административные дела о расформировании избирательной комиссии.

3) Административные дела об оспариваемом решении или уклонения принятия решения ЦИК РФ о результатах выборов президента РФ , депутатов государственной думы и о результатах референдума ( рассматривается верховным судом).

4) Административные дела, рассматриваемые дисциплинарной коллегией Верх. Суда РФ ( по жалобам о лишении статуса судьи)

5) Административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмторение.

6) Административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принято председателем суда на основании мотивированного определения судьи.

Таким образом, те дела, которые указаны в ч.2 ст.29 КАС РФ рассматриваются коллегиально, все остальные категории дел рассматриваются единолично.

Коллегиальное рассмотрение дел в первой инстанции в административном судопроизводстве осуществляется в составе 3-ех судей, один из которых председательствующим.

В отличие от арбитражного процесса, в котором коллегиальный состав может быть сформирован, в том числе с участием арбитражных заседателей.

В судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций рассмотрение коллегиально ( исключение апелляция на решение мировыми судьями, которые рассматривают единолично судьями районных судов). При коллегиальном рассмотрении дела, все вопросы разрешаются голосованием, никто из судей не вправе отказаться от голосования, председательствующий в судебном заседании голосует последним.

В случае если судья не согласен с мнением большинства, он обязан подписать судебный акт, но может изложить в письменной форме свое особое мнение.

Особое мнение приобщается к материалам дела и не подлежит опубликованию.

Как и в любом судопроизводстве, судья должен быть независимым и беспристратным.

Ст. 31 КАС говорит о случаях отвода судьи:

1. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если он:

1) участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями настоящего Кодекса его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым;

2) участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;

3) является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе административного дела.

2. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если имеются иные, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

3. Административное дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может рассматриваться судьей, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела, в связи с которым возникли основания для предъявления таких требований.

4. В состав суда, рассматривающего административное дело, не могут входить лица, которые состоят в родстве между собой, являются членами одной семьи, родственниками или супруги которых являются родственниками.

Таким образом, перечень оснований для отвода судьи не закрыт.

При наличии основании, указанных выше, судье, а так же нескольким судьям, входящим в состав суда может быть заявлен отвод.

Отвод должен быть мотивирован и заявлен ДО рассмотрения дела по существу. Если отвод заявлен в ходе рассмотрения дела по существу, заявитель должен обосновать, что обстоятельства, являющиеся основанием к отводу стали известны ему после начала рассмотрения дела по существу. В случае заявления отвода, суд должен заслушать мнения лиц участвующих в деле, а так же мнение судьи, если он желает его огласить.

Отвод, заявленный судье, рассматривающий дело единолично, разрешается этим же судьей. Отвод, заявленный одному судье при коллегиальном рассмотрении дела, разрешается судьями, входящими в данный состав суда, путем голосования, в отсутствие отводимого, при равном кол-ве голосов, судья считается отведенным. Отвод, заявленный нескольким судьям, или всему составу суда, решается простым большинством голосов. КАС отдельно не упоминает об этом, но решение вопроса должно быть совершено в совещательной комнате и решение вынесено в виде отдельного документа. Если определение препятствует движению дела, то оно должно быть вынесено в совещательной комнате и в виде отдельного документа. КАС как и в ГПК и АПК требует что бы при наличии указанных оснований судья заявил о самоотводе. Согласно ст.35 КАС Самоотвод, заявленный судьей, прокурором, секретарем судебного заседания, экспертом, специалистом или переводчиком, или заявленный им отвод разрешается в совещательной комнате. По результатам рассмотрения вопроса о самоотводе или об отводе выносится мотивированное определение.

В случае удовлетворения ходатайства об отводе, производится замена судьи или коллегии судей. Отвод может быть заявлен прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту или переводчику, разрешается составом суда, рассматривающим административное дело.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.