Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | М. | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||
Кол-во выборов
Кол-во взаимных выборов
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").
Порядок исследования.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
Количество выборов ограничивается 3—5;
разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. _________________________________________, класс _______
Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.
Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
Приложение № 4
Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.