БОРЬБА КОНСТАНТИНА ПРОТИВ ЕВРЕЕВ, «ЕРЕТИКОВ», ЯЗЫЧНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Не скажешь, что император обращался с евреями юдофильски, - очевидно, тоже под клерикальным влиянием Трудно представить, чтобы длительные атаки отцов церкви (см. главу 2) его не затронули. И лишь несколько лет назад Элвирский собор установил тягчайшие церковные наказания за контакты с евреями и верующих отлучали даже за благословение их урожая евреями или за совместную трапезу с ними.

Римские императоры к иудаизму последовательно терпимо и Диоклетиан даже не пытался принудить к языческим жертвоприношениям Константин, хотя тоже признал его как «religio licita»1 , тем не менее затруднял миссию ев реев и «грубо негативно заострял» (Антон) их религиозную позицию Уже первый его антиеврейский закон осени 315 г угрожает сожжением Еще anno 313 он сообщал о широкой терпимости и в своем указе, совместно с Лицинием, объявляет, что «христианам и всем людям предоставлен свободный выбор следовать религии, какую они только хотели» он, совместно с Лицинием, «по здравому и совершенно верному размышлению» решил, что «каждому дается свобода обратить свое сердце к той религии, которую он сам сочтет себе соответствующей.

 

1  Законная религия(лат).

 

После Никейского собора Константин в письме всем церквам, разумеется, узрел евреев «запятнанными безбожными преступлениями», «пораженными слепотой духа», «сошедшими с ума», он обзывает их «ненавистным народом» и заверяет в их «урожденном безумии». Для посещения Иерусалима, который они с матерью заполнили церквами, он дал евреям только один день в году. Он совершенно запретил им содержание рабов-христиан, чем положил начало имевшему тяжелые последствия вытеснению их из сельского хозяйства Иудаизация христианина стоила жизни Константин обновил также закон Траяна, изданный за 200 лет до этого, угрожающий смертью на костре за обращение язычника в иудаизм При этом христианский император распространил это наказание на каждую еврейскую общину, которая приняла бы обращенного язычника, равно как на все, препятствовавшие переходу еврея в христианство Старший сын Константина, Константин II, продолжил антиеврейское законодательство своего отца еще более сурово. Да и вообще враждебность Константина к евреям наложила отпечаток на политику его преемников.

Это было бы понятно, если бы при Константине вспыхивали еврейские мятежи Одно такое сообщение дошло, но тоже подвергнуто сомнению. Бунты же небольших масштабов, говорят, душили в самом начале, а участники будто бы наказывались отрезанием ушей.

Сильнее, чем на евреев, правитель уже нападал на «еретиков» Сначала в Африке, где в 311 г (в особенности из-за отпавших в результате преследований и их нового крещения) возник раскол церкви - с вековой борьбой как следствием. И в том же самом году впервые в императорском послании вынырнуло понятие «католических» впротивоположность «еретическому».

В письме, которое в августе 314 г. приглашало Хреста, епископа из Сиракуз, на собор в Арле, император жалуется, что в Африке «некоторые дурным и извращенным образом» вызывают раскол внутри «католической религии». Он порицает «поистине отвратительный братский спор» и пишет сицилианскому епископу, «что именно те, кто должен иметь братский и единый образ мыслей, разделяются позорным, просто отвратительным образом». Почему это произошло?

В 311 г в Карфагене после смерти епископа Мензурия архидиакон Цецилиан стал, - видимо, некорректно, - его преемником, Его издавна презирали все фанатичные приверженцы культа мученичества, так как один из освятителей при его рукоположении, епископ Феликс из Автунга, должен был быть traditor1 поставщиком священных книг в гонении. Поэтому рукоположение считалось недействительным не только в Карфагене, но и во всей Африке Утверждали также, что Цецилиан саботирует доставку продовольствия для заключенных в тюрьму мучеников Абитины 70 тунисских верховных пастырей выразили протест, объявили Цецилиана низложенным и противопоставили ему преподавателя Майорина, не без подкупа, между прочим (Богатая карфагенянка Люцилла, дому которой принадлежал Майорин, оценила дело в 400 фолиев, около 40 000 марок; Цецилиан критиковал ее, так как она всякий раз перед причастием вызывающе целовала кости, которые она считала ногой св. мученика, в то время как они не были признаны таковыми).

 

1  учитель (лат). Это же слово переводится как «предатель»

2  Партия Доната (лат)

3  «Святой церковью» (лат)

4  «сообщество дьявола» (лат)

 

Со времени смерти Майорина (315 г) схизма обострилась еще при Донате Великом, энергичном, способном вожаке, поддерживаемом подавляющим большинством африканских христиан, но чей главный сторонник (тоже) должен быть traditores Его именем назвались донатисты, pars Donati2 , и едва ли пару десятилетий спустя на первом донатистском соборе заседало, это известно, 270 донатистских епископов Различий в учении, пожалуй, не было «У них была та же самая церковная жизнь, те же самые чтения, та же самая вера, те же самые святыни, те же самые таинства», - пишет Оптат из Милева, который с ними боролся одним из первых, так как узрел их «отрезанными серпом зависти от корней матери церкви». Однако донатисты порвали всякую связь с государством, константиновский союз трона и алтаря. Они считали себя истинной «Ecclesia sanctorum»3 , а римскую церковь «civitas diaboli»4 , и предъявляли - впреемственности с раннехристианскими верованиями - суровые требования клиру. Они должны быть морально безупречны, то есть свободны от тяжких грехов, а сила святых даров (традиция африканской церкви, которую особенно защищал св. Киприан) зависела от чистоты их дарителей. Не в последнюю очередь донатисты отказывались признавать христианами людей, которые оказывались несостоятельными во времена преследования, отдавали Библию, другие «священные» книги или совершали худшее, подобно, среди многих, диакону Цецилиану - вероятно, а римскому епископу Марцеллину (296-304 гг.) - наверняка, который даже приносил жертвы богам. Оппортунисты считались lapsi и traditores, отпавшими и предателями Католики, которые перешли к донатизму, (снова) крестились, по донатистской вере, - крестились впервые. Донатисты, так рассказывали, вытирали место, где стоял католик.

Все это было не в духе Рима. Согласно его же учению, по слишком уж понятным причинам, церковь - объективно действующий, дарующий милость и исцеляющий институт, стало быть всегда священный, подобно тому как ее члены всегда (субъективно) порочны изысканный плод так называемого таинства посвящения в сан с его «character indelebilis»1 , навсегда закрепленной в личности священника способностью, чего совершенно не знала старая Catholica, что противоречит ее учению.

 

1  неизгладимым характером (лат)

 

По отношению к донатистам, конечно, был необходим новый взгляд «Если слуга добр в евангельском слове, - возражает Августин, - то он становится сотоварищем Евангелия, но если он зол, то в силу этого он не перестает быть экономом Евангелия» Донатисты обращались с жалобами к императору, однако потерпели поражение - «в присутствии Святого Духа и его ангелов» - в Риме в 313 г, в Арле, который Константин возвысил до столицы Галлии, в 314 г, здесь же синод отверг и христианский антимилитаризм (стр.221). И едва только Константин в первый раз весьма успешно сходил войной на Лициния, как он, по желанию епископа Цецилиана, подверг донатистов многолетним нападкам, не согласный терпеть «даже малейшего следа раскола или разногласий в каком-либо месте», более того, угрожая в начале 316 г. в послании к Цельсу, викарию Африки «я устраню заблуждения и воспрепятствую глупостям и это приведет к тому, что все люди будут исповедовать истинную религию, согласную непорочность и достойное почитание всемогущего Бога». Он отнял у донатистов церкви, имущество, сослал в ссылку их руководителей и ввел солдат под duces1 Леонтия и Урсация, которые убивали мужчин и женщин. И если чуть раньше учиняли резню язычников, то теперь дошло до первого, проводимого во имя церкви преследования христиан, к истреблению христиан христианами и к кровавой крестьянской войне тоже, - ведь с донатистами соединились сильно эксплуатировавшиеся сельские рабы северной Африки Были разрушены различные базилики, а все, кто выступил против войск, убиты, среди них - два донатистских епископа Отныне донатисты вели свой мартирологический календарь, и мученические смерти тем более подстегивали раскол. Но так как предстояла новая война с Лицинием, император отпустил в 321 г сосланных священников, вернул их церкви, признал свой провал и призвал католиков оставить месть на усмотрение Бога.

Константин и - еще больше - его наследники, конечно же, слишком часто выполняли репрессивные требования большой церкви, так как единое государство им было более необходимо, чем расколотое. Однако они, как раз поэтому, и посредничали, едва ли к радости церковных вождей, между соперничающими группами, даже между задиристыми христианами непосредственно Многие государи прилагали усилия к тому, чтобы держать фанатиков в узде, сглаживать различия верований, добиваться компромисса среди влиятельнейших и потому для них важнейших сект. Но, пишет Иоганн Галлер «Куда ни глянь, - разлад, спор и смута».

Так как их объединительные усилия не имели никакого успеха, они вновь прибегали к принуждению и силе. Таким образом, Константин издал в 323 и 330 гг эдикты в пользу католического клира, подчеркнуто обойдя «еретиков» и «схизматиков». И даже в последние годы своей жизни - в 336-337 гг. - он начал тяжкое преследование донатистов руками префекта Григория, обрушился на донатистского епископа Доната как на «постыдное пятно сената и позор префекта» в одном из посланий, которое было торжественно объявлено «героическим поступком» и распространено в копиях.

 

1  руководством (лат)

 

Боролся Константин и с маркионистской церковью, которая была старше и первоначально, вероятно, больше, чем католическая. Он запретил их богослужение даже в частных домах, велел конфисковать их изображения, их земельные участки, разрушить их церкви. А будущие государи, подстрекаемые епископами, с еще большей жестокостью преследовали христианство, на которое католицизм клеветал всеми средствами уже во III-м и III-м столетиях, в том числе и с помощью ряда фальсификаций.

В 326 г, вскоре после никейского собора (стр.396 и след.), Константин обратился с решительным декретом о «еретиках» (если он настоящий, а не фальшивка Евсевия, сообщившего о нем), фундаментом для аналогичных христианских императорских указов, - против «всех еретиков вообще». Они исполнены «лжи», «глупости», они - «эпидемия», «враги правды, противники жизни», «совратители в погибель» Диктатор запрещает их богослужение, присуждает их «так называемые молельные дома» католикам и конфискует остальное «еретическое» имущество «Кто хочет предаваться религиозным занятиям, сможет это делать по крайней мере так же хорошо в католических церквах» Восторженно сообщает епископ Евсевий об очищении «убежищ инаковерующих» и об изгнании «диких зверей» - «Так светит единственно католическая церковь».

Образу действий Константина против «еретиков» скоро последуют многие. Но он, по крайней мере, еще щадил их жизни Речь для него шла меньше всего о религии, а о единстве церкви на фундаменте никейства, а вместе с этим и о единстве империи Религию он знал, пожалуй, в форме политической религиозности Религиозные проблемы были с начала и всегда связаны с политическими и социальными проблемами, и властитель стремился к единству церкви для усиления государства, он ненавидел «пожар раздора» «Я знал, что если бы я в соответствии со своими желаниями смог бы добиться единства среди всех слуг Бога, то и интерес государства мог бы вкусить от тех плодов», - пишет император Арию и епископу Александру.

По отношению к язычникам правитель, который жаждал государственного единства, как ничего другого, сохранял поначалу очевидную сдержанность. В конце концов, они образовывали все еще существенное большинство, особенно на Западе. И армия была в значительной мере языческой. Таким образом, будущий святой восточной церкви на протяжении жизни занимал пост Pontifex maximus да, «Верховный понтифик», который демонстрировал старую связь государства с языческой религией, всегда стоял в официальных посланиях императора во главе его должностей. Но св. Константин не только возглавлял в течение жизни языческую священническую коллегию, но и сохранил обычай возводить в его честь (как, например, в умбрийском городке Гиспелле) храмы, избегая при этом «суеверных ритуалов».

В 330 г, правда, последовало осуждение неоплатонизма.

Философа Сопатра, - после смерти Ямвлиха главы неоплатонической школы, - монарх даже велел казнить. Он пал жертвой дворцовой интриги, которую, чтобы убрать Сопатра с дороги, организовал praefectus praetorio1 Востока Авлавий, давший показания подчеркнуто как христианин Христианин Авлавий время от времени бывал влиятельным советником Константина и отвечал также за воспитание его сына Констанция, - позднее, будучи императором, уже в 338 г. Констанций приказал ликвидировать своего наставника. Но уже во времена Константина христиане при дворе и в других центрах государства могли, вероятно, легче получать повышение, чем язычники. А когда христианство распространилось шире, языческое влияние постепенно исчезло, государь в последние годы своего правления предпринял (естественно, к восторгу христиан) меры и против язычников.

В миланском эдикте 313 г, он, правда, еще находил уместным «спокойствие нашего времени», «чтобы каждый обладал свободой по своей воле выбирать и почитать божество Об этом мы распорядились, дабы не было произведено впечатление, что какой-нибудь культ или какая-нибудь религия испытала от нас пренебрежение». Но потом на протяжении двух десятилетий христианская иерархия инфицировала Константина, и в итоге язычники тоже - вспоминаются его ругательства в адрес евреев (стр.235), «еретиков» (стр. 238) - теперь для него суть «заблудившиеся», «подлые люди», их религия - «бунт», «дурное святотатство», «пагубное заблуждение», «власть тьмы», «дерзкое безумие», из-за которого «погибли народы, даже целые нации» Ergo, он считает своим, Богом данным предназначением уничтожить «достойное отвращения идолослужение».

Историография, правда, часто подчеркивает «Политика этого императора лишь очень редко переходит черту паритетного обращения с язычеством и христианством» (фон Вальтер) или совсем уж рассматривает эту политику, подобно теологу Мейнгольду в 1982 г, «под знаком терпимости, не предпринимавшей лишения прав существующих религий».

 

1  начальник императорской гвардии (лат).

 

В действительности же провозглашенные Константином в 311 и 313 гг. сосуществование и принципиальная свобода религий постепенно уступали тенденции подавления. И чем больших успехов достигал Константин, чем больше возрастали его мощь и свобода маневра, тем бесцеремонней он атаковал и язычников, отчетливее всего в последние годы своего правления. Несомненно уже в 319 г он борется с языческими предсказаниями будущего, не в последнюю очередь с гаруспиками (еще Катон удивлялся, что те друг с другом встречались без смеха) Правда, год спустя Константин обратился к ним сам (стр.232) (Впрочем, аналогичные постановления против магии появлялись уже при Августе, Тиберии и других императорах). Даже непосредственно после победы над Лицинием в своем послании восточным провинциям Константин гарантировал свободу совести и для староверующих «Как того хочет его сердце, того каждый и должен придерживаться», - античное предвосхищение высказывания Фридриха II, что каждый должен «стать счастлив на свой фасон», которому, правда, имеется точное соответствие уже у Иосифа. На деле же Константин поспособствовал - и немало - тому, чтобы все люди возжелали обратиться в «истинную веру» и оставили «храм лжи».

 

1  Серапеум - название святилища Сараписа, бога плодородия, подземного царства, моря и здоровья, почитавшегося в Александрии

 

В то время как язычников Запада еще щадили, их преследование на Востоке началось уже после победы над Лицинием Константин запретил возведение новых статуй богов, обращение к оракулам и всякое языческое богослужение. В 326 г он приказал уничтожить все изображения богов, так как они больше не соответствовали времени. Он конфисковал также на Востоке даже храмовое имущество и драгоценные статуи. Во вновь основанном, освященном 11 мая 330 г после семилетней стройки Константинополе, стоимость которой монарх оплатил отчасти из изъятых сокровищ храма, были запрещены языческие жертвоприношения и празднества, а заодно отняты доходы трех храмов - городского храма Солнца, Артемиды - Селены, Афродиты Константин, для императора Юлиана «Отступника» «реформатор и разрушитель стародавних устоев», многими же современными историками превозносимый за умную сдержанность, уже запретил восстановление разрушенных храмов и даже приказывал их закрывать и уничтожать, «он разрушил до основания как раз те из них, которые были у идолопоклонников в наибольшей чести» (Евсевий). И как раз там, где им руководили так называемые нравственные мотивы, он испытывал влияние христианства. Таким образом он предписал закрыть Серапеум1 в Александрии, храм бога Солнца в Гелиополе, разорить жертвенный алтарь в Мамре (здесь Бог, в сопровождении двух ангелов, однажды явился Аврааму). Император приказал разрушить святилище Эскулапа в Эте, что было сделано столь основательно, что «не осталось никакого следа былого ослепления» (Евсевий) Было предписано и уничтожение храма Афродиты из Голгофы, худшего оскорбления нравственных чувств благочестивых людей, Афродиты из Апаки в Ливане, чей сатурнарий - «опаснейшие тенета для душ», - по мнению императора не достойный «быть освещенным солнцем», сравняли с лицом земли, Афродиты Гелиополийской, где военная команда превратила знаменитую постройку в груду развалин. Однако, согласно католику Эрхарду, Константин воздержался «от всякой агрессивной меры против приверженцев языческого культа». На самом же деле пример Ильи, убившего пророков Ваала уже узаконил «любую силу» (Шультце) Константин велел сжечь памфлет Порфирия. А с 330 г, года приговора неоплатонизму, дошло до разграбления храмов христианами и к уничтожению изображений богов, что элвирским собором было косвенно еще запрещено, христианскими же летописцами встречено почти с ликованием. Св. Феофан позднее сообщает в своей очень известной в Средние века хронографии, что «Константин Благочестивый» взялся «разрушать изображения идолов и храмы, и в различных местах они исчезли совершенно, их доходы были отданы церкви Бога».

Помогали уже и клерикалы Диакона Кирилла, особенно отличавшегося «фанатичной яростью истребления, - «воодушевленного священным рвением», - при Юлиане «Отступнике», конечно, убили, и его труп подвергся поруганию, после чего убийц, которые якобы даже съели его печень, коснулась рука Божия «Они все же не избежали ока, которое все видит… Все именно, кто участвовал в гнусном преступлении, потеряли свои зубы, выпавшие у них одновременно; потом они потеряли свои языки, покрывшиеся язвами и изъеденные ими; наконец, они потеряли зрение и так, через мучительное наказание, узнали силу христианской правды» (Феодорит).

Христианская историография.

Конечно, это не было в императорских интересах - повести фронтальную борьбу против еще сильного язычества, огромного большинства империи, как хотели бы заставить думать христианские авторы, но «маленькие материальные приобретения» (Фелькл), не в последнюю очередь для церкви, но и для императора и его фаворитов тоже, были естественно желанны дорогой кирпич, ворота, бронзовые фигуры, золотые и серебряные сосуды - «роскошные и искусные металлические дары из всех провинций, регистрирует Евсевий, - изображения богов из золота и серебра статуи из бронзы», - кругом уже воровал», конфисковали, тащили, «безоглядно расхищали» (Танненфельд). Не однажды останавливался Константин перед знаменитым треножником Пифии в дельфском храме Аполлона Корнеманн отмечает «хищение никогда не бывавшего характера предметов искусства по всей Элладе». Даже сам св. Иероним жаловался, что Константинополь строился за счет ограбления почти всех других городов. «По одному кивку», - торжествует епископ Евсевий, - целые храмы «повергались в прах» Весь Олимп быстро собрался в «новом Риме», где император хотя и запретил трогать большинство храмов, но велел убрать оттуда статуи. В купальнях, базиликах, общественных местах стояли теперь знаменитые изображения богов, самосская Гера, лемнийская Афина, Афродита Книдская. Конечно, в новом городе на Босфоре (также имевшем семь холмов, вообще приравненном его владыкой к городу на Тибре, получившем 14 районов, сенат et cetera) не было никакого языческого культа, никаких весталок, никаких капитолийских храмов. Напротив, Константин придал ему «однозначно христианский облик», «характер христианского Анти-Рима» (Фогт); все-таки все это демонстрировало только триумф над язычеством. В скульптуре богини Реи, которую несли два льва, положение руки изменили таким образом, что она стала просящей Тихе получила крест на лбу. Дельфский Аполлон, достойный уважения памятник греческого мира («Константин - единственный разрушитель оракула», пишет Ницше), стал Константином «Великим» статуя получила в руки золотую, украшенную крестом державу и подтверждающую новое тождество надпись Мелкого вора (а лишь их причисляют к уголовникам) центуриона Вальмаса, посягнувшего на статую во дворце, Константин приказал обезглавить. Но им самим украденные благородные металлы уже в 333 г пополнили имперские ицерковные финансы, именно теперь, спустя много лет вновь открылись монетные дворы «Суммы головокружительной величины перемещались на строительных площадках и просачивались в пустые кассы церкви» (Фелькл).

Умышленную профанацию также начал Константин, если можно верить епископу Евсевию. В соответствии с этим император повелел статуи, «которых заблуждения древних столь долго превозносили, выставить на всех доступных местах, чтобы все, кто их видел, узрели отвратительный облик чтобы они научались образумливаться, так как император из статуй богов сделал для всех, кто хотел их видеть, игрушки, вызывавшие смех и насмешку». И в Риме властитель велел установить статуи из храма на общественных площадях, - некоторые ученые усматривают в этом защитные и охранные меры. В провинциях поисковые команды императора приказали языческим священникам «самим извлечь богов из темных уголков на свет, после этого они лишали богов украшений и позволяли всем видеть, какая мерзость скрывалась внутри размалеванных фигур богов древних людей волокли, опутанных волосяными веревками».

Для христиан пример императора был почти уже приказ; но также и для желающих приспособиться язычников. Так, Евсевий сообщает, что жители Финикийской провинции «предали огню многие изображения идолов и получили за это закон Спасения, и они уничтожили в городе и стране пустое ничто; их храмы и святилища, которые гордо высились, они разрушили без всякого на то приказа, а вместо них от основания построили церкви и сменили на них свои прежние химеры».

Одна химера против других.

В общем и целом, уже первые десятилетия Ecclesia triumphans при первом христианском императоре, пожалуй, подтверждают правоту французского философа Гельвеция (1715-1771). «Католицизм постоянно защищал воровство, грабеж, насилие и убийство». А скорее, эта еще не удостоенная панегирических гирлянд зра напоминает о других словах великого просветителя «Что огорчает церковь в тирании неудачливых королей, так это то, что они участвовали в их власти». Однако, уже св. Поликарп - «старый князь Азии» (Евсевий), патрон ушных болезней, - подчеркивает, что христиане должны учиться «князей и власти, данные Богом, почитать, если они нам не вредят».

В 337 г Константин хотел начать крестовый поход против персидского царя Шапура II, «варвара Востока», - согласно Отто Зееку снова не по своей воле должен же Константин «увидеть здесь веление Бога, который избрал его орудием, чтобы вновь возродить империю Александра, а христианство, как это было возвещено, распространить до последнего края Земли». Конечно, миссии персидского царя, посланной еще в начале 337 г, Константин (Зеек сам отмечает это страницей ниже), отказал в мире «Никогда не побежденных герой» хотел, таким образом, войны, крестового похода, - и, естественно, по этому случаю организовано «необходимое богослужение», как говорит Евсевий, который замечает также, что епископы империи «заверили, что по его желанию они будут сопровождать с огромной.

 

радостью и не помышляя от него отделиться, напротив, они будут с ним на войне и непрерывными молитвами к Богу участвовать в битве».

Однако на Востоке император заболел Вначале он искал помощи в теплых водах Константинополя, затем в реликвиях Люциана, арианского патрона - защитника, учителя Ария. Наконец, он воспринял в своей вилле Ахирона близ Никомедии крещение, которое он, однако, как сам его Спаситель, хотел принять в водах Иордана. Тогда не было необычным, более того, - особенным для (распорядившихся по случаю смертной казни или смерти в сражении) великих сих империи (до 400 г.) отодвигать чудо-купание до конца.

«Думали, - полагает Вольтер, - что открыли тайну гнусно жить и добродетельно умереть». После крещения другим учеником Люциана, арианцем Евсевием, Константин умер 22 мая 337 г. Да, первый pnnceps Christianus роковым образом расстался с жизнью как «еретик», что создало «правоверным» историкам некоторые проблемы. Однако сам он, по признанию ярого борца с арианством на Западе, св. Амвросия, «благодаря тому, что он был первым императором, принявшим веру, и что он оставил государям после себя наследие веры», достиг «заслуги высшей ступени» (magni meriti).

Но в то время как христиане от восторга перед Константином почти утратили самообладание, очень мало осталось, и едва ли случайно, от критики его противников - императора Юлиана или историка Зосимы, не менее решительного язычника.

Запланированный Константином крестовый поход против персов относился к империи, с которой христианские государи вскоре воевали непрерывно, наше же внимание между тем обращается к Армении, той стране, что первой в мире сделала христианство государственной религией.

 

 

ГЛАВА 6

Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.