Реализация специальных принципов в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, т.е. угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в разного рода отклонениях от нормативного хода развития. Все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося развития, если у нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере нарушений развития, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы КПД - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в стандартных и нестандартных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. Данный принцип предполагает учет ведущей деятельности ребенка, коррекцию деятельности с учетом ее компонентов (мотивационно-целевого, ориентационного, операционно-исполнительского, контрольно-оценочного).

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Следовательно, успех коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками оказывается недостаточно эффективным.

7. Принцип педагогического оптимизма обусловлен, с одной стороны, уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц ОПФРП и, с другой стороны, представлениями о современных педагогических возможностях абилитации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека быть включенным в образовательный процесс. Лица с ОПФР, как правило, учатся медленнее, но они могут учиться и достигать высоких результатов.

8. Принцип ранней педагогической помощи. Одно из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи - обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, расширяя временные границы предоставления специальных образовательных услуг с первых месяцев и на протяжении всей жизни человека.

9. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма. Коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций, или систем организма. Коррекционно-компенсирующая направленность образования обеспечивается современной системой специальных ТСО, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса (меньшая наполняемость классов, увеличение сроков обучения, специальные уроки для коррекционной работы и т.д.).

10. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировалось бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.

11. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Любое нарушение развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться. Поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в общении. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ОПФР. Интенсивное развитие речевого общения, предусматривающее коррекцию и развитие всех сторон речи, использование в практике активного речевого общения – одно из важнейших условий реализации данного принципа.

12. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Только специальный педагог, зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей данного ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему – с другой стороны, может организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять этим процессом. В большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей с ОПФР самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.