Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.

Оказание ранней комплексной помощи (далее - РКП) позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей и 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Это помогает сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» недостатки проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.

По данным экспериментальных педагогических исследований сотрудников Научно-исследовательского института (НИИ) коррекционной педагогики РАО, 25% детей с глубокими нарушениями слуха, квалифицирующиеся по первичному нарушению как глухие или слабослышащие 4-й степени, пройдя РКП, поступают в массовую школу и успешно там обучаются, живут и воспитываются в кругу слышащих людей. Уровень общего и речевого их развития соответствует или близок возрастной норме. 50% глух детей, прошедших РКП, к семилетнему возрасту способны поступать в школу для слабослышащих, так как общее и речевое развитие оказывается близким или равным уровню развития детей с менее глубокими нарушениями слуха. 27% воспитанников дома ребенка с функциональными и  органическими поражениями центральной нервной системы удается, благодаря РКП, нормализовать ход и темп психического развития настолько, что он становится близким или равным возрастной норме. Для 32% детей с изначально тяжелым прогнозом могут стать доступными образовательные маршруты, приспособленные для детей со значительно менее глубокими нарушениями психического развития. Успешности этого процесса способствует составление специальных коррекционных карт развития, в которых учитывается соответствие фактического и психического возраста ребенка.

Во многих странах мира получила широкое распространение система педагогического патронажа детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).

Это движение зародилось в 1970 году в США и получило название Potage (Потэдж) в честь местечка в штате Висконсин, где впервые началось педагогическое обслуживание на дому столь юных детей. В основе системы Потэдж лежит признание родителей ключевыми фигурами в развитии собственных детей, вера в их потенциальные возможности быть наилучшими учителями для своего ребенка в раннем возрасте. Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на 7 предстоящих дней, обучает их всем основным действиям, показывает, как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах. Он контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими пособиями и развивающими игрушками из игротеки центра Потэдж, организованной по принципу работы библиотек.

По всем направлениям развития ребенка созданы специальные каталоги из цветных фотографий игрушек с кратким описанием их коррекционно-развивающего назначения. Дети из семей, взятых на учет, 1-2 раза в неделю могут посещать игровые площадки в самом центре. На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития, в которой отражается уровень сформированности действий в различных областях: физическое развитие, социальное, координация «глаз — рука», игра, речь. В отдельных случаях предпринятая в рамках системы Потэдж ранняя коррекция развития детей группы риска дает стопроцентный результат, во всех остальных отмечается значительный прогресс.

Результаты зарубежных и отечественных научных исследований, практический опыт (лаборатория Института коррекционной педагогики РАО, Е.А. Стребелева; Институт раннего вмешательства, Москва, Ю.А. Разенкова; Программа реабилитации Младенцев, г. Санкт-Петербург; Центр раннего вмешательства, г. Николаев и др.) со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в раз витии с первых дней жизни позволяет предупредить появление дальнейших нарушений вторичной и третичной природы, скорригировать уже выявленные недостатки и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

В связи с этим получает распространение новая форма коррекционной работы с детьми раннего возраста — коррекционно-консультативное занятие.

Принципиально значимыми положениями в программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания являются следующие:

•      принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

•      анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

•      включение родителей и лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;

•      расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

•      формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;

•      реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;

•      активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;

•      расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

•      определение базовых достижений в каждом возрастном периоде.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.