Структура коррекционно – процесса, его компоненты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие блоки: диагностико-консультативный; коррекционно-развивающий; физкультурно-оздоровительный; воспитательно-образовательный; социально-педагогический. Каждый из блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.

ДИАГНОСТИКО−КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ

На первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка. Углубленное всесторонне обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования детей являются: изучение качественных особенностей психического развития ребенка; выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями; определение характера динамики развития и обучаемости; дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В специальном образовательном учреждении проводится динамическое наблюдение за ребенком, включающее три этапа: начало учебного года, середина учебного года, конец учебного года. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.

I этап – обследование в начале учебного года (сентябрь). Его цель: уточнить характер нарушений и степень их выраженности. Исходя из результатов обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с ребенком и определяются задачи работы с группой.

II этап – обследование в середине учебного года (январь). Его цель: определить характер динамики в развитии ребенка и причины неуспеваемости. Детей с особыми трудностями, демонстрирующих низкую динамику следует повторно направить на ПМПК для уточнения диагноза и профиля учреждения.

III этап – обследование в конце учебного года (май). Его цель: определить динамику развития ребенка, успешность усвоения учебной программы и его дальнейший образовательный маршрут.

ФИЗКУЛЬТУРНО−ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

Основной целью физкультурно-оздоровительной работы является оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование психики движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока предполагает:

•      создание условий для сохранения и укрепления здоровья для полноценного физического развития детей; 

•      медицинский контроль и профилактику заболеваемости;

•      включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;

•      обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;

•      специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНО−ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Воспитательно-образовательная работа строится на основе «образовательной программы» учреждения. Задачи реализуются посредством создания специальных условий обучения и воспитания, организации различных форм работы с детьми. В содержании воспитательно-образовательной работы можно выделить несколько разделов: социально-нравственное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; формирование и развитие основных видов деятельности детей.

КОРРЕКЦИОННО−РАЗВИВАЮЩИЙ

Основой коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций. На начальных этапах работы ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций:

•      стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; развитие общей и ручной моторики;

•      развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

•      обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

•      развитие и коррекцию простых модально-специфических функций.

•      развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; v развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

•      развитие речи и коммуникативной деятельности;

•      формирование ведущих видов деятельности.

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

•      развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

•      профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

•      развитие социальных эмоций;

•      создание условий для развития самосознания и самооценки;

•      формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

•      предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

•      развитие сферы образов-представлений;

•      формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающегося мышления;

•      развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

•      формирование пространственно-временных представлений;

•      развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

•      развитие творческих способностей;

•      совершенствование мнестической деятельности; развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

3. Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:

•      целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

•      создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

•      формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

•      стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

4. Формирование ведущих видов деятельности предполагает:

•      целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

•      всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

•      развитие игровой деятельности;

•      формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

•      формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

СОЦИАЛЬНО−ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьями детей, т.к. в психолого-педагогической поддержке изучаются не только детей, но и родителей. Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог-педагог-родитель».

Формы организации психолого-педагогической помощи семье:

    коллективные формы взаимодействия (общие родительские собрания, групповые родительские собрания; "День открытых дверей”, проведение праздников и досугов).

    индивидуальные формы работы с семьей (анкетирование и опросы, беседы и консультации специалистов, «Служба доверия” (работу службы обеспечивают администрация и психолог), родительский час (проводится учителями-дефектологами)).

    формы наглядного информационного обеспечения (информационные стенды и тематические выставки, стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах, выставки детских работ, открытые занятия специалистов).

Коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты.

Структуру учебного процесса составляют: цель, учитель, ученик, содержание и формы обучения, методы и средства обучения.

Цель – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. У учителя и ученика свои специфичные цели обучения.

Обучаемость– индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком ЗУН в процессе обучения. В основе обучаемости лежат уровень развития процессов познавательных субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной; уяснение содержания учебного материала из объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Важный структурный элемент процесса обучения – его содержание – часть социального опыта или культуры. Для преподавателя и учащегося – это объект учебной деятельности, который обрабатывает учитель, чтобы его усвоили ученики. А учащемуся этот объект надо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры.

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.

Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

По способу передачи информации выделяют три группы методов: 1) Наглядные (наблюдение и демонстрация). В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны (следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. 2) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение). Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. 3) Практические методы: (упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность. Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные.

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Слово учителя является средством передачи ученикам знаний, дактилъная и жестовая речь, пиктографическое (символьное) письмо. Широко используются наглядные средства обучения, предметно-практическая деятельность как средство коррекции развития. Современная специальная педагогика все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции. Педагогически процесс в специальном образовательном процессе широко используется разнообразная печатная продукция: (учебники, пособия, журналы, рабочие тетради), технические средства обучения (аудиовизуальные средства, статические экранные пособия, компьютерные программы).

Формы организации специального обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке.

В современной специальной педагогике используются индивидуальная форма организации обучения (когда обучающийся имеет ТМН в развитии; когда в соответствии с особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; когда ребенок обучается в домашних условиях); подгрупповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной (например, коррекционные занятия по развитию речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах); урок является основной формой организации учебного процесса. К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой работы, олимпиады, соревнования, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.