В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса включаются следующие блоки: диагностико-консультативный; коррекционно-развивающий; физкультурно-оздоровительный; воспитательно-образовательный; социально-педагогический. Каждый из блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка.
ДИАГНОСТИКО−КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ
На первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка. Углубленное всесторонне обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Основными задачами обследования детей являются: изучение качественных особенностей психического развития ребенка; выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями; определение характера динамики развития и обучаемости; дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В специальном образовательном учреждении проводится динамическое наблюдение за ребенком, включающее три этапа: начало учебного года, середина учебного года, конец учебного года. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.
I этап – обследование в начале учебного года (сентябрь). Его цель: уточнить характер нарушений и степень их выраженности. Исходя из результатов обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с ребенком и определяются задачи работы с группой.
II этап – обследование в середине учебного года (январь). Его цель: определить характер динамики в развитии ребенка и причины неуспеваемости. Детей с особыми трудностями, демонстрирующих низкую динамику следует повторно направить на ПМПК для уточнения диагноза и профиля учреждения.
III этап – обследование в конце учебного года (май). Его цель: определить динамику развития ребенка, успешность усвоения учебной программы и его дальнейший образовательный маршрут.
ФИЗКУЛЬТУРНО−ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
Основной целью физкультурно-оздоровительной работы является оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование психики движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни. Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока предполагает:
• создание условий для сохранения и укрепления здоровья для полноценного физического развития детей;
• медицинский контроль и профилактику заболеваемости;
• включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
• обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
• специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНО−ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
Воспитательно-образовательная работа строится на основе «образовательной программы» учреждения. Задачи реализуются посредством создания специальных условий обучения и воспитания, организации различных форм работы с детьми. В содержании воспитательно-образовательной работы можно выделить несколько разделов: социально-нравственное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; формирование и развитие основных видов деятельности детей.
КОРРЕКЦИОННО−РАЗВИВАЮЩИЙ
Основой коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций. На начальных этапах работы ставятся задачи формирования психологического базиса для развития высших психических функций:
• стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций.
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; v развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности.
1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
• развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
• профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
• развитие социальных эмоций;
• создание условий для развития самосознания и самооценки;
• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:
• развитие сферы образов-представлений;
• формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающегося мышления;
• развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
• формирование пространственно-временных представлений;
• развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
• развитие творческих способностей;
• совершенствование мнестической деятельности; развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.
3. Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:
• целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);
• создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
• формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
• стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
4. Формирование ведущих видов деятельности предполагает:
• целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;
• всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
• развитие игровой деятельности;
• формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
• формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
СОЦИАЛЬНО−ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьями детей, т.к. в психолого-педагогической поддержке изучаются не только детей, но и родителей. Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог-педагог-родитель».
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
коллективные формы взаимодействия (общие родительские собрания, групповые родительские собрания; "День открытых дверей”, проведение праздников и досугов).
индивидуальные формы работы с семьей (анкетирование и опросы, беседы и консультации специалистов, «Служба доверия” (работу службы обеспечивают администрация и психолог), родительский час (проводится учителями-дефектологами)).
формы наглядного информационного обеспечения (информационные стенды и тематические выставки, стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах, выставки детских работ, открытые занятия специалистов).
Коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты.
Структуру учебного процесса составляют: цель, учитель, ученик, содержание и формы обучения, методы и средства обучения.
Цель – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. У учителя и ученика свои специфичные цели обучения.
Обучаемость– индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком ЗУН в процессе обучения. В основе обучаемости лежат уровень развития процессов познавательных субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной; уяснение содержания учебного материала из объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Важный структурный элемент процесса обучения – его содержание – часть социального опыта или культуры. Для преподавателя и учащегося – это объект учебной деятельности, который обрабатывает учитель, чтобы его усвоили ученики. А учащемуся этот объект надо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры.
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.
Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
По способу передачи информации выделяют три группы методов: 1) Наглядные (наблюдение и демонстрация). В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны (следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. 2) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение). Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. 3) Практические методы: (упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность. Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные.
Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Слово учителя является средством передачи ученикам знаний, дактилъная и жестовая речь, пиктографическое (символьное) письмо. Широко используются наглядные средства обучения, предметно-практическая деятельность как средство коррекции развития. Современная специальная педагогика все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции. Педагогически процесс в специальном образовательном процессе широко используется разнообразная печатная продукция: (учебники, пособия, журналы, рабочие тетради), технические средства обучения (аудиовизуальные средства, статические экранные пособия, компьютерные программы).
Формы организации специального обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке.
В современной специальной педагогике используются индивидуальная форма организации обучения (когда обучающийся имеет ТМН в развитии; когда в соответствии с особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; когда ребенок обучается в домашних условиях); подгрупповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной (например, коррекционные занятия по развитию речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах); урок является основной формой организации учебного процесса. К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой работы, олимпиады, соревнования, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.