РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование управления – необходимый элемент развития

любой организации. Но совершенствовать управление можно по разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем,предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Исследование систем управления через исследование управленческих ситуаций – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Большое значение имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, связанного с искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением «тайных пружин» поведения человека. Дисциплина «Методы социологических и прикладных исследований» должна входить в систему подготовки менеджера, раскрывая его творческий потенциал, развивая стратегическое мышление, формируя искусство управления.

Получать знания можно по-разному. Один из испытанных видов представления знаний – комплекс утверждений, которые надо запомнить, осознать и учитывать в практической деятельности. Но сегодня наиболее эффективным методом освоения профессиональных знаний является метод проблемного получения знаний, который может иметь вид ситуаций, деловых игр.

Особенностью учебного пособия является его аналитический характер и практическая направленность, позволяющая формировать навыки управления в условиях практических ситуаций. В завершающей части пособия дан тест, посредством второго можно проверить свои аналитические способности и качество освоения учебного материала и используемая в курсе терминология.

 

Краткий курс лекций

Тема№1.

Тема№2

Тема №3

3. ФОРМАЛЬНО_ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАЦИЙ

К основным формально-логическим методам исследования относятся: методы классификации, обобщения и типологии, индуктивный иедуктивный методы исследования, конструирование понятий, аргументация, логика и др.Основу логических методов составляют требования и принципы формальной логики. Формальная логика изучает формы мышления – понятия, суждения, умозаключения, доказательства, аргументации, обоснование и т.п. – с точки зрения их логического строения, отвлекаясь от их конкретного содержания. Логика исследует формы мышления со стороны их структуры, описывает наиболее правильные приемы мышления. Формальная логика решает, например, вопрос о логических действиях над понятиями, формирует правила вывода одного суждения из другого, рассматривает возможные ошибки при доказательствах и т.д.

Понятие – это мысль, в которой обобщены как класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Так, ситуация как понятие имеет признаки : «совокупность обстоятельств», «временное единство», «взаимосвязанность», «важность для субъекта управления», «представляемость в качестве предмета управления» и т.д. По типу обобщенных предметов понятия делятся на собирательные и несобирательные, а также на конкретные и абстрактные.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «делегирование» и «цветок»). Остальные понятия называются сравнимыми и делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе). Совместимые понятия могут быть равнозначными (или тождественными). Несовместимые понятия могут находиться в отношениях соподчинения, противоположности (контрарности) (жар – холод, день – ночь) и противоречия (контрадикторности) (ночь – солнце).

Суждение – это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. Примеры суждений: «Луна светит отраженным светом», «Учение горько, но плод его сладок».

Тема №4

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАЦИЙ

В зависимости от охвата различных областей системы управления организации исследования можно разделить на комплексные, локальные, функциональные, многофункциональные, междисциплинарные. Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.

Локальные исследования осуществляются по одному из направлений или участков работы аппарата управления (исследование документационного обслуживания деятельности аппарата управления, технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, организационной структуры и т.п.).

Функциональные исследования охватывают одну из предметных областей деятельности аппарата управления (исследование в области управления финансовой или маркетинговой деятельностью и др.).

Многофункциональные исследования охватывают несколько функций деловой активности (например, организация производства, технология и маркетинг). Они концентрируются на взаимодействии между ними и на проблемах, охватывающих более чем одну функцию.

Междисциплинарные исследования предусматривают анализ проблем с разных точек зрения. Например, проблема деловой стратегии организации может иметь технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические и другие аспекты.

Таким образом, при разработке программы исследования необходимо в соответствии с его целью определить область, которую оно будет охватывать, – это отправная точка для дальнейшего планирования и организации работ.

В зависимости от поставленной цели определяются конкретные задачи и объекты исследования. Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных областей. Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл начать работу с общей характеристики организации, например: область деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их очень много, следует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие решению конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены также задачи и стратегия

организации в целом, управление финансами, маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др. Перечень объектов исследования составляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рассмотрения предметных областей устанавливается с учетом специфических особенностей организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых результатов. Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:

– определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;

– установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования;

– определение методики исследования, т. е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;

– определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;

– определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения. Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной технологической схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования.

Технология – это вариант рационального построения исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, затем самого здания и, наконец, – крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой части начать возводить стены; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования. Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, технология – это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий (время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр.) технологические схемы могут быть различными. Важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их в соответствии с реальными потребностями и условиями. Наиболее простая и распространенная технология – линейная технология, заключающаяся в последовательном проведении исследований по этапам написания и анализа ситуации, постановки проблемы, формулировании задач ее решения, выборе методов исследования, проведении анализа и поиска позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций. Каждый этап характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями, что и определяет успех проведения исследования. На практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его исследование. Например, может оказаться, что проблема определена поверхностно и односторонне, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе и т.п. Все это может заставить возвратиться к пройденным этапам, скорректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип технологии исследования – тип циклического исследования, который характеризуется возвратом к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов. В ситуационном подходе часто на этапе анализа приходится снова возвращаться к описанию ситуации для поиска и дополнения необходимой информацией, содержания ситуации, например, новыми фактами или статистикой. Именно написанная ситуация позволяет увидеть все события более полно и комплексно и определить необходимую информацию более обоснованно, чем простое, последовательное дополнение имеющейся информации. Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. Например, при решении сложных, комплексных проблем можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно, а в некоторых случаях это просто необходимо, как, например, при использовании экспертов, работающих независимо друг от друга. Данная технология экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает его компетентность и производительность деятельности.

Разновидность технологии параллельного исследования – технология разветвления деятельности: разделение аспектов проблемы или функций ее решения, проведение по некоторым видам проблем одинаковых, но параллельных исследований. Ведь исследование – это всегда поиск неизвестного, нового, необычного в целях получения наилучшего результата.

При наличии проблем в исследовании, решение которых трудно представить в заранее определенной технологической схеме, используют технологию адаптивного типа – последовательную корректировку технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения – это могут быть цели глубокого изучения ситуации и кардинального решения выявленной проблемы, цели частичного решения проблемы, цели получения новых знаний и развития образования служащих, цели разработки программы нововведений. Для достижения целей частичных изменений используется технология последовательных изменений качества деятельности: оценка существующего качества управления и поиск непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при наличии незначительных ресурсов, избегать рисков, инноваций, повышать надежность преобразований.

Существует также технология случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и, отталкиваясь от нее, исследуются смежные проблемы, устанавливаются связи, определяется на этой основе траектория развития, которая и выявляет главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание. В ситуационном подходе такая технология может быть использована при сочетании процедуры написания ситуации и выявления проблемы, когда выявленная в первом варианте проблема определяет и дальнейшее видение, и описание ситуации, связанное с подбором фактов, видением событий и др.

Еще одна технология исследования – технология критериальной корректировки: при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведении исследования. Если мы получим определенный результат, тогда будем выполнять определенные действия, в противном случае мы вернемся к предыдущему или какому-либо другому этапу и продолжим поиск снова. Эта технологическая схема иногда называется алгоритмом исследования. Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной степени отражает искусство исследователя.

Исследование управленческих ситуаций предполагает проведение разнообразных видов работ. Их характер и содержание зависят от цели и вида проводимого исследования, а также от специфики исследуемого объекта. Однако существуют виды работ, которые реализуются при проведении любого исследования:

– постановка целей и задач исследования;

– определение объекта и предмета исследования;

– предварительный анализ имеющейся информации;

– выявление проблемы;

– формулировка исходных гипотез;

– сбор и обработка информации;

– анализ и обобщение результатов;

– проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

– формулирование выводов, проверка их обоснованности;

– окончательная формулировка результатов исследования.

Кроме того, при исследовании ситуаций могут осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, проведение экспериментов. Эти виды работ выполняются невсегда, так как моделирование и экспериментирование усложняют процесс исследования, делают его более длительным и дорогостоящим. Но следует помнить, что использование в процессе исследования экономико-математических моделей и эксперимента повышает достоверность и надежность получаемых результатов. Всякое исследование должно быть запланировано. Планирование исследования ситуаций производится для того, чтобы на основе разработанного плана организовывать выполнение исследовательских и проектных работ в установленные сроки с заданным уровнем качества и в пределах выделенных ресурсов. Любое нововведение приносит эффект лишь в том случае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, организационном, кадровом и социально-психологическом отношении, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.

Основная задача планирования исследования ситуаций – определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

При проведении прикладных исследований, изучающих проблемы конкретной организации, план работ может предусматривать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления. Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а также в рассмотрении полученных результатов на совещании, конференции, собрании трудового коллектива. Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.

Планирование исследования управленческих ситуаций включает в себя следующие этапы:

I) определение организации, ее отдельных подразделений или рабочих мест, которые будут обследованы;

2) определение примерного объема работ по выявлению и исследованию проблемы или проблем;

3) формулирование ожидаемых результатов;

4) определение количественного и профессионально-квалификационного состава сотрудников, необходимых для реализации запланированного объема работ;

5) установление сроков выполнения запланированной работы;

6) определение условий, необходимых для выполнения исследований, в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании, инвентаре и др.;

7) расчет сметной стоимости планируемой работы.

Общий план исследования конкретизируется в рабочем плане –документе, который составляется в целях развития плана исследований по теме. Он определяет:

– разделение общего объема работ на этапы;

– календарные сроки начала и окончания работ по этапам исследования, график выполнения работ;

– распределение сфер и конкретных объектов исследования по рабочим группам и отдельным исполнителям;

– установление конкретных задач и компетенций руководителей рабочих групп и исполнителей;

– описание промежуточных результатов, а также установление формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;

– определение стоимости работ по каждому этапу исследования: план исследования по теме определяет объем работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты; рабочий план представляет собой график действий, состав и компетенции исполнителей, график проведения исследований, стоимость работ на каждом этапе исследования. Исследование обеспеченности организации кадрами необходимо, для того чтобы оценить работников как специфический ресурс, который своим участием в процессе труда создает готовую продукцию. Для характеристики обеспеченности организации кадрами рассматривают количественные и качественные характеристики трудового потенциала. Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются следующие показатели:

– численность промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений;

– количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (границы возможного участия работника в труде).

Для оценки трудового потенциала с качественной стороны используются следующие показатели:

– физический и психологический потенциал работников предприятия (способность и склонность работника к труду – состояние здоровья, физического развития, выносливости и т.п.);

– объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровень, фундаментальность подготовки и т.п.);

– качество членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (наличие ответственности, интереса к труду, сопричастности к экономической деятельности предприятия и т.п.).

Трудовой потенциал коллектива предприятия характеризуют также:

– социально-демографические компоненты: половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;

– производственные компоненты: профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность и др.

Сбор такого рода информации требует специальных исследований – собеседования, тестирования, наблюдений и др. Для изучения степени использования кадров организации следует проанализировать процесс их труда. Это может быть сделано на основе двух основных факторов:

– изучение затрат труда конкретного работника;

– изучение напряженности его труда.

В общем виде затраты труда работников управления характеризуются затраченным временем. Это важный этап анализа, так как, вскрыв связь во времени между действиями человека и результатом его труда, можно не только оценить эффективность работы, но и установить объективно необходимую величину затрат рабочего времени на выполнение должностных функций в реальных условиях. На основе полученных данных можно установить простои, паузы и другие потери времени, которые необходимо ликвидировать. Изучение затрат рабочего времени имеет целью получение представления о загрузке рабочего времени отдельного работника.

Методы анализа затрат рабочего времени в аппарате управления в основном аналогичны методам анализа затрат рабочего времени производственных рабочих, которые хорошо разработаны в практике нормирования труда. Это методы непрерывных наблюдений (фотография и хронометраж рабочего времени), методы выборочных наблюдений (периодические и моментные), анкетирование, интервьюирование, опросы, которые используются для сбора информации.

Оценивается структура затрат времени при выполнении функций с выделением доли затрат на творческую, организационную и техническую работу, доли затрат на выполнение свойственных и несвойственных должностным обязанностям работ, доли потерь рабочего времени (по вине работника и по причинам, не зависящим от него) в общем объеме отработанного времени. В то же время нужно помнить, что характеристика процесса труда по затратам рабочего времени носит несколько формальный характер и не отражает его сущности.

Поэтому желательно оценивать труд работника не только по его количественным, но и по качественным характеристикам – напряженности, интенсивности. Труд работника может быть косвенно охарактеризован полученными результатами: количеством подготовленных документов, принятых решений, принятых посетителей и др.

Основным носителем информации в системе управления является документ, поэтому при исследовании информационного обеспечения прежде всего нужно рассмотреть систему документационного обслуживания аппарата управления. При этом выясняются:

– объем входящей и исходящей документации аппарата управления за ряд лет;

– общая характеристика состава входящей и исходящей документации, основные и наиболее массовые документы данного аппарата управления;

– распределение документации по структурным подразделениям, общая характеристика документационных потоков;

– наличие стандартных и унифицированных форм документации и существующие способы машинной обработки документов;

– общая характеристика постановки делопроизводства в аппарате управления;

– уровень регламентации документационных работ и состояние учетно-правочного аппарата.

Источниками сведений по указанным вопросам являются:

– данные учетно-справочного аппарата канцелярии и структурных подразделений;

– инструкция по делопроизводству;

– личные беседы исследователей с компетентными сотрудниками аппарата управления.

При детальном обследовании и анализе документационного обслуживания аппарата управления производят следующие виды работ:

1) изучение состава и движения документации аппарата управления, т. е. детальная количественная характеристика состава документационных потоков, изучение маршрутов движения основных и наиболее массовых документов, комплексов документов, сопровождающих выполнение наиболее массовых видов работ учреждения;

2) изучение постановки делопроизводства;

3) изучение форм документов, т. е. изучение взаимосвязи и использования форм документов, повторяемости показателей в движении реквизитов в документах.

Для систематизации и обобщения полученных данных исследователи составляют схему документооборота аппарата управления и проводят ее комплексный анализ.

Организация исследования включает в себя решение целого ряда вопросов. В процессе организации работ издается приказ о реализации исследовательского проекта; назначаются руководители программы и руководители рабочих групп; подбираются специалисты соответствующей квалификации, между которыми распределяются конкретные задания; рабочие группы обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами.

Желательно, чтобы общее руководство всеми исследовательскими и проектными работами осуществляли менеджеры высшего уровня управления – в этом случае исследовательский проект имеет реально высокий статус, своевременно обеспечивается ресурсами, исследователи имеют доступ ко всей необходимой информации. Таким образом, законная власть первого руководителя облегчает процесс исследования, ускоряет его и, при необходимости, обеспечивает внедрение результатов в практику управления с наименьшим сопротивлением нововведениям со стороны других членов организации.

Для повышения качества ожидаемых результатов необходимо привлекать к исследовательской работе различные подразделения и службы организации. Это дает возможность наиболее полно использовать имеющуюся в подразделениях информацию и задействовать в исследовательской работе творческий потенциал персонала, формально не включенного в эту работу.

Наряду со штатными специалистами к исследованиям можно привлекать представителей консультационных, научно-сследовательских и других специализированных внешних организаций, а также отдельных профессионалов, имеющих необходимую квалификацию и опыт в области исследования систем управления.

Существует несколько определений управленческого консультирования:

1) любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры, задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за их выполнение, но поможет тем, кто ответствен за это;

2) особая профессиональная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных сотрудников, которые помогают организации-заказчику (фирме) выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений.

Консультанты – связующее звено между исследовательской деятельностью и практикой управления. Необходимо отметить две характерные черты в их деятельности:

1) консультанты являются советниками, они стремятся не только дать правильный совет, но и дать его в приемлемой форме нужному лицу и в нужное время – в этом и заключается мастерство и искусство консультанта;

 2) консультанты являются независимыми специалистами в профессиональном, административном, финансовом и эмоциональном отношениях.

Почему пользуются услугами консультантов?

Во_первых, они, как правило, имеют особые знания и навыки в области распознавания возникающих управленческих проблем; во-вторых, они оказывают оперативную профессиональную помощь на временной основе; в-третьих, они беспристрастны; в-четвертых, они могут всесторонне объяс-нить преимущества и недостатки принятого руководством организации решения.

Основные задачи, решаемые консультантами: распознавание (выявление и оценка) управленческих проблем, устранение обнаруженных отклонений, усовершенствование, разработка принципиально новых управленческих проектов.

Основные методы консультирования: наблюдение, изучение до_

кументов, описание, психологическое и социологические тестирова_

ние, опросы, интервью, контент_анализ, сравнение, аналогия, ими_

тация, моделирование и др.

Обычно выделяют пять фаз консультирования:

1. Подготовительная фаза – встреча консультанта и клиента, которые пытаются узнать как можно больше друг о друге, обсудить и определить имеющуюся проблему и на этой основе договориться обобъеме задания и выбранном подходе. После предварительных контактов консультант должен поставить предварительный диагноз. Цель его – запланировать нужное консультативное задание или проект.

2. Диагноз, цель которого – детально и глубоко изучить проблему, выявить факторы и силы, влияющие на нее, и подготовить всю необходимую информацию для принятия решения о том, как организовать работу по решению проблемы.

3. Планирование действий – выработка одного или нескольких решений диагностированной проблемы, выбор одного из вариантов решений, предоставление предложений клиенту и подготовка к осуществлению решения, принятого клиентом.

4. Внедрение – кульминация совместных усилий консультанта и клиента. Программа внедрения должна предусматривать контролируемые и, по возможности, измеряемые результаты отдельных задач, операций и этапов, оказание помощи, корректировку предложений и обучение сотрудников фирмы.

5. Завершение – оценка осуществленных мероприятий представителями фирмы-заказчика, при необходимости привлечение экспертов, заключительный отчет о проделанной консультантами работе, расчет по обязательствам контракта, определение планов на будущее, договоренности о возможных контактах. Консультирование может и должно активно использоваться как метод исследования систем управления разных масштабов и сложности. Обращение к внешним консультантам обычно связано с затратами, превышающими затраты при решении проблемы собственными специалистами. Однако внешняя помощь имеет следующие преимущества:

– внешние консультанты обычно обладают специализированными знаниями и опытом в области исследования систем управления, что невсегда отмечается у штатных работников организации;

– штатных специалистов невозможно надолго освободить от их текущей работы для выполнения исследовательского проекта;

– внешние консультанты беспристрастно оценивают проблемы организации;

– внешние консультанты не только решают проблему организации, но и передают свои знания ее работникам, т. е. одновременно осуществляют обучение.

Следует помнить, что исследовательская работа, выполняемая привлеченными со стороны лицами, может быть эффективной и действительно полезной для организации только при наличии реального сотрудничества между руководством организации и внешними консультантами.

 

ТЕМА№7.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование управления – необходимый элемент развития

любой организации. Но совершенствовать управление можно по разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем,предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Исследование систем управления через исследование управленческих ситуаций – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Большое значение имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, связанного с искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением «тайных пружин» поведения человека. Дисциплина «Методы социологических и прикладных исследований» должна входить в систему подготовки менеджера, раскрывая его творческий потенциал, развивая стратегическое мышление, формируя искусство управления.

Получать знания можно по-разному. Один из испытанных видов представления знаний – комплекс утверждений, которые надо запомнить, осознать и учитывать в практической деятельности. Но сегодня наиболее эффективным методом освоения профессиональных знаний является метод проблемного получения знаний, который может иметь вид ситуаций, деловых игр.

Особенностью учебного пособия является его аналитический характер и практическая направленность, позволяющая формировать навыки управления в условиях практических ситуаций. В завершающей части пособия дан тест, посредством второго можно проверить свои аналитические способности и качество освоения учебного материала и используемая в курсе терминология.

 

РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ

Исследование это вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.

Например, научная деятельность предусматривает максимальный объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены для определения закономерностей поведения объекта исследования, получения новых знаний. Техническая же деятельность, требующая автоматизма и исполнительности, требует минимального количества исследований.

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности.

По мере развития управления роль и доля исследований возрастает.

Исследование помогает глубже понять ситуацию, определить проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение.

Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности. Исследования должны быть необходимым элементом процесса управления, но могут осуществляться группой консультантов управления и как специализированная деятельность. Это часто наблюдается при разработке стратегической программы развития или инноваций или при решении сложных проблем антикризисного управления. Опыт показывает, что эффективно работающие организации максимально используют управленческий потенциал каждого менеджера, что требует развития индивидуальных навыков исследовательской деятельности.

В дихотомическом представлении можно выделить типы исследований по различным критериям.

По цели исследования существуют практические и научно-практические (образовательные) исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, и исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

В зависимости от аппарата научного анализа, научной методологии исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, и научные, построенные на обобщениях закономерного характера.

В зависимости от использования ресурсов бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и ресурсоемкие, а в зависимости от времени – продолжительные и непродолжительные.

Важным является и критерий информационного обеспечения, на основании которого исследования можно разделить на те, которые

используют только внутреннюю информацию, и более глубокие исследования, привлекающие обширную внешнюю информацию, что позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, по степени организованности и участию персонала в их

проведении исследования могут быть либо индивидуальными, либо

коллективными, спонтанными или организованными. Исследования,

основанные на анализе самостоятельно написанных управленческих ситуациях, могут быть практически любым из перечисленных видов, хотя и имеют свою специфику, о которой будет более подробно сказано при анализе конкретных методов исследования. Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.

Традиционно считается, что объектом исследования является организация или система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования. Проблема – это противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым объектом. Решается проблема набором задач. В отличие от проблемы задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема же – это противоречие, которое не всегда тождественно задаче и несет в себе элементы новых или неизвестных ранее эволюционных изменений. Качество проблемы становится выше, если реализовать следующие четыре этапа ее «очистки»: 1) отделение реальных проблем от псевдопроблем; 2) селекция реальных проблем по критерию необходимости разрешения; 3) отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата; 4) выбор проблем в соответствии с критерием возможностей разрешения.

В методологии исследования очень важным оказываются следующие принципы отбора проблем: 1) острота проблемы; 2) содержание проблемы; 3) наукоемкость проблемы; 4) трудоемкость решения проблемы, ресурс времени; 5) перспективы развития.

Постановка проблемы предполагает следующую группу действий:

1. Формулирование проблемы, состоящее из следующих операций:

определение центрального вопроса проблемы; контрадикция –фиксация противоречия, которое стало основой проблемы; фанчатизация – предположительное описание предполагаемого результата.

 

2. Построение проблемы, предусматривающее следующие операции: стратификация – расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиция – группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;

локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и отграничение известного от неизвестного в области избранного для изучения объекта; вариантификация

поиск альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся следующими действиями: кондификация – выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и пр.; инвентаризация – проверка наличных возможностей, позволяющих положительно реагировать на решение проблемы; когнификация – выяснение степени проблемности, т. е. соотношения известного и неизвестного в информации, которую требуется использовать для решения проблемы; уподобление – нахождение среди уже решенных проблем, аналогичных решаемой; квалификация – возможность причислить проблему к определенному типу.

4. Обоснование, представляющее собой последовательность следующих процедур: экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализация – приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментация – выдвижение возражений против проблемы; демонтарция – синтез результатов, полученных на двух предыдущих стадиях.

5. Обозначение, состоящее из следующих процедур: экспликация

понятий, т. е. перекодировка – перевод проблемы на иной научный

или обыденный язык; интимизация понятий – словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее полно отражающих смысл проблемы.

Предлагаемые принципы и последовательности действий характеризуют различные аспекты проблем, но при этом как бы предполагается, хотя бы подсознательно, что проблема уже осознается, интуитивно понимается и почти сформулирована. Но на самом деле должна быть какая-то основа, какой-то базис, с которым нужно работать в направлении выявления проблемы. Такой основой может быть управленческая ситуация.

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций или

же их параллельное осуществление.

 

Существуют три уровня постановки проблемы: 1) интуитивная

форма постановки проблемы – в этом случае ограничиваются только постановкой центрального вопроса проблемы; 2) постановка проблемы в соответствии с указанными правилами, но без необходимости их полного соблюдения, хотя и при наличии процедурного списка; 3)сознательное использование всех процедур постановки проблем и входящих в них операций.

Благодаря такой методологии обеспечиваются планирование исследования и организация труда исследователя, но в то же время не совсем понятно почему нужно пользоваться именно таким набором правил и насколько они связаны с управленческой ситуацией. В связи с этим автор считает, что целесообразно и более обоснованно считать предметом исследования именно управленческую ситуацию, а не проблему, которую еще необходимо определить.

Любое исследование предусматривает наличие ряда факторов. Основными из них являются:

методология исследования – совокупность целей, подходов, принципов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;

организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;

ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;

объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и предмет исследования (конкретная ситуация, разрешение которой требует проведения исследования);

тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик; потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;

результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пони

манию ее содержания, истоков и последствий;

эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.

Управление, чтобы быть эффективным не может не учитывать особенностей и условий современного развития производства и общества, инноваций, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления и , в конечном итоге, рост конкурентоспособности организации.

Известно, что содержание управления раскрывают основные его

функции: предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, мотивация.

В процессах развития управления возникают новые реальности и

новые потребности, которые определенным образом отражаются и

на содержании управления. Сегодня одной из основных функций

управления становится также функция исследования. Она является

следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В процессе управления надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления с учетом специфики характера исследуемых ситуаций, методов их изучения и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть различные ситуации, позволяющие выделить различные проблемы. В процессе анализа могут возникать комбинации различных проблем. Описать управленческую ситуацию, сосредоточить на ней внимание– как собственное, так и персонала – является искусством управления.

Современный менеджер не обязательно должен быть научным работником, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее с целью поиска новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование – одна из основных функций управления, обеспечивающая высокое качество управленческих

решений, и средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления – «управлять, совершенствуя

и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу, что требует постоянного отслеживания ситуации.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества; творчества, без исследования; исследования

без освоения его приемов, методов, подходов.

Современные тенденции развития управления рождают и новые

требования к менеджеру. В прошлом деятельность менеджера считалась эффективной, если он стремился к четкому исполнительству, умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы.

В современном управлении исследования должны занимать все большую часть рабочего времени или усилий менеджера. Ему надо

понять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха, используя научный аппарат исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, повидимому, возрастать. Это одна из заметных тенденций развития

управления. Сегодня в управлении, как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняются социальнопсихологические характеристики человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, – необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии, которое подразумевает возникновение множества проблем, следующих одна за другой и требующих своевременного решения. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или игнорирование грозит кризисом, а, может быть, и катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Исследование как функция управления необходимо для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, готовности к парадоксам будущего,оценки шансов успеха, который надо увидеть, оценить, реализовать.

Увидеть будущее можно, лишь опираясь на хорошее видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших.

Удачное и надежное прогнозирование невозможно без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Самостоятельность тоже может проявляться по-разному – в исполнении, целенаправленном развитии, проявлении инициативы;

бывает самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самостоятельность поиска.

Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа»,

или «креативный менеджер».

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное управление испытывает потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решении проблем, разработке управленческих решений.

Можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:

– проблемное видение мира, способность распознавать проблемы

там, где, кажется, их нет;

– умение превентивно (т. е. когда они еще зарождаются) формулировать проблемы;

– системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;

– антиномичность – умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;

– экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;

– развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку;

– способность к имитации функций различных членов коллектива;

– психологическая проницательность, позволяющая распознавать

сущность людей. Компенсатором проницательности является психодиагностика;

– инновационность и безынерционность мышления, способность

выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;

– аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

– способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

– умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупности. Именно это и характеризует особенность менеджера исследовательского типа.

Сам процесс написания и исследования ситуации способствует формированию менеджера исследовательского типа. Так сбор информации из различных источников позволяет глубже видеть проблемы, раньше других осознавать сложность и многообразие взаимоотношений людей в организациях; изложение ситуации в письменном виде способствует системному восприятию действительности, пониманию различных точек зрения ; анализ ситуации развивает исследовательские навыки, формирует интерес к управленческой деятельности, мотивирует развитие карьеры, формулирование выводов и рекомендаций развивает аналитические способности, умение обобщать

и т. д.

Мышление это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.

Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности – накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности. Оно зависит в определенной мере от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких пределах под воздействием образовательных процессов, волевых усилий, специального тренинга,критических ситуаций, состояния здоровья и в значительной степени от желания более глубоко осмыслить происходящие вокруг процессы и использовать полученные знания на практике как в целях развития организации, так и в личных целях.

Мышление в значительной мере предопределяет успех деятельности человека. Например, деятельность менеджера в основном связана с работой с людьми, координацией и согласованием их деятельности, принятием управленческих решений, которые выполняют подчиненные ему сотрудники. Качество решений, их реализация в значительной мере зависят от характера и типа мышления. От способности менеджера воздействовать на подчиненных силой своего авторитета, профессиональных знаний зависит его умение сплачивать, объединять людей, выдвигая обоснованные и реальные цели.

Сотрудники лучше понимают менеджера, если понятен тип и характер его мышления, если он дополняется типологическими характеристиками мышления других служащих, если нет резких расхождений в видении ситуации. Но для развития индивидуального мышления и для учета характеристик мышления при формировании команды необходимо знать типы мышления возможности и условия

эффективной совместной деятельности.

Типы мышления можно классифицировать по различным критериям (основаниям).

По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы: догматическое, приверженное какой- либо идее без оценки

ее актуальности и значимости; стереотипное, характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами; гибкое, т. е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности. Это качество мышления может быть как положительным, так и отрицательным – все зависит от того, в силу чего оно проявляется (а оно может проявляться и в силу конъюнктурности, беспринципности и неустойчивости знания).

В зависимости от степени индивидуальности можно выделить:

мышление индивидуализированное, в котором наиболее ярко проявляются индивидуальность, неординарность личности, что часто играет положительную роль в исследовательской деятельности, но иногда принимает вид властного самоутверждения, манипулирования сознанием; тенденциозное мышление, ограниченное какой-либо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов (часто при наличии узкой специализации менеджера); коллективизированное мышление, которое может иметь позитивный и негативный оттенок. Процесс создания ситуаций способствует развитию, прежде всего, индивидуализированного мышления, способствующего развитию творческих навыков в управлении.

По факторам методологии (подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования) можно выделить мышление аспектное, системное, концептуальное.

Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные стороны деятельности исследуемой проблемы. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки, главными из которых являются одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи различных аспектов.

Сегодня наиболее эффективным типом мышления является мышление системное. Следует различать системный подход как методологию исследования и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессе его жизни и деятельности.

Системное мышление оценивает и анализирует все явления целиком, учитывает самые различные связи между его компонентами, свойствами, находит главный, системообразующий фактор, обнаруживает невидимые аспекты проблемы, прогнозирует поведение элементов.

Концептуальный тип мышления – это некоторая модификация системного типа, его «усилитель» и «стабилизатор». Концепция – это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранить направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли. Для исследований в области управления такими положениями могут быть следующие: «управление это всегда деятельность человека, в которой решающую роль играют цели и интересы», «управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя сводить его к какому-либо одному варианту» и т.п.

Работа с ситуациями развивает, прежде всего, системный подход, поскольку ситуация представляет собой систему, которая формируется из последовательных элементов и чем лучше описана ситуация,  тем более она системна.

В мышлении каждого человека, а исследователя – тем более, проявляются как структура его знаний, так и предрасположенность к

тем или иным видам знаний, готовность ими пользоваться в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мыслительная деятельность: мышление гуманитарное, математическое и технократическое.

Гуманитарное мышление, как правило, отдает предпочтение всем

аспектам исследования, связанным с человеком, и использует словесное описание.

В отличие от него математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в осмыслении зависимостей, моделировании общности. «Очищение» явлений от частностей помогает определить их сущность, но при этом может стать причиной потери очень важных деталей и особенностей.

Технократическое мышление построено на сведении всех связей

в явлении или проблеме к простым причинно-следственным связям,

существующим в технических устройствах, при изучении социально-экономических проблем это может быть не только малоэффективным, но в отдельных случаях и опасным. Ситуационный подход в управлении предполагает в значительной степени использования гуманитарного мышления, поскольку требует вначале качественного осмысления, которое является как бы первичным, и лишь затем используются другие типы мышления.

По степени абстрактности и обобщенности можно выделить

мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое. Теоретическое мышление характеризуется стремлением к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теорий, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление представляет опасность ввиду отхода от действительности, потери сущности явления, теоретического схематизма.

Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает

обобщение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта; опыт рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.

Фактологический тип мышления – оценка и систематизация фактов, построение всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда наблюдается искусственное преувеличение того или иного факта, в этом случае возникает опасность замены научного объяснения фактологией, которая не всегда стимулирует поиск, распознавание и глубокое осмысление фактов. Формирование ситуаций требует вначале эмпирического мышления, анализ ситуации – фактологического мышления, выводы и рекомендации требуют также и теоретического мышления.

По механизму мышления можно выделить ассоциативное, непосредственное и интуитивное мышление.

Ассоциативное мышление функционирует посредством разнообразных ассоциаций между явлениями по каким-либо признакам общности, тождественности и различия. Очень часто ассоциативное мышление помогает аккумулировать новые знания в пограничных сферах науки. Недостатки ассоциативного мышления – опасность механического переноса знаний из одной области в другую, подмена понятий, расширительная трактовка тех или иных положений.

Непосредственное мышление – прямое осмысление фактов действительности и категорий науки. Здесь если и используются ассоциации, то чаще всего близкие по смыслу.

Интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и выводы трудно объяснить, они являются результатом импульсов, идущих из подсознания человека, но интуиция – это не только природное качество, но и результат интеллектуального развития человека. Ситуационный подход требует использования всех трех видов мышления, хотя у различных исследователей может преобладать какой-либо один из трех.

По способам мышления можно выделить эвристическое, абстрактно-знаковое и образное мышление; по характеру оценок и направленности мышления критическое (негативизм), позитивное, конструктивное; по способу воспроизведения действительности – репродуктивное, аналоговое, творческое; по целевым установкам –научное, практическое, прагматическое мышление. Из перечисленных классификаций наибольшую роль играют образное, конструктивное, творческое, научное и практическое мышление.

Существуют и другие типы мышления.

Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности, позволяя сформировать исследовательские группы по критериям типологических характеристик и их гармонического взаимодействия в исследовательской деятельности. Большую роль здесь играет системный подход.

Понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Главные черты системы: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействие элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

В практическом использовании понятия «система» есть некоторая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения некоего реально существующего явления (технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и др.), с другой – оно используется как метод изучения и представления этого явления (техническая система, биологическая система, экономическая система и пр.).

В первом случае понятие «система» используется как конкретно предметное, предназначенное для обозначения реально существую

щего явления, которое нас интересует и которое лишь условно, лишь в первом приближении можно назвать системой.

Во втором случае понятие «система» используется как комплекс

подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования

этого явления.

Система управления совокупность действий, необходимых для

согласования совместной деятельности людей; эта совокупность должна обладать всеми перечисленными свойствами системы.

При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия

группируются по функциям, которые для успешного их осуществления организационно обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенной цели.

Исходя из этого можно дать следующее определение: система управления это совокупность звеньев, осуществляющих управление,и связей между ними.

Первое определение системы управления относится к малому предпринимательству, где есть только менеджер и небольшая группа производственных работников, или к отдельному подразделению (управление отделом, бригадой, лабораторией, кафедрой и пр.). Второе определение отражает процесс управления, осуществляющийся в достаточно крупных масштабах, при наличии разделения управленческой деятельности между должностными лицами и специализированными подразделениями. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления, различаются, главным образом, комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр. Звенья системы

управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.

В зависимости от того, из каких звеньев строится система управления, и как строятся связи между ними, можно выделить следующие типы системы управления: линейный, функциональный, линейно-функциональный, функционально-линейный.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности

звена системы управления, допускающей двойную, но раздельную,

подчиненность звена являются матричные системы управления.

Система управления должна быть предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, изменяющихся условий и потребностей управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться

показателями ее состояния, функционирования и развития. Не все

показатели могут иметь строгую расчетную форму. Наиболее общими показателями системы управления являются состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, распределение полномочий, информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, равномерность нагрузки. Эти характеристики системы управления являются объектами исследования.

 

Краткий курс лекций

Тема№1.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.