В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.
Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.
В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться»,- пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.
Интересно отметить, что в рассказе присутствует чувство юмора, мягкая, любовная ирония, когда автор говорит о себе. Именно этот прием делает героя симпатичным и обаятельным.
Глядя на эту «смешную фотографию», В. Астафьев представил себе свою деревенскую жизнь, деревенский люд, который его окружил и помогал расти таким же добрым, честным, бескорыстным.
3. Определите роль цветовой и звуковой гаммы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (сцена наказания беглого татарина). Какова роль цвета и звука в раскрытии замысла автора?
Небольшой по объёму рассказ «После бала» Л.Н.Толстого логически распадается на две части, причём вторая часть явно противопоставлена первой. За счёт чего достигается подобный контраст? Среди языковых средств, используемых автором, не могут не привлечь внимание читателя звуковые и цветовые образы, раскрывающие психологическое состояние главного героя – Ивана Васильевича. Именно он повествует нам о том, каким образом случай может изменить жизнь человека, именно его глазами видим мы и слышим то, что происходит на балу у губернатора и после бала.
Итак, последний день масленицы, бал у предводителя. Всё и все, окружающие нашего героя, – прекрасны, чудесны, великолепны. И цвета, соответствующие этому настроению, ласкают взор: серебряный, розовый( как вариант – румяный) и белый. Белого очень много: это и белые плечи жены губернатора, и Варенька, вся в белом – башмачки, платье, перчатки, веер, и батюшка Вареньки с белыми усами и бакенбардами. Очень много светлого.
Звуки польки, кадрили, вальса и мазурки вряд ли вызовут грустное настроение, тем более исполнялись они знаменитыми, хотя и крепостными музыкантами.
Далее Л.Н.Толстой использует приём антитезы – противопоставления.
По мере того как герой рассказа удаляется после бала от места его проведения, краски темнеют и становятся наконец чёрными: Иван Васильевич видит что-то чёрное, ему встречаются чёрные люди, на солдатах чёрные мундиры. Спина истязаемого татарина пёстрая, красная, мокрая. Общее впечатление цвета – что-то неестественное, страшное.
И музыка здесь совсем другая: нехорошая, жёсткая, неприятная, визгливая. Флейта не поёт, а свистит, барабаны бьют дробь. Слышатся крики, всхлипывания, гневный голос.
Всё это приводит Ивана Васильевича в такое состояние ужаса, что резко меняет его дальнейшую судьбу: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…», «любовь с этого дня пошла на убыль».
Билет № 29
1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»).
Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но находят свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют.
Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.
Каким показан в преданиях Пугачев? Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.
Каким показан Ермак? Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории».
Пугачева и Ермака народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Ермак также представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 2497.