Успешные завоевательные войны не только обогатили Рим материальными ценностями, но и позволили ему приобщиться к культурным достижениям других народов. Особенно велико и плодотворно оказалось влияние греческой культуры. Греческая мифология, философия, литература, театр находят живой отклик в римском обществе. Становится модным и даже необходимым знание греческого языка. Молодые люди едут в Грецию познавать глубины эллинской учености. В самом Риме переводятся на латинский язык произведения греческих поэтов, драматургов, ученых. Большой популярностью у высших слоев общества пользуются изыски греческой нравственной философии. Проповедуемые ею эвдемонизм, атараксия, установка на достижение духовного и физического совершенства весьма импонировали духу молодых завоевателей мира. Кружок Сципионов, один из самых известных и влиятельных в Риме, объединяет поклонников греческой культуры из самых знатных, аристократических семей. Однако не всем представителям римской элиты было по душе безоглядное эллинофильство. Защитники традиционных римских ценностей, такие, как знаменитый цензор Марк Порций Катон, активно боролись с распространившимся увлечением греческой образованностью, пытались вернуть соотечественников к строгим нормам староримской морали, порицали пришедшие с Востока роскошь и утонченный комфорт. Тем не менее, несмотря на консерватизм некоторой части общества, новые формы жизни, как частной, так и общественной, все более пробивали себе дорогу в Риме.
Основные даты:
264 г. — первый бой гладиаторов, устроенный в Риме, на Воловьем рынке, братьями Брутами.
240 г. — первая театральная постановка в Риме.
184 г. — выступления Катона против роскоши.
179 г. — сооружение в Риме первого каменного моста (так называемого Эмилиева).
144 г. — возведение акведука Марция.
Греческое влияние
Уже для раннего периода мы отмечали влияние греческой культуры на некоторые стороны римской жизни, но только со времени войны с Пирром и особенно с эпохи Пунических войн это влияние становится решающим. Оно проникает в Рим самыми разнообразными путями. Римляне вступали с греками в военные, дипломатические и деловые сношения. Они собственными глазами наблюдали изысканный быт богатых греков Южной Италии, Сицилии и Греции, столь далекий от грубой простоты римской жизни. Сокровища греческого искусства были массами вывезены в Италию в результате ограбления Сиракуз, Коринфа и других городов. В 167 г. Эмилий Павел привез в Рим прекрасную библиотеку царя Персея. Греки во множестве начинают появляться в римском обществе в качестве рабов, заложников и дипломатических представителей. Греческие актеры и переводчики пьес знакомят римлян с настоящим театром. Римские учителя, доктора, музыканты и другие представители «свободных профессий» почти без исключения были греками. Такие высококультурные люди, как Полибий или философ-стоик Посидоний, оказывали огромное влияние на римскую знать. Конечно, не все греческие и македонские заложники были широко образованными людьми, но их перебывало в Италии множество, и в целом их влияние было весьма значительным.
Итак, начиная с III в. идет быстрый процесс эллинизации римского быта и культуры, принимающий во II в. ярко выраженный характер. Знакомство с греческим языком, по-видимому, было довольно широко распространено среди нобилитета уже в начале III в. В 282 г. римский посол Постумий объяснялся с тарентийцами по-гречески, а в 280 г. посол Пирра Киней говорил в сенате без переводчика. Старшие анналисты Фабий Пиктор и Цинций Алимент писали свои произведения на греческом языке. Сам Катон, глубоко презиравший современных ему греков, изучал Фукидида и Демосфена. Сципионовская группа (сам Сципион Африканский, его брат, Лелий Старший, Фламинин, Фульвий Нобилиор, Эмилий Павел, Сципион Эмилиан, его друг Лелий Младший и многие другие) была страстной поклонницей греческой культуры. Эллинофильская политика римского сената в первой половине II в. в значительной степени объясняется греческими симпатиями его руководящего ядра. Эллинофильство римской знати часто вырождалось в смешную грекоманию. Луций Корнелий Сципион, когда ему воздвигли статую на Капитолии за победу над Антиохом, пожелал, чтобы его изобразили в греческом одеянии. Авл Постумий Альбин, член комиссии 10, которой было поручено устройство Греции как провинции, написал римскую историю на греческом языке.
Но греческие влияния не ограничивались только узким кругом нобилитета, а шли гораздо дальше. Греческие и восточные культы проникают в III— II вв. в самую гущу населения Италии. В 212 г. в разгар войны с Ганнибалом по распоряжению сената были установлены в Риме игры в честь Аполлона (ludi Apollinares) для того, чтобы этот бог отклонил от государства новые бедствия. Семь лет спустя из Малой Азии привезли фетиш Великой матери богов Кибелы в виде простого камня, построили фригийской богине храм на Палатине и вскоре учредили игры (ludi Megalenses). Это был первый случай официального признания в Риме восточных культов.
Однако иноземные верования с такой быстротой начали распространяться в Италии, что сенату пришлось принять суровые меры против тех из них, которые слишком резко противоречили добрым нравам. В 186 г. сенат издал специальное постановление против культа Диониса. Около 7 тыс. человек попали под суд на основании этого постановления и многие были приговорены к смертной казни. Спустя некоторое время было наказано еще 3 тыс. участников вакханалий.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.