Ø Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и особенности наследования. ПК-3, ПК-7
2. Понятие и значение наследственного права. ПК-3, ПК-7
3. Предмет, метод и принципы наследственного права. ПК-3, ПК-7
4. Понятие наследственного правоотношения. ПК-3, ПК-7
5. Субъекты наследственных правоотношений. ПК-3, ПК-7
6. Объекты наследственных правоотношений. ПК-3, ПК-7
7. Содержание прав и обязанностей участников наследственного правоотношения. ПК-3, ПК-7
8. Основания наследования. ПК-3, ПК-7
9. Основания устранения от наследования. ПК-3, ПК-7
10. Понятие и группы недостойных наследников. ПК-3, ПК-7
11. Порядок признания наследника недостойным. ПК-3, ПК-7
12. Понятие законодательства о наследовании. ПК-3, ПК-7
13. Понятие и система источников наследственного права. ПК-3, ПК-7
14. Понятие и основания открытия наследства. ПК-3, ПК-7
15. Время открытия наследства. ПК-3, ПК-7
16. Место открытия наследства. ПК-3, ПК-7
17. Соотношение понятий «призвание к наследству» и «принятие наследства». ПК-3, ПК-7
18. Порядок и сроки принятия наследства. ПК-3, ПК-7
19. Отказ от наследства: порядок оформления и юридические последствия. ПК-3, ПК-7
20. Понятие и формы завещания. ПК-3, ПК-7
21. Завещательный отказ и завещательное возложение. ПК-3, ПК-7
22. Обязательная доля. ПК-3, ПК-7
23. Понятие и значение исполнения завещания. ПК-3, ПК-7
24. Изменение и отмена составленного завещания. ПК-3, ПК-7
25. Недействительность завещания (оспоримое завещание, ничтожное завещание). ПК-3, ПК-7
26. Понятие наследования по завещанию. ПК-3, ПК-7
27. Понятие и линии родства, очередность наследования. ПК-3, ПК-7
28. Условия призвания иждивенцев наследодателя к наследованию. ПК-3, ПК-7
29. Порядок наследования усыновленными лицами и усыновителями. ПК-3, ПК-7
30. Права супруга при наследовании. ПК-3, ПК-7
31. Наследование выморочного имущества. ПК-3, ПК-7
32. Понятие ответственности наследников по долгам наследодателя. Основания наступления ответственности наследников по долгам наследодателя. ПК-3, ПК-7
33. Понятие охраны наследственного имущества. ПК-3, ПК-7
34. Основания для принятия мер к охране наследственного имущества. ПК-3, ПК-7
35. Значение и содержание акта описи наследственного имущества, порядок его совершения. ПК-3, ПК-7
36. Особенности производства описи наследственного имущества.ПК-7, ПК-4
37. Порядок передачи наследственного имущества на хранение. ПК-3, ПК-7
38. Порядок и особенности хранения отдельных видов имущества (денежных средств, валютных ценностей, оружия, объектов авторского и патентного права, государственных наград и т.д.). ПК-3, ПК-7
39. Права и обязанности хранителя наследственного имущества. ПК-3, ПК-7
40. Доверительное управление наследственным имуществом. ПК-3, ПК-7
41. Виды наследственного имущества, требующие доверительного управления. ПК-3, ПК-7
42. Расходы, связанные с доверительным управлением и хранением наследства, порядок их возмещения. ПК-37
43. Расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, порядок их возмещения.Пк-3
44. Понятие, виды и содержание свидетельства о праве на наследство. ПК-3, ПК-7
45. Порядок и сроки получения свидетельства о праве на наследство. ПК-3, ПК-7
46. Особенности наследования квартир, жилых домов и иных объектов недвижимого имущества. ПК-3, ПК-7
47. Особенности наследования ограниченно оборотоспособных вещей. ПК-3, ПК-7
48. Особенности наследования государственных наград, почетных и памятных знаков. ПК-3, ПК-7
49. Особенности наследования имущественных прав наследодателей в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах. ПК-3, ПК-7
50. Особенности наследования авторских и патентных прав. ПК-3, ПК-7
51. Особенности наследования прав на денежные средства во вкладах (на счетах) в банках. ПК-3, ПК-7
52. Особенности наследования имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства. ПК-3, ПК-7
53. Порядок и правила раздела наследственного имущества при наследовании по закону. ПК-3, ПК-7
54. Порядок и правила раздела наследственного имущества при наследовании по завещанию. ПК-3, ПК-7
Практическая часть (варианты задач)
Задача № 1
И.А. Панов, находившейся на излечении в больнице, обратился к дежурному врачу с просьбой заверить завещание следующего содержания: - Квартира передавалась дочери - Обязанности по кредитному договору, заключённому с АКБ «Звенигород», передавались сыну, проживающего в доме, купленному на полученные по данному кредитному договору средства; - Всё имущество, включая денежные средства, которые будут получены после заверения завещания, передаётся супруге. Дежурный врач, взяв завещание отказался его удостоверить, сославшись на не соответствие его текста закону.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Задача № 2
Дубова обратилась в районный суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства. В деле имеется справка о том, что истица проживала вместе с отцом до его смерти. При рассмотрении дела было установлено, что после смерти отца Дубова проживает по тому же адресу. Районный суд восстановил срок для принятия наследства.
Правомерно ли решение суда?
Задача № 3
В районный суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства обратилась Новожилова. В исковом заявлении она указала, что 18 марта умерла ее мать. Истица несколько месяцев находилась в тайге в геологической экспедиции и не смогла принять наследство в установленный срок, который истек 18 сентября. Районный суд принял решение, согласно которому Новожилова могла обратиться к нотариусу для оформления наследственных прав до 20 декабря.Правомерно ли решение суда?
Задача № 4
Гр. Петров 12.09.2003г. завещал гр. Иванову свое имущество, в том числе и свою квартиру. 29.10.2003г. Петров вступил в брак с гр. Сидоровой у которой есть 10 летняя дочь. Проживать они стали в квартире Петрова. 09.12.2003г. собираясь пойти погулять с собакой, а заодно снять с банкомата начисленную зарплату Петров умирает от сердечного приступа.
Имеет ли гр. Сидорова, беременная от Петрова, и ее дочь какие либо наследственные права?
Задача № 5
Гр. Петров составил завещание по всем правилам действующего законодательства. Обратился к нотариусу за удостоверением завещания. Все свое имущество Петров завещал своему родному брату. Нотариус был знаком с его женой и рассказал ей, что Петров завещал имущество своему брату, а не ей. Жена решила защитить свои, как она считала нарушенные данным завещанием интересы, и составила договор дарения со своей матерью. По данному договору она передавала в собственность матери машину «Волга» стоимостью 200 тыс. руб., акции на сумму 600 тыс. руб., дорогостоящую бытовую технику на сумму 300 тыс. руб., однокомнатную квартиру стоимостью 1млн. руб. Все данное имущество было приобретено супругами Петровыми во время брака и оформлено на имя жены.
Что нарушил нотариус? И как Петров может защитить свои права?
Задача № 6
Гр. Петров Ф. проживал с супругой Петровой Г. и его братом Петровым А. в г. Москве. 01.02.2003г. он умер. Петрова Г. не совершив юридических действий 01.03.2003г. уехала в деревню в Самарской обл. 29.09.2013г. Петрова Г. вернулась в г. Москва.
Имеет ли право Петров А. принять наследство, в течение какого срока?
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
А) Основная литература:
1. Наследственное право : учебник / под общ. ред. Р. А. Курбанова,О. В. Шведковой. — Москва : Проспект, 2016. — 192 с. /ЭБС Book.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.book.ru/book/919148
Потапова А.А. Наследственное право в схемах: учебное пособие/ А.А. Потапова. — Москва : Проспект, 2015. — 64 с. /ЭБС Book.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.book.ru/book/916201
Б) Дополнительная:
1. Наследственное право РоссииАв торы: Бегичев А.В. Москва: Логос, 2013 г. , 168 с. . [электронный ресурс] http://ibooks.ru
2. Гражданское право.Изд.4-е перераб. И доп. Под ред. М.М. Рассолова М:Юнити, 2011. [электронный ресурс] http://ibooks.ru
9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
-http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
-http://www.//window.edu.ru – Федеральный портал «Единое окно доступа к информационным ресурсам»;
-http://www.rusneb.ru – Национальная электронная библиотека;
-http://pravo.gov.ru – Официальный интернет- портал правовой информации;
б) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность/срок действия договора |
| www.ibooks.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет/ Договор № 25-05/17К на оказание услуг по предоставлению доступа к Электронно-библиотечной системе «Айбукс.ру/ibooks.ru», ООО «Айбукс», г. Санкт-Петербург c «15» апреля 2017г. по «14» апреля 2018г. |
| www.book.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) | Договор № 11247707 на оказание услуг по предоставлению доступа к Электронно-библиотечной системе «book.ru». ООО «КноРус медиа», г. Москва c «22» мая 2017г. по «31» мая 2018г. |
10. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
10.1. Общие методические рекомендации по освоению дисциплины «Наследственное право» для студентов направления 40.03.01 Юриспруденция
Успешное овладение содержанием дисциплины «Наследственное право» предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций.
Необходимо ориентироваться на приобретение профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования.
Следует внимательно изучить материалы, характеризующие дисциплину и определяющие целевую установку, а также рабочую программу дисциплины.
Следует ясно представлять цель освоения учебной дисциплины. Также необходимо уметь слушать и конспектировать лекции, на которых приводятся новейшие данные; систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия.
Необходимо готовиться и активно участвовать в интерактивных занятиях, требующих активной устной коммуникации, оцениваемой преподавателем.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки, реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации.
Основными видами учебной работы являются лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения полученных знаний в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Кроме того, важно пользоваться индивидуальными консультациями, которые осуществляет преподаватель непосредственно в процессе решения учебных задач, а также посредством электронной информационной образовательной среды Тверского института (филиала) МГЭУ.
Методические указания для обучающихся при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция – систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. В процессе лекций рекомендуется вести конспект, что позволит впоследствии вспомнить изученный учебный материал, дополнить содержание при самостоятельной работе с литературой, подготовиться к экзамену. Следует также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично, их целесообразно записывать. В конце лекции обучающиеся имеют возможность задать вопросы преподавателю по теме лекции.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с содержанием конспекта лекций, разделами учебников и учебных пособий, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях.
Успешное изучение курса требует активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Кроме того, нужно быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении, и выполнению разноуровневых заданий различного характера.
Обучающемуся необходимо регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по заданиям тестового контроля.
Для успешного обучения необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения дисциплины. Список основной литературы и источников предлагается в рабочей программе дисциплины.
При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
б) основная литература – учебники, учебные и учебно-методические пособия;
в) дополнительная литература – монографии, сборники научных статей, публикации в научных журналах;
г) справочная литература – энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие категориально-понятийный аппарат информатики и информационных технологий.
10.2.Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Наследственное право» для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Самостоятельная работа обучающихся направлена на самостоятельное изучение отдельных тем/вопросов учебной дисциплины. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, ее объем определяется учебным планом.
Самостоятельная работа обучающегося над усвоением учебного материала по дисциплине может выполняться в аудиториях для самостоятельной работы (читальном зале Университета, компьютерном классе), а также в домашних условиях. Содержание и количество самостоятельной работы обучающегося определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя.
Самостоятельная работа может включать:
1) работу с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций;
2) изучение учебной и научной литературы;
3) поиск (подбор) и обзор литературы, электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, написание доклада, исследовательской работы по заданной проблеме;
4) выполнение задания по пропущенной или плохо усвоенной теме;
5) подготовку к практическим и семинарским занятиям;
6) подготовка к зачету.
Работа с литературой
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме. Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления, в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода. Особое внимание обучающийся должен обратить на определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Необходимо составлять опорные конспекты.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 378.