Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине................................................................................... 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................................................................. 4

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.............................................. 5

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся......................................................................................... 5

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.......................................................................... 7

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.................................................................................................................................... 15

7. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ...................................................................................................... 16

7.1. Показатели и критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания........ 17

7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности................................................................................... 19

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины................................................................................................................................... 33

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины................................................................................................................... 33

10. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины.................... 34

10.1. Общие методические рекомендации по освоению дисциплины «Наследственное право» для студентов направления 40.03.01 Юриспруденция................................................................. 34

10.2.Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Наследственное право» для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция............ 35

11. Перечень информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем........................................................................................................................ 37

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.............................................................................................................. 38

13.   Средства адаптации образовательного процесса по дисциплине к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...................................... 41

 


 

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель изучения дисциплины «Наследственное право» - сформировать у обучающихся комплекса углубленных теоретических знаний и практических навыков в сфере проблем правового регулирования наследственных правоотношений, тенденций развития теоретической научной мысли и правоприменительной практики.

Задачи изучения дисциплины «Наследственное право»:

– освоение важнейших понятий и категорий, овладение правовой терминологией и выработка умения оперирования ею;

– развитие у обучающихся специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования наследственного регулирования общественных отношений с учетом современных реалий;

– изучение наследственного законодательства; систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, применение их при решении задач правового характера;

– формирование представлений о роли и месте наследственного права в системе российского права; предмете, методах и основных началах наследственного права; понятии и составе наследственного правоотношения; содержании прав и обязанностей участников наследственных правоотношений.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Наследственное право» направлен на формирование у студентов, обучающихся по программе высшего образования – программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», направленность (профиль) «Гражданско-правовой» профессиональных компетенции ПК-3, ПК-4, ПК-7.

 

Код и описание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине «Наследственное право»  

ПК-3

способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации всеми субъектами права

Знает: предмет, метод и принципы наследственного права
Умеет: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы
  Владеет: навыками юридической терминологии в сфере наследственного права

ПК - 4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с

законодательством Российской Федерации

Знает: основные нормативно-правовые акты, регулирующие наследственные правоотношения для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
Умеет: грамотно применять нормы нормативно-правовых актов в области наследственных правоотношений для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
Владеет: Навыками анализа действующего российского и зарубежного законодательства в области наследственного права для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации

 

ПК-7

владение навыками подготовки юридических документов

Знает: нормативно-правовые акты в области наследственного права
Умеет: грамотно применять нормы нормативно-правовых актов в области наследственных правоотношений
Владеет: навыками анализа действующего российского законодательства

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.В.04 «Наследственное право» реализуется в рамках вариативной части Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата.

Дисциплина «Наследственное право» является промежуточным этапом формирования компетенции ПК-3, ПК-4. ПК-7 в процессе освоения ОПОП, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении таких дисциплин как «Конституционное право», «Коммерческое право», «Правовое регулирование банковской деятельности», «Жилищное право», «Гражданское право», «Исполнительное производство», «Корпоративное право» и  предшествует изучению таких дисциплин, как «Актуальные проблемы гражданского права», «Охрана авторских, смежных и патентных прав в РФ», «Вещное право», «Страховое право», также формирующих данные компетенции. Дисциплина «Наследственное право» предшествует прохождению производственной, и преддипломной практик, также формирующих данные компетенции.

В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрен зачет в 7-м семестре, экзамен в 8-м семестре у обучающихся в очной форме обучения, экзамен в 9-м семестре у обучающихся в заочной форме обучения, в 9-м семестре зачет, экзамен в семестре А у обучающихся в очно-заочной форме обучения, который входит в общую трудоемкость дисциплины.

Итоговая оценка уровня сформированности компетенций ПК-3, ПК-4, ПК-7 определяется в период государственной итоговой аттестации.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины «Наследственное право» составляет 7 зачетных единиц (252 часа).

 


Форма обучения - очная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры 7 8 Контактная работа* всего, в том числе: 90 36 54 Лекции 36 18 18 Практические занятия (ПЗ) 54 18 36 Самостоятельная работа* (всего), 126 36 90 Промежуточная аттестация - зачет, экзамен 36 зачет 36 экзамен Общая трудоемкость 252 72 180

 

Форма обучения – заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр 9 Контактная работа* всего, в том числе (час.): 16 16 Лекции (Л)(час.) 8 8 Практические занятия (ПЗ)(час.) 8 8 Самостоятельная работа* (всего час.) 227 227 Контрольная работа (час.) 74 74 Конспектирование первоисточников (час.) 86 86 Решение задач, выполнение практических заданий на компьютере (час.) 67 67 Промежуточная аттестация  - экзамен 9 9 экзамен Общая трудоемкость 252 252

 

Форма обучения - очно-заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр

9 А
Контактная работа* всего, в том числе: 92 32 60
Лекции 36 16 20
Практические занятия (ПЗ) 56 16 40
Самостоятельная работа* (всего), 124 40 84
Промежуточная аттестация - экзамен, зачет 36 зачет 36 экзамен
Общая трудоемкость 252 72 180

 

* для обучающихся по индивидуальному учебному плану количество часов контактной и самостоятельной работы устанавливается индивидуальным учебным планом.[1]

 

Для студентов в очной, заочной и очно-заочной формах обучения дисциплина реализуется посредством контактной работы при проведении учебных занятий и включает проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а так же самостоятельной работы обучающихся. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу. На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения тем. 

При реализации дисциплины предусмотрена аудиторная контактная работа и внеаудиторная контактная работа, посредством электронной информационно-образовательной среды Тверского института (филиала) МГЭУ.

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

Тематический план для очной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

7-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 22 12 6/2* 6/2* 10 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 16 8 4/2* 4 8 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 18 8 4 4 10 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 16 8 4 4/2* 8 ПК-3, ПК-7
  Промежуточная аттестация -зачет +         ПК-3, ПК-4, ПК-7
  Всего за семестр: 72 36 18/4* 18/4* 36  

8-й семестр

 
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 31 11 4/2* 7/2* 20 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 31 11 4/2* 7/2* 20 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 31 11 4 7/2* 20 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 28 12 4 8/2* 16 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 23 9 2 7 14 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация - экзамен 36 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Всего за семестр: 180 54 18/4* 36/8* 90
Итого 252 90 36/8* 54/12* 126

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

 

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Очная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Практическое занятие Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
2 Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
3 Лекция Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
4 Практическое занятие Тема 4. Наследование по завещанию и наследование по закону Деловая игра «Составление»
5 Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
7 Лекция Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
8. Практическое занятие Тема 6. Меры охраны наследственного имущества групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
9 Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
10 Практическое занятие Тема 7.Расходы наследников при приобретении наследства видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)
11 Практическое занятие Тема 8. Оформление прав на наследство видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)

Тематический план для очно-заочной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

9-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 22 12 4/2* 4/2* 10 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 18 8 4/2* 4 10 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 16 6 4 4 10 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 16 6 4 4/2* 10 ПК-3, ПК-7
  Промежуточная аттестация - зачет +         ПК-3, ПК-4, ПК-7
  Всего за семестр: 72 32 16/4* 16/4* 40

А семестр

 

 
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 30 12 4/2* 8/2* 18 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 30 12 4/2* 8/2* 18 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 30 12 4 8/2* 18 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 29 13 4 8/2* 16 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 25 11 4 8 14 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация -экзамен 36 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Всего за семестр: 180 60 20/4* 40/8* 84
Итого 252 92 36/8* 56/12* 124

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Очно-заочная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Практическое занятие Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
2 Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
3 Лекция Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
4 Практическое занятие Тема 4. Наследование по завещанию и наследование по закону Деловая игра «Составление»
5 Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
7 Лекция Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
8. Практическое занятие Тема 6. Меры охраны наследственного имущества групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
9 Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
10 Практическое занятие Тема 7.Расходы наследников при приобретении наследства видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)
11 Практическое занятие Тема 8. Оформление прав на наследство видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)

 

Тематический план для заочной формы обучения

 

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

9-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 24 4/1* 2 2 20 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 30       30 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 22 2 2/1*   20 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 22 2   2 20 ПК-3, ПК-7
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 34 2 2/1*   32 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 28 4/1* 2 2 24 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 28 2   2 26 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 30       30 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 25       25 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация -экзамен 9 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Итого 252 16/2* 8/2* 8 227

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

 

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Заочная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний, обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
2. Практическое занятие Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения групповая дискуссия (обсуждение написанных студентами текстов по заданным проблемам с выявлением нарушений норм законодательства)
3. Практическое занятие Тема 3 Открытие наследства Деловая игра «Составление документов при открытии наследства»
4. Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
5. Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)

5.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам

Тема 3. Открытие наследства

Основания открытия наследства. Понятие «открытие наследства». Установление времени открытия наследства. Способы определения времени открытия наследства. Установление момента смерти гражданина. Понятие «состояние коммориентности». Документы, подтверждающие факт и день смерти гражданина. Значение точного определения времени открытия наследства. Место открытия наследства. Понятие «место жительства гражданина». Документы, подтверждающие факт регистрации наследодателя в месте его постоянного проживания. Понятие «принятие наследства» и «призвание к наследству», их соотношение. Основания призвания наследников к наследованию. Порядок и сроки принятия наследства. Принятие наследства по истечении установленного срока. Способы принятия наследства. Формы заявления о принятии наследства. Последствия принятия наследства. Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия). Право отказа от наследства. Правила совершения отказа от наследства. Запреты на отказ от наследства.

Вопрос на самостоятельное обучение: Порядок оформления отказа от наследства. Юридические последствия отказа от наследства.

 

Тема 8. Оформление прав на наследство

Понятие и содержание свидетельства о праве на наследство. Порядок и срок получения свидетельства о праве на наследство. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство. Место выдачи свидетельства о праве на наследство. Лица, управомоченные выдавать свидетельство о праве на наследство. Доказательства права наследников на получение свидетельства о праве на наследство. Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство, если в число наследников входят несовершеннолетние граждане. Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство при наследственной трансмиссии. Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство пережившему супругу. Выдача свидетельства о праве собственности на долю совместно нажитого с наследодателем имущества пережившему супругу.

Вопрос на самостоятельное обучение: Действия наследников при получении от нотариуса отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство*. Особенности получения свидетельства о праве на наследство представителем наследника

 

Оценка

«неудовлетворительно»/ «не зачтено»

Оценка «удовлетворительно»/ «зачтено»

Оценка

«хорошо»/ «зачтено»

Оценка «отлично»/ «зачтено»            

Оценочный лист результатов обучения по дисциплине

 

Код компетенции Знания Умения Навыки Уровень сформированности компетенции на данном этапе /    оценка
ПК-3        
ПК-4        
ПК-7        

Оценка по дисциплине

 

Оценка по дисциплине зависит от уровня сформированности компетенций, закрепленных за дисциплиной. Положительная оценка по дисциплине выставляется только в случае освоения всех компетенций закрепленных за дисциплиной и представляет собой среднее арифметическое от выставленных оценок по отдельным результатам обучения (знания, умения, навыки).

Оценка «отлично» выставляется по дисциплине, если усвоены все компетенции по дисциплине и среднее арифметическое оценок по всем компетенциям дисциплины находится в интервале от 4,5 до 5,0.

Оценка «хорошо» выставляется по дисциплине, если усвоены все компетенции по дисциплине и среднее арифметическое оценок по всем компетенциям дисциплины находится в интервале от 3,5 до 4,4.

Оценка «удовлетворительно» выставляется по дисциплине, если усвоены все компетенции по дисциплине и среднее арифметическое оценок по всем компетенциям дисциплины находится в интервале от 2,5 до 3,4.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не усвоена хотя бы одна компетенция по дисциплине, т. е. уровень ее сфомированности «недостаточный».

 

В дисциплинах вариативной части образовательной программы профильные компетенции считаются «блокирующими», т.е. в случае если одна из профессиональных компетенций, закрепленных за дисциплиной, сформирована на недостаточном уровне, по дисциплине выставляется оценка «неудовлетворительно» или «не зачтено».

7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности

 

Типовые задачи по дисциплине (тема №1- тема №9)

Задача № 1

У девушки отец осужден за убийство своей матери.его признали виновным. приговор пришел в силу. после гибели бабушки осталась 2х комнатная приватизированная квартира. нотариус пояснил, что девушка не имеет права на квартиру, так как отец потерял право на наследство, а сама она не наследница. других наследников нет.

Кому перейдет квартира?

Задача № 2

Муж и жена Арбузовы Александр и Ирина в совместном браке нажили общее имущество, состоящее из а/м стоимостью 170т.р., дачи стоимостью 130 т.р., 3-комнатной квартиры стоимостью 1млн 200 т.р. и денежного вклада в банке 400т.р. у жены от предыдущего брака есть дочь Катя 13 лет. кроме того, у Арбузовых есть совместные дети - сын Игорь 10лет и дочь Света 8 лет. В квартире Арбузовых с 04.01.2004г. проживал их общий знакомый инвалид 1группы Илюшин Д. Кроме того, Арбузов Александр в течение последних 5 лет регулярно помогал своей матери 52-х лет, лишенной в отношении него родительских прав, и не восстановленной в них. 10.11.2004г. возвращаясь вечером домой супруги попали в аварию и оба погибли 11.11.2004г.

Каким должен быть в этом случае порядок наследования? Кто будет призван к наследству умерших супругов? Будет ли мать Арбузова иметь право на получение наследства? Будет ли Илюшин Д. иметь право на наследство?

Задача № 3

В результате катастрофы скончался муж, через девять часов жена. Родственников у них не было, кроме дочери жены от первого брака.

Имеет ли эта дочь право на имущество отчима? Достанется ли этой дочери квартира, в которой проживали супруги, приватизированная ее матерью с согласия мужа?

Задача № 4

Гражданин Иванов Семен Семенович проживал в своем доме в п. Кедровый со своим внуком Петровым. Гр. Иванов умер 01.12.2002г., после чего его внук стал содержать его дом. Оплачивал коммунальные услуги, платил за аренду земельного участка, делал текущий ремонт за свой счет. Через год Петров решил уехать из поселка и решил продать дом. Он нашел покупателей и они вместе с Петровым обратились в регистрационную палату за оформлением договора. Однако им отказали в регистрации договора, сославшись на то, что дом не принадлежит Петрову. В конце 2003 года данный дом на основании свидетельства о праве на наследство был переоформлен на имя Иванова Петра Семеновича (брата Семена Семеновича).

Кто должен являться наследником дома, почему? Решите задачу.

Задача № 5

Гр. Иванов проживал с супругой и с дочерью. Других родственников у них не было. 03.11. 2015 г. Гр. Иванов и его супруга попали в автомобильную аварию, после чего умерли в больнице 04,11.2015 г. Дочь попросила нотариуса выдать ей свидетельство о праве на наследство, не дожидаясь окончания 6 месяцев, поскольку она хочет уехать из города как можно быстрее. Нотариус отказал в выдачи свидетельства.

Правомерен ли отказ нотариуса?

Задача № 6

Гр. Иванов завещал гр. Петрову 1000 (одну тысячу) обыкновенных (бездокументарных) акций ОАО «Заря». Гр. Иванов 13.04.2015 г. умер. 20.06.2000г. состоялось общее собрание акционеров ОАО «Заря» на котором было принято решение о реорганизации общества путем разделения на ОАО «Вега» и ОАО «Плутон». Петров, получив свидетельство о праве на наследство, обратился к реестродержателю ОАО «Заря», но там ему отказали в переоформлении лицевого счета, т.к. ОАО «Заря» уже прекратил свое существование.

Какие акции по наследству получил Петров? С какого момента гр. Петров стал полноправным владельцем акций? Решите задачу.

Типовые тестовые задания

1. В юридической литературе существует следующая концепция наследования:

А) наследование как юридическая фикция о посмертном продолжении власти домовладыки

Б) наследование как юридическое завершение права собственности

В) наследование как переход права собственности на наследство

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все

 

2. В развитии римского наследственного права в юридической литературе принято различать периоды:

А) цивильное наследование

Б) наследование по преторскому эдикту

В) наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству

Г) наследование по законодательству Юстиниана

Д) все, указ.в п. А и Г

 

3. Наследование по закону в римском праве

А) исторически возникло раньше наследования по завещанию

Б) исторически возникло позже наследования по завещанию

В) исторически возникло одновременно с наследованием по завещанию

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все

 

4. Указ о единонаследии («О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах») был издан

А) в 1712 году

Б) в 1714 году

В) в 1741 году

Г) в 1814 году

Д) в 1821 году

 

5. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР гражданам было предоставлено право завещать имущество государству и его органам, государственным учреждениям и предприятиям, партийным, профессиональным и иным общественным организациям

А) в 1928 году

Б) в 1930 году

В) в 1932 году

Г) в 1934 году

Д) в 1821 году

 

6. Институт обязательной доли в советском государстве был введен постановлением ВЦИК и СНК РСФСР

А) 28 мая 1928 года

Б) 10 июня 1930 года

В) 4 июля 1932 года

Г) 1 сентября 1937 года

Д) 12 октября 1821 года

 

7. Третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации вступила в силу

А) с 1 января 2002 года

Б) с 1 февраля 2002 года

В) с 1 марта 2002 года

Г) с 1 апреля 2002 года

Д) с 30 февраля 2002 года

 

8. Принципами регулирования наследственных отношений являются:

А) принцип универсальности наследственного правопреемства.

Б) принцип свободы завещания

В) принцип свободы принятия наследства

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

9. Принцип универсальности наследственного правопреемства означает, что

А) наследник вступает на место наследодателя не только в его правах, но и в его обязанностях

Б) наследник вступает на место наследодателя в его правах

В) наследник вступает на место наследодателя не только в его обязанностях

Г) наследник не вступает на место наследодателя в его правах

Д) все, указ. в п. А и Б

 

10. Наследственное право является

А) отраслью российского права

Б) подотраслью гражданского права

В) институтом гражданского права

Г) отраслью семейного права

Д) институтом семейного права

 

11. Наследственное право представляет собой

А) группу норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в отрасль гражданского права

Б) группу норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль

В) часть российского права

Г) институт гражданского права

Д) все, указ. в п. А и Б

 

12. Наследственное право - это

А) совокупность установленных государственных норм, регулирующих отношения, связанные с переходом имущества умершего к его наследникам и некоторым лицам (отказополучателям, кредиторам умершего)

Б) совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с переходом имущества умершего исключительно к его наследникам

В) совокупность установленных государственных норм, регулирующих отношения, связанные с переходом имущества умершего к отказополучателям и кредиторам умершего

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

13. При наследовании имущество умершего

А) переходит к его ближайшим родственникам

Б) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент

В) переходит к членам его семьи

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

14. К наследникам переходят

А) все права и обязанности наследодателя

Б) все права и обязанности наследодателя, кроме тех, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ и другими законами либо противоречит самой природе этих прав и обязанностей

В) все права наследодателя

Г) все обязанности наследодателя

Д) все, указ.в п. А-В

 

15. Наследование возможно по

А) завещанию и закону

Б) завещанию

В) закону

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

16. На первое место законодатель поставил

А) завещание

Б) наследование по закону

В) наследование по праву

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

17. Наследование осуществляется по закону, если

А) завещание отсутствует

Б) завещание отменено завещателем

В) завещание признано недействительным

Г) все, указ. в п. А и В

Д) все, указ.в п. А-В

 

18. В состав наследства входят

А) принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи,

Б) имущественные права и обязанности

В) принадлежащие супругу (супруге) наследодателя имущественные права

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

19. В наследство может быть включено только то имущество, которое

А) принадлежало наследодателю на законных основаниях на момент смерти

Б) принадлежало или будет принадлежать наследодателю на законных основаниях

В) принадлежало наследодателю и членам его семьи на законных основаниях

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

20. В наследственное имущество могут входить

А) только права наследодателя

Б) только обязанности наследодателя

В) права и обязанности наследодателя

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

21. Не входят в состав наследства

А) права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя

Б) права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается

В) личные неимущественные права и другие нематериальные блага

Г) все, указ.в п. А-В

Д) все, указ. в п. А и Б

 

22. Права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя - это

А) право на алименты

Б) право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

В) все, указ. в п. А и Б

 

23. Система наследственного права включает в себя основные элементы

А) принципы и институты

Б) принципы и нормы

В) принципы, институты и нормы

Г) институты и нормы

Д) все, указ.в п. А-В

 

24. Принципы наследственного права представляют собой

А) основные начала, в соответствии с которыми строится наследственное право как система правовых норм, а также осуществляется наследственно-правовое регулирование общественных отношений

Б) основные начала, в соответствии с которыми строится наследственное право как система правовых норм

В) основные начала, в соответствии с которыми осуществляется наследственно-правовое регулирование общественных отношений

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

25. К принципам наследственного права можно отнести следующие:

А) принцип универсальности наследственного правопреемства и свободы завещания

Б) принцип обеспечения прав и законных интересов необходимых наследников и принцип учета не только действительной, но и предполагаемой воли наследодателя

В) принцип дозволительной направленности и диспозитивности и принцип охраны основ правопорядка и нравственности, интересов наследодателя, наследников, иных физических и юридических лиц в отношения по наследованию

Г) принцип охраны самого наследства

Д) все, указ.в п. А-Г

 

26. Наследодатель – это

А) лицо, после смерти которого осуществляется правопреемство

Б) лицо, обладающее имуществом

В) лицо, после смерти которого остались непогашенные долги

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

27. Наследодателями могут быть

А) государство и граждане

Б) любые граждане

В) граждане, состоящие в браке

Г) государство

Д) все, указ.в п. А-В

 

28. Наследник – это

А) лицо, которое призывается к наследованию в связи со смертью наследодателя

Б) супруг и дети наследодателя

В) родственник наследодателя

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

29. В качестве наследника может выступать

А) любой субъект гражданского права

Б) специальный субъект гражданского права

В) государство

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

30. Все граждане могут быть наследниками

А) с момента рождения и до наступления смерти

Б) с момента рождения

В) с их согласия

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

31. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, лица, признанные судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия

А) имеют право наследования

Б) не имеют право наследования

В) обязаны принять наследство в случае открытия последнего

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

32. Лица, еще не родившиеся ко дню открытия наследства, - это

А) лица, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после его смерти

Б) лица, зачатые при жизни наследодателя

В) лица, родившиеся живыми после смерти наследодателя

Г) лица, зачатые родившиеся живыми после смерти наследодателя

Д) все, указ.в п. А-В

 

33. Если нотариусу становится известно, что к наследованию будет призван ребенок, зачатый при жизни наследодателя, он

А) не приостанавливает выдачу свидетельства о праве на наследство до момента рождения ребенка

Б) приостанавливает выдачу свидетельства о праве на наследство до момента рождения ребенка

В) вправе приостановить выдачу свидетельства о праве на наследство до момента рождения ребенка

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

34. Юридические лица призываются к наследованию при наличии условий:

А) наследодатель оставил завещание на конкретное юридическое лицо

Б) юридическое лицо существует на день открытия наследства

В) все, указ. в п. А и Б

Г) все, указ. в п. А и В

Д) все, указ.в п. А-В

 

35. Если юридическое лицо, которому наследодатель завещал имущество, ликвидировано

А) завещание не принимается во внимание нотариусом, и имущество наследуется по закону

Б) принимается во внимание завещание

В) имущество наследуется по закону

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

36. Открытие наследства

А) является юридическим фактом, с которым связано возникновение наследственных правоотношений

Б) является правовым фактом, с которым связано возникновение наследственных правоотношений

В) является объективным фактом, с которым связано возникновение наследственных правоотношений

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

37. Юридическим фактом открытия наследства признается:

А) смерть гражданина

Б) объявление судом гражданина умершим

В) все, указ. в п. А и Б

Г) все, указ. в п. А и В

Д) все, указ.в п. А-В

 

38. Временем открытия наследства является

А) день физической смерти гражданина, после чего возникают взаимные правоотношения наследников (как по завещанию, так и по закону) по поводу имущества наследодателя

Б) час физической смерти гражданина, после чего возникают взаимные правоотношения наследников

В) календарный месяц физической смерти гражданина, после чего возникают взаимные правоотношения наследников

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

39. Для определения времени открытия наследства имеет значение

А) час физической смерти наследодателя

Б) только день, а не час физической смерти наследодателя

В) только день

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

40. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является

А) день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим

Б) день такого объявления

В) день провозглашения решения суда об объявлении гражданина умершим

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

41. Когда днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, днем открытия наследства является

А) день смерти, указанный нотариусом

Б) день смерти, указанный в решении суда

В) день смерти, указанный его родственниками

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

42. Гражданин может быть объявлен умершим

А) только судом

Б) судом или самими родственниками умершего

В) самими родственниками умершего

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

43. Место открытия наследства определяет

А) законодательство той или иной страны для тех или иных наследственных отношений

Б) место нотариального оформления наследственных прав наследников при отсутствии спора между ними

В) применение тех или иных мер по охране самого наследства

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

44. Завещание должно быть

А) составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом

Б) внесено в реестр нотариальных действий, проверена его законность, проставлена удостоверительная надпись с реквизитами нотариуса, именная гербовая печать, взыскан тариф

В) все, указ. в п. А и Б

Г) все, указ. в п. А и В

Д) все, указ.в п. А-В

 

45. В завещании должны быть указаны

А) фамилия, имя, отчество завещателя

Б) место жительства завещателя

В) содержание завещательных распоряжений

Г) полное наименование наследника

Д) все, указ.в п. А-В

 

46. Завещание составляется

А) в свободной форме

Б) в строго определенной форме

В) под диктовку нотариуса

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

47. В завещательном распоряжении указываются:

А) место и дата его совершения;

Б) местожительство завещателя;

В) имена, отчества, фамилии граждан, полное наименование и местонахождение юридического лица, которым завещается вклад

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

48. Закрытое завещание

А) завещатель вправе совершить, не предоставляя другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием

Б) завещатель вправе совершить, предоставляя другим лицам, в том числе нотариусу, возможность ознакомиться с его содержанием

В) завещатель вправе совершить, предоставляя при этом нотариусу возможность ознакомиться с его содержанием

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

49. Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону

А) исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности

Б) исполнение за счет имущества наследника какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности

В) исполнение за счет наследства какой-либо обязанности неимущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

50. При совершении действий по охране наследственного имущества нотариус должен:

А) установить место открытия наследства

Б) наличие имущества, его состав

В) местонахождение имущества (наследственной массы)

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

51. Если нотариусу стало известно, что у умершего имеются наследники, местонахождение которых удалось установить, он

А) должен известить их об открывшемся наследстве и о предстоящей описи наследственного имущества

Б) истребовать от должностных лиц медицинских и иных учреждений свидетельство о смерти

В) должен уточнить, были ли приняты предварительные меры к охране оставшегося имущества, если были, то кем, было ли опечатано помещение с имуществом умершего, где (у каких лиц) находятся ключи от этого помещения

Г) все, указ. в п. А и Б

Д) все, указ.в п. А-В

 

52. Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследства наследниками, а если оно ими не принято – до истечения

А) трех месяцев со дня открытия наследства

Б) шести месяцев со дня открытия наследства

В) девяти месяцев со дня открытия наследства

Г) десяти месяцев со дня открытия наследства

Д) все, указ.в п. А-В

 

53. Мероприятия по охране наследства могут продолжаться и после оговоренного в законе срока, если

А) нотариусу поступит заявление о согласии принять наследство от лиц, для которых право наследования возникает в случае непринятия наследства другими наследниками

Б) до истечения установленного законом срока для принятия наследства окажется менее трех месяцев

В) до истечения установленного законом срока для принятия наследства окажется менее месяца

Г) все, указ. в п. А и В

Д) все, указ. в п. А и Б

 

Примерный комплект заданий для промежуточной аттестации успеваемости

Ø Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и значение наследования. ПК-3, ПК-7

2. Понятие российского наследственного права. ПК-3, ПК-7

3. Источники наследственного права. ПК-3, ПК-7

4. Особенности наследственного правоотношения (понятие, структура, основания возникновения). ПК-3, ПК-4

5. Основания (виды) наследования. Открытие наследства, время и место. ПК-3, ПК-7

6. Субъекты наследственного правопреемства (наследники). ПК-3, ПК-7

7. Недостойные наследники. ПК-3, ПК-7

8. Объекты наследственного преемства. Наследственная масса. ПК-3, ПК-7

9. Призвание к наследованию по закону. ПК-3, ПК-7

10. Круг наследников по закону, очередность призвания наследников к наследованию. ПК-3, ПК-7

11. Наследование по праву представления. ПК-3, ПК-7

12. Доли наследников по закону в наследственном имуществе. Наследование предметов обычной домашней обстановки и обихода. ПК-3, ПК-7

13. Наследование усыновленными и усыновителями. ПК-3, ПК-7

14. Наследование по закону нетрудоспособными иждивенцами. ПК-3, ПК-7

15. Понятие обязательной доли и круг наследников, имеющих права на обязательную долю в наследстве. ПК-3, ПК-7

16. Правила расчета и выдела обязательной доли в наследстве. ПК-3

17. Завещание как односторонняя сделка. Свобода завещания. ПК-3, ПК-7

18. Тайна завещания. Толкование завещания. ПК-3, ПК-7

19. Форма и порядок совершения завещания. ПК-3, ПК-7

20. Функции свидетелей и рукоприкладчиков при составлении завещаний. Предъявляемые к ним требования. ПК-3, ПК-7

21. Порядок нотариального удостоверения завещаний. ПК-3, ПК-7

22. Завещания, приравненные к нотариальным. ПК-3, ПК-7

23. Закрытое завещание. ПК-3, ПК-7

24. Завещание в чрезвычайных обстоятельствах.

25. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках. ПК-3, ПК-7

26. Отмена и изменение завещания. Недействительность завещания. ПК-3, ПК-7

27. Завещательный отказ, возложение. ПК-3, ПК-7

28. Подназначение наследника. Назначение душеприказчика и его полномочия. ПК-3, ПК-7

29. Наследование имущества государством. ПК-3, ПК-7

30. Понятие и способы принятия наследства. ПК-3, ПК-7

31. Срок принятия наследства. Принятие наследства после истечения установленного срока. ПК-3, ПК-7

32. Переход права на принятие наследства к другим лицам (наследственная трансмиссия). ПК-3, ПК-7

33. Отказ от наследства. ПК-3, ПК-7

34. Приращение наследственных долей. ПК-3, ПК-7

35. Оформление наследства. Свидетельство о праве на наследство. ПК-3, ПК-7

36. Раздел наследственного имущества. ПК-3, ПК-7

37. Преимущественные права отдельных наследников при разделе наследства. ПК-3, ПК-7

38. Охрана наследства и управление им. ПК-3, ПК-7

39. Правила составления описи наследственного имущества. ПК-3, ПК-7

40. Возмещение расходов, связанных с наследованием. ПК-3, ПК-7

41. Ответственность наследника по долгам наследователя. ПК-7, ПК-4

42. Наследование прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах. ПК-7, ПК-4

43. Наследование предприятия и имущества члена крестьянского хозяйства. ПК-7, ПК-4

44. Наследование земельных участков. ПК-3, ПК-7

45. Наследование иных отдельных видов имущества. ПК-3, ПК-7

Ø Структура экзаменационного билета:

1. Теоретический вопрос.

Работа с литературой

Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме. Изучая материал по учебной книге (учебнику, учебному пособию, монографии, и др.), следует переходить к следующему вопросу только после полного уяснения предыдущего, фиксируя выводы и вычисления, в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода. Особое внимание обучающийся должен обратить на определение основных понятий курса. Надо подробно разбирать примеры, которые поясняют определения. Необходимо составлять опорные конспекты.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине................................................................................... 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................................................................. 4

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.............................................. 5

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся......................................................................................... 5

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.......................................................................... 7

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.................................................................................................................................... 15

7. Оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ...................................................................................................... 16

7.1. Показатели и критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания........ 17

7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности................................................................................... 19

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины................................................................................................................................... 33

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины................................................................................................................... 33

10. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины.................... 34

10.1. Общие методические рекомендации по освоению дисциплины «Наследственное право» для студентов направления 40.03.01 Юриспруденция................................................................. 34

10.2.Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Наследственное право» для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция............ 35

11. Перечень информационных технологий используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем........................................................................................................................ 37

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.............................................................................................................. 38

13.   Средства адаптации образовательного процесса по дисциплине к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...................................... 41

 


 

 

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Цель изучения дисциплины «Наследственное право» - сформировать у обучающихся комплекса углубленных теоретических знаний и практических навыков в сфере проблем правового регулирования наследственных правоотношений, тенденций развития теоретической научной мысли и правоприменительной практики.

Задачи изучения дисциплины «Наследственное право»:

– освоение важнейших понятий и категорий, овладение правовой терминологией и выработка умения оперирования ею;

– развитие у обучающихся специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования наследственного регулирования общественных отношений с учетом современных реалий;

– изучение наследственного законодательства; систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, применение их при решении задач правового характера;

– формирование представлений о роли и месте наследственного права в системе российского права; предмете, методах и основных началах наследственного права; понятии и составе наследственного правоотношения; содержании прав и обязанностей участников наследственных правоотношений.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины «Наследственное право» направлен на формирование у студентов, обучающихся по программе высшего образования – программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», направленность (профиль) «Гражданско-правовой» профессиональных компетенции ПК-3, ПК-4, ПК-7.

 

Код и описание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине «Наследственное право»  

ПК-3

способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации всеми субъектами права

Знает: предмет, метод и принципы наследственного права
Умеет: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы
  Владеет: навыками юридической терминологии в сфере наследственного права

ПК - 4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с

законодательством Российской Федерации

Знает: основные нормативно-правовые акты, регулирующие наследственные правоотношения для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
Умеет: грамотно применять нормы нормативно-правовых актов в области наследственных правоотношений для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
Владеет: Навыками анализа действующего российского и зарубежного законодательства в области наследственного права для принятия решения и совершения юридических действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации

 

ПК-7

владение навыками подготовки юридических документов

Знает: нормативно-правовые акты в области наследственного права
Умеет: грамотно применять нормы нормативно-правовых актов в области наследственных правоотношений
Владеет: навыками анализа действующего российского законодательства

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.В.04 «Наследственное право» реализуется в рамках вариативной части Блока I «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата.

Дисциплина «Наследственное право» является промежуточным этапом формирования компетенции ПК-3, ПК-4. ПК-7 в процессе освоения ОПОП, основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении таких дисциплин как «Конституционное право», «Коммерческое право», «Правовое регулирование банковской деятельности», «Жилищное право», «Гражданское право», «Исполнительное производство», «Корпоративное право» и  предшествует изучению таких дисциплин, как «Актуальные проблемы гражданского права», «Охрана авторских, смежных и патентных прав в РФ», «Вещное право», «Страховое право», также формирующих данные компетенции. Дисциплина «Наследственное право» предшествует прохождению производственной, и преддипломной практик, также формирующих данные компетенции.

В качестве промежуточной аттестации по дисциплине предусмотрен зачет в 7-м семестре, экзамен в 8-м семестре у обучающихся в очной форме обучения, экзамен в 9-м семестре у обучающихся в заочной форме обучения, в 9-м семестре зачет, экзамен в семестре А у обучающихся в очно-заочной форме обучения, который входит в общую трудоемкость дисциплины.

Итоговая оценка уровня сформированности компетенций ПК-3, ПК-4, ПК-7 определяется в период государственной итоговой аттестации.

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебной работы) и на самостоятельную работу обучающихся

Согласно учебным планам общая трудоемкость дисциплины «Наследственное право» составляет 7 зачетных единиц (252 часа).

 


Форма обучения - очная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры 7 8 Контактная работа* всего, в том числе: 90 36 54 Лекции 36 18 18 Практические занятия (ПЗ) 54 18 36 Самостоятельная работа* (всего), 126 36 90 Промежуточная аттестация - зачет, экзамен 36 зачет 36 экзамен Общая трудоемкость 252 72 180

 

Форма обучения – заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр 9 Контактная работа* всего, в том числе (час.): 16 16 Лекции (Л)(час.) 8 8 Практические занятия (ПЗ)(час.) 8 8 Самостоятельная работа* (всего час.) 227 227 Контрольная работа (час.) 74 74 Конспектирование первоисточников (час.) 86 86 Решение задач, выполнение практических заданий на компьютере (час.) 67 67 Промежуточная аттестация  - экзамен 9 9 экзамен Общая трудоемкость 252 252

 

Форма обучения - очно-заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр

9 А
Контактная работа* всего, в том числе: 92 32 60
Лекции 36 16 20
Практические занятия (ПЗ) 56 16 40
Самостоятельная работа* (всего), 124 40 84
Промежуточная аттестация - экзамен, зачет 36 зачет 36 экзамен
Общая трудоемкость 252 72 180

 

* для обучающихся по индивидуальному учебному плану количество часов контактной и самостоятельной работы устанавливается индивидуальным учебным планом.[1]

 

Для студентов в очной, заочной и очно-заочной формах обучения дисциплина реализуется посредством контактной работы при проведении учебных занятий и включает проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а так же самостоятельной работы обучающихся. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу. На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения тем. 

При реализации дисциплины предусмотрена аудиторная контактная работа и внеаудиторная контактная работа, посредством электронной информационно-образовательной среды Тверского института (филиала) МГЭУ.

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

5.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

Тематический план для очной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

7-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 22 12 6/2* 6/2* 10 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 16 8 4/2* 4 8 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 18 8 4 4 10 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 16 8 4 4/2* 8 ПК-3, ПК-7
  Промежуточная аттестация -зачет +         ПК-3, ПК-4, ПК-7
  Всего за семестр: 72 36 18/4* 18/4* 36  

8-й семестр

 
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 31 11 4/2* 7/2* 20 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 31 11 4/2* 7/2* 20 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 31 11 4 7/2* 20 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 28 12 4 8/2* 16 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 23 9 2 7 14 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация - экзамен 36 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Всего за семестр: 180 54 18/4* 36/8* 90
Итого 252 90 36/8* 54/12* 126

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

 

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Очная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Практическое занятие Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
2 Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
3 Лекция Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
4 Практическое занятие Тема 4. Наследование по завещанию и наследование по закону Деловая игра «Составление»
5 Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
7 Лекция Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
8. Практическое занятие Тема 6. Меры охраны наследственного имущества групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
9 Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
10 Практическое занятие Тема 7.Расходы наследников при приобретении наследства видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)
11 Практическое занятие Тема 8. Оформление прав на наследство видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)

Тематический план для очно-заочной формы обучения

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

9-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 22 12 4/2* 4/2* 10 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 18 8 4/2* 4 10 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 16 6 4 4 10 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 16 6 4 4/2* 10 ПК-3, ПК-7
  Промежуточная аттестация - зачет +         ПК-3, ПК-4, ПК-7
  Всего за семестр: 72 32 16/4* 16/4* 40

А семестр

 

 
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 30 12 4/2* 8/2* 18 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 30 12 4/2* 8/2* 18 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 30 12 4 8/2* 18 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 29 13 4 8/2* 16 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 25 11 4 8 14 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация -экзамен 36 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Всего за семестр: 180 60 20/4* 40/8* 84
Итого 252 92 36/8* 56/12* 124

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Очно-заочная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Практическое занятие Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
2 Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
3 Лекция Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
4 Практическое занятие Тема 4. Наследование по завещанию и наследование по закону Деловая игра «Составление»
5 Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
7 Лекция Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
8. Практическое занятие Тема 6. Меры охраны наследственного имущества групповая дискуссия (Разбор конкретной ситуации по переходу права собственности посредством наследования)
9 Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
10 Практическое занятие Тема 7.Расходы наследников при приобретении наследства видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)
11 Практическое занятие Тема 8. Оформление прав на наследство видео-практикум (поэтапный просмотр кафедральных видео-разработок с последующим обсуждением типичных ошибок действующих лиц)

 

Тематический план для заочной формы обучения

 

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

аудиторных часов

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые компетенции

лекции практические занятия

9-й семестр

 
1 Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права 24 4/1* 2 2 20 ПК-3, ПК-7
2 Источники наследственного права и наследственные правоотношения 30       30 ПК-3, ПК-4
3 Открытие наследства 22 2 2/1*   20 ПК-3, ПК-7
4 Наследование по завещанию и наследование по закону 22 2   2 20 ПК-3, ПК-7
5 Ответственность наследников по долгам наследодателя 34 2 2/1*   32 ПК-7, ПК-4
6 Меры охраны наследственного имущества 28 4/1* 2 2 24 ПК-3
7 Расходы наследников при приобретении наследства 28 2   2 26 ПК-3
8 Оформление прав на наследство 30       30 ПК-3, ПК-7
9 Наследование отдельных видов имущества. Раздел наследственного имущества 25       25 ПК-3, ПК-7
Промежуточная аттестация -экзамен 9 ПК-3, ПК-4, ПК-7
Итого 252 16/2* 8/2* 8 227

* часы занятий, проводимые в активной и интерактивной форме

 

Формы учебных занятий с использованием активных и интерактивных

Технологий обучения

Заочная форма

Наименование разделов (тем), в которых используются активные и/или интерактивные образовательные технологии Образовательные технологии
1. Лекция Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний, обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)
2. Практическое занятие Тема 2. Источники наследственного права и наследственные правоотношения групповая дискуссия (обсуждение написанных студентами текстов по заданным проблемам с выявлением нарушений норм законодательства)
3. Практическое занятие Тема 3 Открытие наследства Деловая игра «Составление документов при открытии наследства»
4. Практическое занятие Тема 5. Ответственность наследников по долгам наследодателя Ролевая игра «Претензии кредиторов»
5. Лекция Тема 6. Меры охраны наследственного имущества лекция-беседа (диалог со студентами в ходе изложения материала, предполагающий актуализация прежних знаний обучающихся и побуждающий к самостоятельному размышлению)

5.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам

Тема 1. Понятие, система и функции наследственного права. История развития наследственного права

Понятие и особенности наследования. Понятие наследства. Понятие и значение наследственного права. Предмет, метод, принципы наследственного права. Понятие наследственного правоотношения. Субъекты наследственных правоотношений. Объекты наследственных правоотношений. Содержание прав и обязанностей участников наследственного правоотношения до и после открытия наследства, после приобретения наследства. Основания наследования. Основания устранения от наследования. Понятие и группы недостойных наследников. Порядок признания наследника недостойным.

 

Вопрос на самостоятельное обучение: История возникновения и развития наследственного права.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.