Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации, учета, анализа и оценки.
Классификационная группа затрат:
1) по целевому назначению: на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством;
2) по виду затрат: производительные; непроизводительные;
3) по методу определения: прямые; косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. Косвенные затраты – по тому или иному принятому признаку.
4) по возможности учета: поддающиеся прямому учету; не поддающиеся прямому учету; которые экономически нецелесообразно учитывать;
5) по стадиям жизненного цикла продукции: на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции;
6) по отношению к производственному процессу: на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства;
7) по виду учета: оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой;
8) по экономическому характеру затрат: текущие; единовременные;
9) по возможности оценки: планируемые; фактические;
10) по характеру структурирования: по предприятию; по производству; по видам продукции;
11) по объектам формирования и учета: продукция; процессы; услуги;
12) по экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и к единовременным. К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.). К единовременным следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. Как и амортизация, эти затраты должны переносить свою стоимость на готовую продукцию по частям. Единовременными являются и затраты на приобретение патентов и оформление товарных знаков, которые включаются в состав нематериальных активов, а также затраты на проведение маркетинговых исследований.
Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.
К производительным могут быть отнесены все затраты, при помощи которых достигается обеспечение и улучшения управления качеством на предприятии.
Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления.
В сегодняшней практике затраты на качество подразделяются на две категории. Во-первых, это затраты, характеризующие попытки обеспечить и гарантировать должный уровень качества продукции, т.е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, это затраты, связанные с восстановлением качества, т.е. затраты на несоответствие качеству.
Первые, в свою очередь, делятся на затраты, связанные с предупреждением дефектов и затраты, связанные с оценкой и контролем продукции. Вторая категория предполагает деление на затраты из-за внешних и внутренних отказов.
Представим перечень затрат, которые могут быть отнесены к категории «соответствие по качеству».
1. Затраты на предупреждение дефектов включают:
– планирование системы качества;
– преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта;
– разработку и конструирование измерительного и испытательного оборудования;
– анализ качества и проверку конструкции;
– проверку и техническое обслуживание оборудования для измерений и испытаний;
– проверку и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества;
– гарантии поставщиков, оценку потенциальных поставщиков и техническую поддержку поставщиков;
– подготовку кадров в области качества;
– аудит системы качества;
– программы улучшения качества, наблюдение и составление отчёта, включая сбор и анализ данных;
– анализ приобретений и доклад о характеристиках качества;
– программы по совершенствованию качества.
2. Затраты на оценку и контроль:
– предпроизводственная проверка (заработная плата проверяющих, затраты на материалы, необходимые для проверки и т.д.);
– выбор способа контроля;
– проведение лабораторных приёмных испытаний;
– контроль и испытания;
– контрольное и испытательное оборудование;
– материалы, необходимые для осуществления контроля и оценки (затраты на контроль и испытания сырья и материалов);
– анализ и отчёт о результатах испытаний и контроля;
– проверка на работоспособность;
– оценка складских запасов;
– инвентаризация складирования.
3. Затраты, связанные с внутренними отказами:
– брак (включая стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества);
– отказы у дилеров;
– снижения уровня качества (включая определение причин возникших несоответствий требований по качеству);
– простои;
– повторные испытания и контроль;
– поиск и устранение неисправностей, анализ дефектов или отказов.
4. Затраты, связанные с внешними отказами:
– жалобы (исследование причин возникновения жалоб, восстановление
удовлетворённости потребителя, юридические споры и выплата компенсаций);
– гарантийный возврат (замена или ремонт неудовлетворительной продукции, затраты сервисных служб);
– продукция, возвращённая потребителями;
– уступки;
– потери продаж;
– расходы на отзыв продукции;
– ответственность за продукцию.
В действительности очень сложно исключить затраты на качество. Можно и нужно стремиться к минимизации затрат. Но не все затраты на качество следует минимизировать. Так, затраты, связанные с предупреждением дефектов, являются необходимыми, так как позволяют сокращать другие группы затрат. Примером может служить подготовка персонала по вопросам качества. Если руководство не жалеет денег на данную статью затрат, то чаще всего затраты на внутренние и внешние отказы сокращаются. К затратам, которые можно и необходимо избегать, относятся:
– неиспользованные материалы;
– доработка или переработка дефектов;
– задержки, лишнее производственное время, вызванные дефектной продукцией;
– дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного процента дефектов;
– риски, в том числе по гарантийным обязательствам;
– потери продаж, связанные с неудовлетворённостью потребителя.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.