Уровни освоения компетенции | Знает | Умеет | Владеет | Средства оценивания |
Пороговый уровень | Основы первой медицинской помощи | В теории и на практике применять знания о методах защиты при чрезвычайных ситуациях | Основными методами защиты в условиях чрезвычайной ситуации | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен |
Средний уровень | Основы первой медицинской помощи, методы защиты при чрезвычайных ситуациях | В теории и на практике применять знания о методах защиты при чрезвычайных ситуациях, оказать первую доврачебную медицинскую помощь | Основными методами защиты в условиях чрезвычайной ситуации, основными приемами медицинской помощи, | Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен |
Продвинутый уровень | Основы первой медицинской помощи, методы защиты при чрезвычайных ситуациях, алгоритм действий при различных чрезвычайных ситуациях | В теории и на практике применять знания о методах защиты при чрезвычайных ситуациях, оказать первую доврачебную медицинскую помощь при травмах и других непредвиденных чрезвычайных ситуациях | Основными методами защиты в условиях чрезвычайной ситуации, основными приемами медицинской помощи, алгоритмом действия при различных чрезвычайных ситуациях | Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен. |
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ разде ла | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Введение в экологию | Предмет и задачи экологии. Краткий обзор истории развития экологии. Основные концепции экологии. Структура и функции экосистем | ДЗ,К |
2 | Экологические системы | Биогеохимические круговороты. Организация на уровне сообщества. Организация на популяционном уровне. Основные законы и принципы экологии. | Т,К |
3 | Учение о биосфере | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговороты веществ в биосфере. Большой и матый круговороты. Роль автотрофных организмов в формировании биосферы. Биоценозы и биогеоценозы. Состав биогеоценоза. Роль человека в биосферных процессах. | К,РК |
4 | Антропогенные воздействия на биосферу | Основные виды антропогенных воздействий на биосферу Антропогенное воздействие на атмосферу Антропогенное воздействие на гидросферу Антропогенное воздействие на литосферу Физическое воздействие на биосферу | Т,К |
5 | Охрана окружающей среды. Экологическая защита | Взаимодействие природы и общества на современном этапе. Экологический кризис и пути выхода из него. Инженерная экологическая защита | К,РК |
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.
4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы
заочная форма обучения
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
1 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | 108 | 108 |
Аудиторная работа: | 18 | 18 |
Лекции (Л) | 6 | 6 |
Практические занятия (ПЗ) | 4 | 4 |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
КСР | 8 | 8 |
Самостоятельная работа: | 86 | 86 |
Самостоятельное изучение разделов | 45 | 45 |
Контрольная работа (К)2 | 1 | 1 |
Самоподготовка (проработка и повторение | ||
лекционного материала и материала учебников и | ||
учебных пособий, подготовка к лабораторным и | 30 | 30 |
практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному | ||
контролю и т.д.) | ||
Подготовка и сдача зачета | 10 | 10 |
Вид итогового контроля: зачет |
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
5 | 8,9 | Охрана окружающей среды. Экологическая защита | 4 |
4.3 Практические занятия (семинары)
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | 1 | Введение в экологию | 2 |
2 | 2 | Экологические системы | 2 |
3 | 3 | Учение о биосфере | 2 |
4 | 4,5,6,7 | Антропогенные воздействия на биосферу | 8 |
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол- во часов |
1 | 2 | 3 |
2. | Основы фактериальной экологии (аутэкологии) | 9 |
2. | Экология популяций (демэкология) | 11 |
3. | Экология сообществ и экосистем (синэкология) | 12 |
4. | Место человечества в биосфере | 8 |
4. | Здоровье человека и среды обитания | 8 |
5. | Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования | 6 |
5. | Экология урбанизированных территорий | 6 |
5. | Порядок обращения с крупнотоннажными отходами | 6 |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
ПР | Выступление студентов с докладами с видео-презентацией | 18 | |
Итого: | 18 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Подготовка к семинарским и практическим занятиям Семинарские занятия - одна из важнейших форм учебного процесса. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в предмете невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы, т.к. помогают выработать собственное понимание сущности рассматриваемых вопросов.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по исследованию систем управления, рекомендуемая к каждому занятию.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотрам текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении;
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари и справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа заключается в проработке материала, изложенного на лекции; чтении основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям и написанию курсовой работы. По желанию студенты могут готовить рефераты по согласованной с преподавателем теме. Приветствуется выступление студентов на студенческих научно-практических конференциях с докладами по тематике дисциплины.
В процессе самостоятельной работы у студента возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания разных видов аудиторных занятий, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, а также ресурсов глобальной сети Internet с целью расширения кругозора, выяснения деталей и нюансов изучаемых вопросов, так как ни одно аудиторное занятие не может заменить как обширную учебную литературу, так и необходимые справочные источники.
В результате самостоятельной деятельности у обучаемых могут появиться опосредованные вопросы к преподавателям по существу материала.
Так как объем преподавания дисциплины включает в себя всего 50 аудиторных часа, СРС предполагается по всем темам.
В рамках СРС рекомендуется дать задание студентам:
1. Изучить самостоятельно научную монографическую литературу по указанной проблематике (для последующего обсуждения на практических занятиях).
2. Подобрать материал для проведения круглого стола или эссе по согласованной с преподавателем и другими студентами теме.
Указания по работе с литературой, конспектами лекций и учебно-методическими изданиями
В ходе подготовки к практическим занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой: монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями. Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.
Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот. В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути. Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией: если студент приступает к изучению социальной проблемы впервые, необходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера. Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению проблемы.
Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведения, содержащиеся на ее титульном листе: формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучить оглавление, последовательность изложения вопросов. Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При предварительном знакомстве с источником, обратите внимание на заключение работы и научный аппарат. Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации.
Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изучение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение источника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро концепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к очередному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста. При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.
Важнейшие требования к изучению источника - это увязать основные его положения с современными реалиями.
Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию - многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.
• Краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т. д.
• Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.
• Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы. Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах; полезно иметь отдельный файл в своем компьютере. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что выписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал и т. п., которые интересуют именно студента и которые могут использоваться в его научной работе.
• Аннотация. Эта форма записи - наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т. п.
• Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде. Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т. д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования - сокращенная запись источника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования - сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах» и т. п. Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект - не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости -и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируемой работы. Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции - от их обоснований, примеры - от доказательств и т. д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать переписанное.
Объем конспекта - далеко не решающий фактор. Главное - сохранение содержания материала в коротком тексте. Конспектировать целесообразно, прежде всего, определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются. Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста.
Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т. д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст. Конспектирование - это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках - это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи. Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмыслению, будут увязаны с современными проблемами.
Рекомендации студенту по подготовке реферата. Если основа Вашего интереса к предмету больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исследуемые процессы самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейший этап в подготовке реферата - изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут библиотекари, библиографы БашГУ, Национальной библиотеки имени З. Валиди и городских библиотек. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному или электронному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листах, карточках удобных для последующей обработке и систематизации материала.
Поскольку реферат представляет опыт научного исследования, то он должен содержать ссылки на изученную литературу. Вместе с тем текст исследования не должен быть перегружен цитатами. Они должны использоваться лишь для обоснования принципиальных положений работы, быть точными и иметь ссылку на источник, из которого заимствовано то или иное положение. В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате. (Правила оформления письменной работы см. на сайте ИУБП).
Реферат обязательно защищается на том семинарском занятии, к которому относится выбранная тема. В течение 8-10 минут необходимо доступно и аргументировано изложить основные положения своей работы, придерживаясь примерно такой схемы:
- актуальность темы;
- обзор источников и литературы и их оценка;
- задачи автора реферата;
- рассмотренные проблемы и результаты;
- выводы по вопросам и в целом по теме;
- практические рекомендации.
В целях более доступного изложения можно использовать средства визуализации. Каждому докладчику выделяются два оппонента (по желанию), которые должны заранее ознакомиться с материалами реферата, написать письменную рецензию и доложить на семинаре. Приветствуется участие и других студентов в обсуждении реферата.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.