Объем практики и виды учебной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа педагогической практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.05.03 Графика, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 54.05.03 Графика (специалист), утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 г. № 1428.

Педагогическая практика является обязательным этапом подготовки специалистов по направлению 54.05.03 «Графика» к следующим видам деятельности:

– преддипломная практика.

Место практики в структуре образовательной программы:

– вид практики: производственная;

– способ проведения: стационарная, выездная;

– форма проведения практики: дискретная;

– тип практики: педагогическая.

Целью освоения дисциплины является развить профессиональную компетентность будущего преподавателя изобразительного искусства и подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в области изобразительного искусства.

Предметом изучения дисциплины являются структура и содержание учебных программ по изобразительному искусству, структура и содержание планирования различных типов уроков по предмету, методика подготовки и проведения уроков изобразительного искусства, методы обучения учащихся изобразительной деятельности.

Основные задачи освоения учебной дисциплины:

– получение первичного представления о педагогическом процессе;

– изучение структуры деятельности образовательных учреждений в области изобразительного искусства;

– ознакомление с материально-технической базой, методическим фондом;

– изучение практикантами содержания и системы планирования учебной работы учителя изобразительного искусства;

– воспитание личностно-мотивационной готовности студентов к работе учителем изобразительного искусства;

– формирование у практикантов умения наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты;

– формирование и развитие педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;

– совершенствование методических знаний, умений и навыков студентов по изобразительному искусству в практической работе с учащимися;

– наблюдение за работой опытных учителей изобразительного искусства

– самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства.

2 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В таблице (Таблица 1) приведены коды компетенций, содержание компетенций и перечень планируемых результатов обучения по музейной практике.

Таблица 1 — Компетенции

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения
ОПК-3 способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности   Знать: – правила культурного общения, позволяющие применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт; Уметь: – профессионально и грамотно строить речь в процессе педагогической, культурно-просветительской деятельности; Владеть: – терминологией, позволяющей рассуждать на заданную тему.
ОПК-5 способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы Знать: – особенности организации педагогической деятельности; Уметь: – анализировать результаты своей профессиональной деятельности; Владеть: – способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы.
ПК-16 способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Знать: – особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла; Уметь: – проводить уроки рисунка и живописи в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность; Владеть: – приёмами организации уроков по изобразительному искусству.
ПК-17 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – осуществлять процесс обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области изобразительного искусства; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей грамотно использовать психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики
ПК-18 способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств Знать: – традиционные и инновационные особенности обучения предметам изобразительного цикла;  Уметь: – применять профессиональные знания в процессе обучения; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей анализировать процесс обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств.
ПК-19 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, на практике показать и исправить их ошибки; Владеть: – технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика.
ПК-20 способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПК-21 способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: - использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-120 способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции Знать: – памятники изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества; Уметь: – грамотно проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции; Владеть: – искусствоведческой терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-121 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПСК-122 способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики Знать: – традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: - использовать знания и навыки для профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-123 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими на практике показать и исправить ошибки обучающихся.
ПСК-124 способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения Знать: – правила разработки образовательных программ изобразительного цикла; Уметь: – понимать ответственность и нести ответственность за эффективную реализацию учебных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, способными развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПСК-125 способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими обучающимся готовиться к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе.
ПСК-126 способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения Знать: – памятники мирового искусства; Уметь: – логически рассуждать о различных процессах, происходящих в истории современного искусства, культуры, кино и телевидения; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.

 

3 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Педагогическая практика относится к базовой части блока №2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» рабочего учебного плана специальности 54.05.03 «Графика» ФГБОУ ВО «РГРТУ».

Педагогическая практика проходит по очной и очно-заочной формах обучения в одинадцатом семестре и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:

– Б1.1.Б.02 История;

– Б1.1.Б.03 Философия;

– Б1.1.В.02 История специальности;

– Б1.3.Б.03 Основы композиции;

– Б1.3.Б.05 Цветоведение;

– Б1.2.Б.01 Рисунок;

– Б1.3.Б.02 Живопись;

– Б1.2.Б.01 История зарубежного искусства и культуры;

– Б1.2.Б.02 История отечественного искусства и культуры.

Пререквизиты дисциплины. До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

– историю;

– философию;

– основы композиции;

– основы рисунка и живописи;

– основы цветоведения;

– историю зарубежного искусства и культуры;

– историю отечественного искусства и культуры.

уметь:

– хорошо ориентироваться в последовательности развития истории искусства;

владеть:

– навыками анализа композиции;

– навыками анализа выразительных средств рисунка;

– навыками анализа выразительных средств живописи;

– навыками цветоведения и колористики.

Постреквизиты дисциплины. Компетенции, полученные в результате освоения дисциплины, необходимы обучающемуся при изучении следующих дисциплин: «Преддиплоная практика».

Содержание практики

5.1 Постановка задачи и индивидуальное задание

Во время педагогической практики студенту необходимо:

Изучить:

- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;

- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,

методику их подготовки и проведения;

- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.

- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию

учебных кабинетов;

Овладеть:             

- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога

изобразительного искусства, осуществлять её анализ;

- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;

- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.

По итогам практики:

- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.

Задание на педагогическую практику руководитель практики формирует согласно тематическому плану.

Задание содержит следующие пункты:

- обязательное посещение уроков изобразительного искусства либо в общеобразовательной школе, либо в художественной школе, либо в колледже искусств или художественном училище;

- участие в анализе уроков, работа по формированию собственной профессиональной культуры;

- методическая самостоятельная работа (участие в работе педагогических советов, методических объединений): во время прохождения практики студенты занимаются изучением контингента учащихся; определением их уровня развития; выявлением общих и художественных способностей, мотивов общения и деятельности. Организация общения и жизнедеятельности отдельной индивидуальности, коллектива класса, изобразительного кружка и т.д. Организация индивидуальной и коллективной художественной деятельности детей и подростков;

- ведение дневника практики, в котором студент отображает содержание и характер работы по дням и часам;

- выполнение отчетной документации по темам практики.

Отчет по практике должен содержать краткую структурированную информацию по каждой пройденной теме.

5.2 Тематический план практики

В структурном отношении программа музейной практике представлена следующими темами:

Тема 1. Педагогическая практика: особенности и содержание работы

Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

Тема 2. Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин.

Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

Тема 3. Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин.

 

Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

4. Подведение итогов практики.

В таблице (Таблица 3) приведен тематический план по очной и очно-заочной формах обучения. В таблице (Таблица 4) приведены виды практических работ по дисциплине.

 

Таблица 3 — Тематический план. Очная и очно-заочная формы обучения

№ п/п Тема

Часов

    Всего Контактная работа Самостоятельная работа
1 Педагогическая практика: особенности и содержание работы 32 32 0
2 Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин 70 70 0
3 Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин 70 70 0
4 Подведение итогов практики 8 8 0
  Всего: 180 180 0

 

Таблица 4 — Виды и содержание работ

№ п/п

Тема

Наименование
и содержание работы

Трудоемкость, часов

Очная Очно-заочная
1 Педагогическая практика: особенности и содержание работы. Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся. Составление дневника практики, определение сроков работы по темам.   32 32
2 Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин. Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология. Посещение занятий педагогов-предметников, изучение методики проведения уроков в соответствии с программой «Изобразительное искусство». Анализ уроков образовательного учреждения, в котором проходит практика. Анализ деятельности педагогов. Составление отчетной документации.     70 70
3 Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин. Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.   Проведение уроков по изобразительному искусству. Ведение плана-конспекта урока. Составление отчетной документации.   70 70
4 Подведение итогов практики. Защита отчетной документации. Дневник практики.   8 8

Итого:

180 180

 

6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

К числу учебно-методического обеспечения, наличие которого необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики, следует отнести набор фото- и видео-файлов к практическим занятиям.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Оценочные средства (ОС) – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур проверки), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части ОПОП. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

Цель фонда оценочных средств (ФОС) – предоставить объективный механизм оценивания соответствия знаний, умений и владений, приобретенных обучающимся в процессе изучения дисциплины, целям и требованиям ОПОП в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Основная задача ФОС – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИруемых В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В таблице (Таблица 5) представлен перечень компетенций, формируемых дисциплиной.

Таблица 5 — Компетенции дисциплины

Коды компетенции Содержание компетенций
ОПК Общепрофессиональные компетенции
ОПК-3 способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности
ОПК-5 способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы
ПК Профессиональные компетенции
ПК-16 способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-17 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики
ПК-18 способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств
ПК-19 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика
ПК-20 способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения
ПК-21 способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства
ПСК Профессионально-специализированные компетенции
ПСК-120 способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции
ПСК-121 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики
ПСК-122   способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики
ПСК-123 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки
ПСК-124 способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения
ПСК-125 способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе
ПСК-126 способность использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения

 

Таблица 6 — Этапы обучения дисциплины

№ п/п

Этап обучения (разделы дисциплины)

1 Педагогическая практика: особенности и содержание работы  
2 Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин.  
3 Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин  
4 Подведение итогов практики  

 

Таблица 7 — Перечень видов оценочных средств, используемых в процессе освоения
Педагогической практики

 

Наименование вида оценочного средства Характеристика оценочного средства Представление оценочного средства в ФОС
1 Практическое задание Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий Комплект задач и заданий
2 Устный опрос   Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Контрольные вопросы по темам/разделам дисциплины  

 


ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП, применяются:

· задание на практику (см. подраздел Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден);

· теоретические вопросы для промежуточной аттестации (см. подраздел 3.2).

Задание на музейную практику

Во время педагогической практики студенту необходимо

изучить:

- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;

- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,

методику их подготовки и проведения;

- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.

- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию

учебных кабинетов;

овладеть:              

- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога

изобразительного искусства, осуществлять её анализ;

- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;

- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.

По итогам практики:

- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.

Контролируемые компетенции (или их части): ОПК-3, ОПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПСК-120, ПСК-121, ПСК-123, ПСК-124, ПСК-125, ПСК-126.

Форма проведения: аудиторные занятия, посещение и проведение уроков в учебных заведения, самостоятельная работа.

ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа педагогической практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.05.03 Графика, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 54.05.03 Графика (специалист), утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 г. № 1428.

Педагогическая практика является обязательным этапом подготовки специалистов по направлению 54.05.03 «Графика» к следующим видам деятельности:

– преддипломная практика.

Место практики в структуре образовательной программы:

– вид практики: производственная;

– способ проведения: стационарная, выездная;

– форма проведения практики: дискретная;

– тип практики: педагогическая.

Целью освоения дисциплины является развить профессиональную компетентность будущего преподавателя изобразительного искусства и подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в области изобразительного искусства.

Предметом изучения дисциплины являются структура и содержание учебных программ по изобразительному искусству, структура и содержание планирования различных типов уроков по предмету, методика подготовки и проведения уроков изобразительного искусства, методы обучения учащихся изобразительной деятельности.

Основные задачи освоения учебной дисциплины:

– получение первичного представления о педагогическом процессе;

– изучение структуры деятельности образовательных учреждений в области изобразительного искусства;

– ознакомление с материально-технической базой, методическим фондом;

– изучение практикантами содержания и системы планирования учебной работы учителя изобразительного искусства;

– воспитание личностно-мотивационной готовности студентов к работе учителем изобразительного искусства;

– формирование у практикантов умения наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты;

– формирование и развитие педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;

– совершенствование методических знаний, умений и навыков студентов по изобразительному искусству в практической работе с учащимися;

– наблюдение за работой опытных учителей изобразительного искусства

– самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства.

2 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В таблице (Таблица 1) приведены коды компетенций, содержание компетенций и перечень планируемых результатов обучения по музейной практике.

Таблица 1 — Компетенции

Коды компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения
ОПК-3 способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности   Знать: – правила культурного общения, позволяющие применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт; Уметь: – профессионально и грамотно строить речь в процессе педагогической, культурно-просветительской деятельности; Владеть: – терминологией, позволяющей рассуждать на заданную тему.
ОПК-5 способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы Знать: – особенности организации педагогической деятельности; Уметь: – анализировать результаты своей профессиональной деятельности; Владеть: – способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы.
ПК-16 способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Знать: – особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла; Уметь: – проводить уроки рисунка и живописи в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность; Владеть: – приёмами организации уроков по изобразительному искусству.
ПК-17 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – осуществлять процесс обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области изобразительного искусства; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей грамотно использовать психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики
ПК-18 способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств Знать: – традиционные и инновационные особенности обучения предметам изобразительного цикла;  Уметь: – применять профессиональные знания в процессе обучения; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей анализировать процесс обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств.
ПК-19 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, на практике показать и исправить их ошибки; Владеть: – технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика.
ПК-20 способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПК-21 способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: - использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-120 способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции Знать: – памятники изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества; Уметь: – грамотно проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции; Владеть: – искусствоведческой терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-121 способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПСК-122 способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики Знать: – традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: - использовать знания и навыки для профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.
ПСК-123 способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими на практике показать и исправить ошибки обучающихся.
ПСК-124 способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения Знать: – правила разработки образовательных программ изобразительного цикла; Уметь: – понимать ответственность и нести ответственность за эффективную реализацию учебных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, способными развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения.
ПСК-125 способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими обучающимся готовиться к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе.
ПСК-126 способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения Знать: – памятники мирового искусства; Уметь: – логически рассуждать о различных процессах, происходящих в истории современного искусства, культуры, кино и телевидения; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему.

 

3 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Педагогическая практика относится к базовой части блока №2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» рабочего учебного плана специальности 54.05.03 «Графика» ФГБОУ ВО «РГРТУ».

Педагогическая практика проходит по очной и очно-заочной формах обучения в одинадцатом семестре и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:

– Б1.1.Б.02 История;

– Б1.1.Б.03 Философия;

– Б1.1.В.02 История специальности;

– Б1.3.Б.03 Основы композиции;

– Б1.3.Б.05 Цветоведение;

– Б1.2.Б.01 Рисунок;

– Б1.3.Б.02 Живопись;

– Б1.2.Б.01 История зарубежного искусства и культуры;

– Б1.2.Б.02 История отечественного искусства и культуры.

Пререквизиты дисциплины. До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

– историю;

– философию;

– основы композиции;

– основы рисунка и живописи;

– основы цветоведения;

– историю зарубежного искусства и культуры;

– историю отечественного искусства и культуры.

уметь:

– хорошо ориентироваться в последовательности развития истории искусства;

владеть:

– навыками анализа композиции;

– навыками анализа выразительных средств рисунка;

– навыками анализа выразительных средств живописи;

– навыками цветоведения и колористики.

Постреквизиты дисциплины. Компетенции, полученные в результате освоения дисциплины, необходимы обучающемуся при изучении следующих дисциплин: «Преддиплоная практика».

Объем практики и виды учебной работы

В разделе указан объем практики в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах (ЗЕ):

– для очной формы обучения: 5,00 ЗЕ;

– для очно-заочной формы (ускоренной) обучения: 5,00 ЗЕ.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся приведен в таблице ().

 

Таблица 2 — Трудоемкость дисциплины

Параметры Очная форма Очно-заочная форма
1 Общая трудоемкость практики, часов 180 180
1.1 – в том числе контактная работа с преподавателем, часов 75 75
2 Продолжительность практики, недель 7 7
3 Вид промежуточной аттестации Зачет Зачет

 

Содержание практики

5.1 Постановка задачи и индивидуальное задание

Во время педагогической практики студенту необходимо:

Изучить:

- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;

- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,

методику их подготовки и проведения;

- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.

- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию

учебных кабинетов;

Овладеть:             

- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога

изобразительного искусства, осуществлять её анализ;

- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;

- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.

По итогам практики:

- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.

Задание на педагогическую практику руководитель практики формирует согласно тематическому плану.

Задание содержит следующие пункты:

- обязательное посещение уроков изобразительного искусства либо в общеобразовательной школе, либо в художественной школе, либо в колледже искусств или художественном училище;

- участие в анализе уроков, работа по формированию собственной профессиональной культуры;

- методическая самостоятельная работа (участие в работе педагогических советов, методических объединений): во время прохождения практики студенты занимаются изучением контингента учащихся; определением их уровня развития; выявлением общих и художественных способностей, мотивов общения и деятельности. Организация общения и жизнедеятельности отдельной индивидуальности, коллектива класса, изобразительного кружка и т.д. Организация индивидуальной и коллективной художественной деятельности детей и подростков;

- ведение дневника практики, в котором студент отображает содержание и характер работы по дням и часам;

- выполнение отчетной документации по темам практики.

Отчет по практике должен содержать краткую структурированную информацию по каждой пройденной теме.

5.2 Тематический план практики

В структурном отношении программа музейной практике представлена следующими темами:

Тема 1. Педагогическая практика: особенности и содержание работы

Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

Тема 2. Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин.

Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

Тема 3. Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин.

 

Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.

Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.

4. Подведение итогов практики.

В таблице (Таблица 3) приведен тематический план по очной и очно-заочной формах обучения. В таблице (Таблица 4) приведены виды практических работ по дисциплине.

 

Таблица 3 — Тематический план. Очная и очно-заочная формы обучения

№ п/п Тема

Часов

    Всего Контактная работа Самостоятельная работа
1 Педагогическая практика: особенности и содержание работы 32 32 0
2 Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин 70 70 0
3 Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин 70 70 0
4 Подведение итогов практики 8 8 0
  Всего: 180 180 0

 

Таблица 4 — Виды и содержание работ

№ п/п

Тема

Наименование
и содержание работы

Трудоемкость, часов

Очная Очно-заочная
1 Педагогическая практика: особенности и содержание работы. Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся. Составление дневника практики, определение сроков работы по темам.   32 32
2 Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин. Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология. Посещение занятий педагогов-предметников, изучение методики проведения уроков в соответствии с программой «Изобразительное искусство». Анализ уроков образовательного учреждения, в котором проходит практика. Анализ деятельности педагогов. Составление отчетной документации.     70 70
3 Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин. Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.   Проведение уроков по изобразительному искусству. Ведение плана-конспекта урока. Составление отчетной документации.   70 70
4 Подведение итогов практики. Защита отчетной документации. Дневник практики.   8 8

Итого:

180 180

 

6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

К числу учебно-методического обеспечения, наличие которого необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики, следует отнести набор фото- и видео-файлов к практическим занятиям.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 192.