ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа педагогической практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.05.03 Графика, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 54.05.03 Графика (специалист), утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 г. № 1428.
Педагогическая практика является обязательным этапом подготовки специалистов по направлению 54.05.03 «Графика» к следующим видам деятельности:
– преддипломная практика.
Место практики в структуре образовательной программы:
– вид практики: производственная;
– способ проведения: стационарная, выездная;
– форма проведения практики: дискретная;
– тип практики: педагогическая.
Целью освоения дисциплины является развить профессиональную компетентность будущего преподавателя изобразительного искусства и подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в области изобразительного искусства.
Предметом изучения дисциплины являются структура и содержание учебных программ по изобразительному искусству, структура и содержание планирования различных типов уроков по предмету, методика подготовки и проведения уроков изобразительного искусства, методы обучения учащихся изобразительной деятельности.
Основные задачи освоения учебной дисциплины:
– получение первичного представления о педагогическом процессе;
– изучение структуры деятельности образовательных учреждений в области изобразительного искусства;
– ознакомление с материально-технической базой, методическим фондом;
– изучение практикантами содержания и системы планирования учебной работы учителя изобразительного искусства;
– воспитание личностно-мотивационной готовности студентов к работе учителем изобразительного искусства;
– формирование у практикантов умения наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты;
– формирование и развитие педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;
– совершенствование методических знаний, умений и навыков студентов по изобразительному искусству в практической работе с учащимися;
– наблюдение за работой опытных учителей изобразительного искусства
– самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства.
2 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В таблице (Таблица 1) приведены коды компетенций, содержание компетенций и перечень планируемых результатов обучения по музейной практике.
Таблица 1 — Компетенции
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения |
ОПК-3 | способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности | Знать: – правила культурного общения, позволяющие применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт; Уметь: – профессионально и грамотно строить речь в процессе педагогической, культурно-просветительской деятельности; Владеть: – терминологией, позволяющей рассуждать на заданную тему. |
ОПК-5 | способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы | Знать: – особенности организации педагогической деятельности; Уметь: – анализировать результаты своей профессиональной деятельности; Владеть: – способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы. |
ПК-16 | способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Знать: – особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла; Уметь: – проводить уроки рисунка и живописи в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность; Владеть: – приёмами организации уроков по изобразительному искусству. |
ПК-17 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – осуществлять процесс обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области изобразительного искусства; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей грамотно использовать психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики |
ПК-18 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств | Знать: – традиционные и инновационные особенности обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: – применять профессиональные знания в процессе обучения; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей анализировать процесс обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств. |
ПК-19 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, на практике показать и исправить их ошибки; Владеть: – технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика. |
ПК-20 | способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения | Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПК-21 | способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: - использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-120 | способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции | Знать: – памятники изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества; Уметь: – грамотно проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции; Владеть: – искусствоведческой терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-121 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики | Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПСК-122 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики | Знать: – традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: - использовать знания и навыки для профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-123 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими на практике показать и исправить ошибки обучающихся. |
ПСК-124 | способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения | Знать: – правила разработки образовательных программ изобразительного цикла; Уметь: – понимать ответственность и нести ответственность за эффективную реализацию учебных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, способными развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПСК-125 | способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими обучающимся готовиться к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе. |
ПСК-126 | способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения | Знать: – памятники мирового искусства; Уметь: – логически рассуждать о различных процессах, происходящих в истории современного искусства, культуры, кино и телевидения; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
3 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Педагогическая практика относится к базовой части блока №2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» рабочего учебного плана специальности 54.05.03 «Графика» ФГБОУ ВО «РГРТУ».
Педагогическая практика проходит по очной и очно-заочной формах обучения в одинадцатом семестре и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:
– Б1.1.Б.02 История;
– Б1.1.Б.03 Философия;
– Б1.1.В.02 История специальности;
– Б1.3.Б.03 Основы композиции;
– Б1.3.Б.05 Цветоведение;
– Б1.2.Б.01 Рисунок;
– Б1.3.Б.02 Живопись;
– Б1.2.Б.01 История зарубежного искусства и культуры;
– Б1.2.Б.02 История отечественного искусства и культуры.
Пререквизиты дисциплины. До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать:
– историю;
– философию;
– основы композиции;
– основы рисунка и живописи;
– основы цветоведения;
– историю зарубежного искусства и культуры;
– историю отечественного искусства и культуры.
уметь:
– хорошо ориентироваться в последовательности развития истории искусства;
владеть:
– навыками анализа композиции;
– навыками анализа выразительных средств рисунка;
– навыками анализа выразительных средств живописи;
– навыками цветоведения и колористики.
Постреквизиты дисциплины. Компетенции, полученные в результате освоения дисциплины, необходимы обучающемуся при изучении следующих дисциплин: «Преддиплоная практика».
Содержание практики
5.1 Постановка задачи и индивидуальное задание
Во время педагогической практики студенту необходимо:
Изучить:
- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;
- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,
методику их подготовки и проведения;
- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.
- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов;
Овладеть:
- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога
изобразительного искусства, осуществлять её анализ;
- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;
- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.
По итогам практики:
- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.
Задание на педагогическую практику руководитель практики формирует согласно тематическому плану.
Задание содержит следующие пункты:
- обязательное посещение уроков изобразительного искусства либо в общеобразовательной школе, либо в художественной школе, либо в колледже искусств или художественном училище;
- участие в анализе уроков, работа по формированию собственной профессиональной культуры;
- методическая самостоятельная работа (участие в работе педагогических советов, методических объединений): во время прохождения практики студенты занимаются изучением контингента учащихся; определением их уровня развития; выявлением общих и художественных способностей, мотивов общения и деятельности. Организация общения и жизнедеятельности отдельной индивидуальности, коллектива класса, изобразительного кружка и т.д. Организация индивидуальной и коллективной художественной деятельности детей и подростков;
- ведение дневника практики, в котором студент отображает содержание и характер работы по дням и часам;
- выполнение отчетной документации по темам практики.
Отчет по практике должен содержать краткую структурированную информацию по каждой пройденной теме.
5.2 Тематический план практики
В структурном отношении программа музейной практике представлена следующими темами:
Тема 1. Педагогическая практика: особенности и содержание работы
Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
Тема 2. Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин.
Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
Тема 3. Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин.
Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
4. Подведение итогов практики.
В таблице (Таблица 3) приведен тематический план по очной и очно-заочной формах обучения. В таблице (Таблица 4) приведены виды практических работ по дисциплине.
Таблица 3 — Тематический план. Очная и очно-заочная формы обучения
№ п/п | Тема | Часов | ||
Всего | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||
1 | Педагогическая практика: особенности и содержание работы | 32 | 32 | 0 |
2 | Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин | 70 | 70 | 0 |
3 | Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин | 70 | 70 | 0 |
4 | Подведение итогов практики | 8 | 8 | 0 |
Всего: | 180 | 180 | 0 |
Таблица 4 — Виды и содержание работ
№ п/п | Тема | Наименование | Трудоемкость, часов | |
Очная | Очно-заочная | |||
1 | Педагогическая практика: особенности и содержание работы. Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся. | Составление дневника практики, определение сроков работы по темам. | 32 | 32 |
2 | Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин. Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология. | Посещение занятий педагогов-предметников, изучение методики проведения уроков в соответствии с программой «Изобразительное искусство». Анализ уроков образовательного учреждения, в котором проходит практика. Анализ деятельности педагогов. Составление отчетной документации. | 70 | 70 |
3 | Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин. Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству. | Проведение уроков по изобразительному искусству. Ведение плана-конспекта урока. Составление отчетной документации. | 70 | 70 |
4 | Подведение итогов практики. | Защита отчетной документации. Дневник практики. | 8 | 8 |
Итого: | 180 | 180 |
6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
К числу учебно-методического обеспечения, наличие которого необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики, следует отнести набор фото- и видео-файлов к практическим занятиям.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Оценочные средства (ОС) – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур проверки), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части ОПОП. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.
Цель фонда оценочных средств (ФОС) – предоставить объективный механизм оценивания соответствия знаний, умений и владений, приобретенных обучающимся в процессе изучения дисциплины, целям и требованиям ОПОП в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Основная задача ФОС – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИруемых В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В таблице (Таблица 5) представлен перечень компетенций, формируемых дисциплиной.
Таблица 5 — Компетенции дисциплины
Коды компетенции | Содержание компетенций |
ОПК | Общепрофессиональные компетенции |
ОПК-3 | способность применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности |
ОПК-5 | способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы |
ПК | Профессиональные компетенции |
ПК-16 | способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ПК-17 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики |
ПК-18 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств |
ПК-19 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика |
ПК-20 | способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения |
ПК-21 | способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства |
ПСК | Профессионально-специализированные компетенции |
ПСК-120 | способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции |
ПСК-121 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики |
ПСК-122 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики |
ПСК-123 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки |
ПСК-124 | способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения |
ПСК-125 | способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе |
ПСК-126 | способность использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения |
Таблица 6 — Этапы обучения дисциплины
№ п/п | Этап обучения (разделы дисциплины) | |
1 | Педагогическая практика: особенности и содержание работы | |
2 | Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин. | |
3 | Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин | |
4 | Подведение итогов практики |
Таблица 7 — Перечень видов оценочных средств, используемых в процессе освоения
Педагогической практики
№ | Наименование вида оценочного средства | Характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
1 | Практическое задание | Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий | Комплект задач и заданий |
2 | Устный опрос | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Контрольные вопросы по темам/разделам дисциплины |
ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОПОП, применяются:
· задание на практику (см. подраздел Ошибка: источник перекрестной ссылки не найден);
· теоретические вопросы для промежуточной аттестации (см. подраздел 3.2).
Задание на музейную практику
Во время педагогической практики студенту необходимо
изучить:
- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;
- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,
методику их подготовки и проведения;
- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.
- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов;
овладеть:
- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога
изобразительного искусства, осуществлять её анализ;
- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;
- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.
По итогам практики:
- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.
Контролируемые компетенции (или их части): ОПК-3, ОПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПСК-120, ПСК-121, ПСК-123, ПСК-124, ПСК-125, ПСК-126.
Форма проведения: аудиторные занятия, посещение и проведение уроков в учебных заведения, самостоятельная работа.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа педагогической практики является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.05.03 Графика, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 54.05.03 Графика (специалист), утвержденным приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 г. № 1428.
Педагогическая практика является обязательным этапом подготовки специалистов по направлению 54.05.03 «Графика» к следующим видам деятельности:
– преддипломная практика.
Место практики в структуре образовательной программы:
– вид практики: производственная;
– способ проведения: стационарная, выездная;
– форма проведения практики: дискретная;
– тип практики: педагогическая.
Целью освоения дисциплины является развить профессиональную компетентность будущего преподавателя изобразительного искусства и подготовить студента к самостоятельной педагогической деятельности в области изобразительного искусства.
Предметом изучения дисциплины являются структура и содержание учебных программ по изобразительному искусству, структура и содержание планирования различных типов уроков по предмету, методика подготовки и проведения уроков изобразительного искусства, методы обучения учащихся изобразительной деятельности.
Основные задачи освоения учебной дисциплины:
– получение первичного представления о педагогическом процессе;
– изучение структуры деятельности образовательных учреждений в области изобразительного искусства;
– ознакомление с материально-технической базой, методическим фондом;
– изучение практикантами содержания и системы планирования учебной работы учителя изобразительного искусства;
– воспитание личностно-мотивационной готовности студентов к работе учителем изобразительного искусства;
– формирование у практикантов умения наблюдать за учебным процессом и анализировать его результаты;
– формирование и развитие педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;
– совершенствование методических знаний, умений и навыков студентов по изобразительному искусству в практической работе с учащимися;
– наблюдение за работой опытных учителей изобразительного искусства
– самостоятельное проведение уроков изобразительного искусства.
2 Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В таблице (Таблица 1) приведены коды компетенций, содержание компетенций и перечень планируемых результатов обучения по музейной практике.
Таблица 1 — Компетенции
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения |
ОПК-3 | способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности | Знать: – правила культурного общения, позволяющие применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт; Уметь: – профессионально и грамотно строить речь в процессе педагогической, культурно-просветительской деятельности; Владеть: – терминологией, позволяющей рассуждать на заданную тему. |
ОПК-5 | способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы | Знать: – особенности организации педагогической деятельности; Уметь: – анализировать результаты своей профессиональной деятельности; Владеть: – способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы. |
ПК-16 | способностью преподавать дисциплины (модули) по основам написания рисунка и живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | Знать: – особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла; Уметь: – проводить уроки рисунка и живописи в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность; Владеть: – приёмами организации уроков по изобразительному искусству. |
ПК-17 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – осуществлять процесс обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области изобразительного искусства; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей грамотно использовать психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики |
ПК-18 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств | Знать: – традиционные и инновационные особенности обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: – применять профессиональные знания в процессе обучения; Владеть: – профессиональной терминологией, позволяющей анализировать процесс обучения и воспитания личности в области изобразительного и прикладных видов искусств. |
ПК-19 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки, способностью обучить практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся поставленную перед ними задачу в учебном или творческом задании, на практике показать и исправить их ошибки; Владеть: – технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-графика. |
ПК-20 | способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения | Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПК-21 | способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: - использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-120 | способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции | Знать: – памятники изобразительного искусства, скульптуры и художественного творчества; Уметь: – грамотно проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, оформлять выставки, художественные экспозиции; Владеть: – искусствоведческой терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-121 | способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области художественного творчества в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики | Знать: - правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства; Уметь: - понимать и нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком; Владеть: – методами, позволяющими формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПСК-122 | способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики | Знать: – традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла; Уметь: - использовать знания и навыки для профессионального обучения и воспитания художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
ПСК-123 | способностью донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики, на практике показать и исправить их ошибки | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – донести до обучающихся в доступной и доходчивой форме поставленную задачу в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, в работе художника анимации и компьютерной графики; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими на практике показать и исправить ошибки обучающихся. |
ПСК-124 | способностью разрабатывать образовательные программы в области обучения художника анимации и компьютерной графики, готовностью нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения | Знать: – правила разработки образовательных программ изобразительного цикла; Уметь: – понимать ответственность и нести ответственность за эффективную реализацию учебных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, способными развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения. |
ПСК-125 | способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе | Знать: – особенности процесса обучения дисциплинам изобразительного цикла; Уметь: – создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся; Владеть: – профессиональными педагогическими приемами, позволяющими обучающимся готовиться к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе. |
ПСК-126 | способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере киноискусства и телевидения | Знать: – памятники мирового искусства; Уметь: – логически рассуждать о различных процессах, происходящих в истории современного искусства, культуры, кино и телевидения; Владеть: – профессиональной терминологий, позволяющей грамотно строить свою речь на заданную тему. |
3 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Педагогическая практика относится к базовой части блока №2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» рабочего учебного плана специальности 54.05.03 «Графика» ФГБОУ ВО «РГРТУ».
Педагогическая практика проходит по очной и очно-заочной формах обучения в одинадцатом семестре и базируется на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:
– Б1.1.Б.02 История;
– Б1.1.Б.03 Философия;
– Б1.1.В.02 История специальности;
– Б1.3.Б.03 Основы композиции;
– Б1.3.Б.05 Цветоведение;
– Б1.2.Б.01 Рисунок;
– Б1.3.Б.02 Живопись;
– Б1.2.Б.01 История зарубежного искусства и культуры;
– Б1.2.Б.02 История отечественного искусства и культуры.
Пререквизиты дисциплины. До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать:
– историю;
– философию;
– основы композиции;
– основы рисунка и живописи;
– основы цветоведения;
– историю зарубежного искусства и культуры;
– историю отечественного искусства и культуры.
уметь:
– хорошо ориентироваться в последовательности развития истории искусства;
владеть:
– навыками анализа композиции;
– навыками анализа выразительных средств рисунка;
– навыками анализа выразительных средств живописи;
– навыками цветоведения и колористики.
Постреквизиты дисциплины. Компетенции, полученные в результате освоения дисциплины, необходимы обучающемуся при изучении следующих дисциплин: «Преддиплоная практика».
Объем практики и виды учебной работы
В разделе указан объем практики в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах (ЗЕ):
– для очной формы обучения: 5,00 ЗЕ;
– для очно-заочной формы (ускоренной) обучения: 5,00 ЗЕ.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся приведен в таблице ().
Таблица 2 — Трудоемкость дисциплины
№ | Параметры | Очная форма | Очно-заочная форма |
1 | Общая трудоемкость практики, часов | 180 | 180 |
1.1 | – в том числе контактная работа с преподавателем, часов | 75 | 75 |
2 | Продолжительность практики, недель | 7 | 7 |
3 | Вид промежуточной аттестации | Зачет | Зачет |
Содержание практики
5.1 Постановка задачи и индивидуальное задание
Во время педагогической практики студенту необходимо:
Изучить:
- структуру и содержание учебных программ по изобразительному искусству;
- структуру и содержание планирования различных типов уроков по предмету,
методику их подготовки и проведения;
- методы обучения учащихся изобразительной деятельности.
- основу профессиональной педагогики; требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов;
Овладеть:
- умением наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога
изобразительного искусства, осуществлять её анализ;
- умением выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием изучаемого материала;
- использованием разнообразных приемов, методов и средств обучения.
По итогам практики:
- подготовить и защитить отчет по педагогической практике.
Задание на педагогическую практику руководитель практики формирует согласно тематическому плану.
Задание содержит следующие пункты:
- обязательное посещение уроков изобразительного искусства либо в общеобразовательной школе, либо в художественной школе, либо в колледже искусств или художественном училище;
- участие в анализе уроков, работа по формированию собственной профессиональной культуры;
- методическая самостоятельная работа (участие в работе педагогических советов, методических объединений): во время прохождения практики студенты занимаются изучением контингента учащихся; определением их уровня развития; выявлением общих и художественных способностей, мотивов общения и деятельности. Организация общения и жизнедеятельности отдельной индивидуальности, коллектива класса, изобразительного кружка и т.д. Организация индивидуальной и коллективной художественной деятельности детей и подростков;
- ведение дневника практики, в котором студент отображает содержание и характер работы по дням и часам;
- выполнение отчетной документации по темам практики.
Отчет по практике должен содержать краткую структурированную информацию по каждой пройденной теме.
5.2 Тематический план практики
В структурном отношении программа музейной практике представлена следующими темами:
Тема 1. Педагогическая практика: особенности и содержание работы
Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
Тема 2. Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин.
Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
Тема 3. Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин.
Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству.
Используемая литература: 1,2,3,4,5,6.
4. Подведение итогов практики.
В таблице (Таблица 3) приведен тематический план по очной и очно-заочной формах обучения. В таблице (Таблица 4) приведены виды практических работ по дисциплине.
Таблица 3 — Тематический план. Очная и очно-заочная формы обучения
№ п/п | Тема | Часов | ||
Всего | Контактная работа | Самостоятельная работа | ||
1 | Педагогическая практика: особенности и содержание работы | 32 | 32 | 0 |
2 | Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин | 70 | 70 | 0 |
3 | Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин | 70 | 70 | 0 |
4 | Подведение итогов практики | 8 | 8 | 0 |
Всего: | 180 | 180 | 0 |
Таблица 4 — Виды и содержание работ
№ п/п | Тема | Наименование | Трудоемкость, часов | |
Очная | Очно-заочная | |||
1 | Педагогическая практика: особенности и содержание работы. Изучение рабочего плана прохождения педагогической практики. Определение сроков, целей и задач работы. Знакомство с профильной документацией образовательного учреждения, в котором проходит практика. Прикрепление практикантов к педагогам-предметникам. Знакомство с контингентом учащихся. | Составление дневника практики, определение сроков работы по темам. | 32 | 32 |
2 | Теоретические основы и методики преподавания ИЗО-дисциплин. Вариативные методики обучения дисциплинам изобразительного цикла. Правила разработки образовательных программ в области изобразительного искусства. Традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения предметам изобразительного цикла. Дидактические принципы обучения. Профессиональная терминология. | Посещение занятий педагогов-предметников, изучение методики проведения уроков в соответствии с программой «Изобразительное искусство». Анализ уроков образовательного учреждения, в котором проходит практика. Анализ деятельности педагогов. Составление отчетной документации. | 70 | 70 |
3 | Практические основы преподавания ИЗО-дисциплин. Урок как системный подход: цели, задачи, результат. Структурный анализ урока. Принципы оценки работ учащихся. Особенности преподавания дисциплин изобразительного цикла. Основы обучения рисунку. Основы обучения живописи. Основы обучения декоративно-прикладному искусству. | Проведение уроков по изобразительному искусству. Ведение плана-конспекта урока. Составление отчетной документации. | 70 | 70 |
4 | Подведение итогов практики. | Защита отчетной документации. Дневник практики. | 8 | 8 |
Итого: | 180 | 180 |
6 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
К числу учебно-методического обеспечения, наличие которого необходимо для успешного прохождения студентами педагогической практики, следует отнести набор фото- и видео-файлов к практическим занятиям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.