Из приведенных теоретических доводов и примеров следует еще один вывод, который на языке теоретической социологии выражается следующим образом: один и тот же технологический процесс, одна и та же инструментальная деятельность (то есть деятельность, взятая с ее инструментальной стороны, со стороны средств деятельности) имеет различное значение для различных участников деятельности. Иначе говоря, то, что для одного участника деятельности является средством заработка, для другого — производством, скажем, духовной ценности, для третьего может выступать как производство прибыли, а для чет вертого, пятого и т. д. еще как-нибудь иначе.
В силу каких причин одни и те же (в инструментальном плане) дей ствия оцениваются их участниками (субъектами и несубъектами) столь различным образом?
Во-первых, частично один из ответов содержится уже в самом воп росе. Этот ответ — в понятии оценка.
Во-вторых, один и тот же (в инструментальном опять же плане) деятельностный акт включен в целый ряд (цепочку) деятельно стей и поэтому является «точкой пересечения» нескольких деятель ностных рядов, вызванных к жизни различными потребностями различных же субъектов.
Вспомним еще раз известную притчу о строительстве собора в сред невековом городе Шартре. Спросили трех человек, каждый из кото рых катил тачку с камнями, что они делают. Первый пробормотал: «Тачку тяжелую качу, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зара батываю хлеб семье». А третий ответил с гордостью: «Я строю Шартр ский собор!»
Здесь нам важно отметить следующее. У каждого из опрошенных мы наблюдаем один и тот же набор действий. Иными словами, с точки зрения физики или физиологии они делают одно и то же. Однако деятельности их существенно различны, ибо различны цели и лежащие в их основе ценностные ориентации[4].
В этом примере мы совершенно четко видим, что одни и те же инст рументальные действия различных участников данных актов деятельности вызваны различными причинами, выраженными в виде различ ных ценностей и лежащих в их основании различных потребностей
[68]
Различных же субъектов. В данных действиях реализуются несколько видов деятельности, в зависимости от которых эти действия квалифицируются в соответствии с целями тех деятельностей, реализациями которых они выступают.
Для одного участника это может быть выполнение трудовой повинности как наказания за некое преступление, для другого — способ добывания средств существования для своей семьи, для третьего — производство духовной ценности (собора как храма) и, соответственно, творческая самореализация, для четвертого, пятого и т. д. — что-либо еще.
Таким образом, качество субъектов в процессе осуществления массово-коммуникативной деятельности обретают:
♦ носители социальных интересов, реализующие посредством массовой коммуникации свои цели, заключающиеся во влиянии на массовое сознание;
♦ владельцы отдельных СМК как субъекты реализации экономических интересов;
♦ журналисты (коммуникаторы) как субъекты реализации творческих и профессиональных интересов;
♦ массовая аудитория как совокупность субъектов, имеющих общую и единую цель, которой является получение информации для ориентации в среде существования.
Выявление структуры субъектов массово-коммуникативной деятельности способствует пониманию механизмов, движущих массово-коммуникативный процесс. Однако следует уточнить, что названные субъекты не являются субъектами массовой коммуникации как вида социальной деятельности, а являются субъектами неких других деятельностных рядов, других видов деятельности, осуществление которых так или иначе включено в массово-коммуникативный процесс. Собственно субъектами массовой коммуникации как вида социальной деятельности, как социального процесса, являются субъекты, достигающие собственных целей посредством реализации сущностных характеристик массовой коммуникации, в то время как все остальные группы субъектов, участвующие в массово-коммуникативном процессе, стремятся посредством нее достичь таких целей, для достижения которых массовая коммуникация является лишь одним из возможных путей целереализации и используется не в своей сущностной характеристике.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 213.