Поэтому, чтобы определить субъекта той или иной деятельности или, соответственно, того или иного деятельностного акта, необходимо» дать одно-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

[62]

значный ответ на вопрос: «Чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности (данного деятельностного акта)?»

((Получается, что ответ неодноначный: пдукт-сценарий, продукт – состоявшаяся передача. Публичный эффект - тоже продукт – А.С.)))

Иными словами, отвечая на этот вопрос, мы должны определить, кому выгодны результаты данной деятельности, то есть кто более всего заинтересован в данном социальном действии.

((Зачем так мерить? В деньгах и признании выгода – авторов и веджущего. В эффекте эстетики и культуры, познания, анализа жизненной ситуации - выгода публики. Но продуктом является и процесс, и наполнение действия смыслом. – А,С,)))

Кто же является субъектом массовой коммуникации как деятельности? Определив сущность массовой коммуникации как внедрение в массовое сознание определенной системы ценностей, мы должны ответить на следующий вопрос: чья система ценностей внедряется в массовое сознание в процессе массово-коммуникативной деятельности? Если субъект – это та инстанция, чью потребность удовлетворяет продукт данной деятельности, то, исходя из положений современной теории журналистики, мы должны были бы предположить, что таковым является так называемая массовая аудитория, ведь, согласно этой теории, продукты журналистики (совокупность текстов) удовлетворяют потребности именно этой аудитории.

(((Не просто тексты в передачах, а спектакли, видеоряды. А в фокус-группах – потребности научной сферы, заказчика-практика, диссертанта…– А.С.)))

«Невооруженным» глазом видно, что подобный вывод – неверен ((что аудитории – А.С.))). Попытки найти причину ошибки в выводе приведут нас к пониманию того, что речь идет не об эвристической некорректности предложенного понятия «субъект» и не о неправильной фиксации массовой аудитории в качестве потребителя продуктов журналистской деятельности, а в методологической неоднозначности, связанной с пониманием текстов как продукта журналистики.

Поясним на примере из других сфер социальной жизни, где эта трудность усматривается яснее и четче.

Рассмотрим такую сферу общественной жизни, как материальное производство, например, производство автомобилей и прохладительных напитков. Автомобильная фирма, скажем «А» производит автомобили, фирма по производству прохладительных напитков, скажем «Б», производит, соответственно, некий напиток.

Если предположить, что субъектами производства этих продуктов являются владельцы этих фирм — предприниматели, и если, как сле­дует из определения, субъект — это та инстанция, потребности кото­рой удовлетворяются продуктами данной деятельности, то снова получается, на первый взгляд, странная ситуация: зачем владельцам фирмы «А» столько автомобилей, а владельцам фирмы «Б» столько напитка? Такое количество продуктов превышает все мыслимые и немыслимые потребности владельцев фирм (субъектов данной деятель­ности) в них.

[63]

Напрашивающийся вывод: либо владельцы фирм не являются субъектами данных видов деятельности и, соответственно, определение понятия «субъект» сформулировано неправильно, либо автомобили и напитки не являются продуктами данных видов деятельности.

Дело, разумеется, не в определении понятия. Оно сформулировано социологией достаточно адекватно действительности. Дело в том, что и автомобили, и напитки являются продуктами данных видов деятельности в рассматриваемом аспекте лишь в видимости, кажимости, то есть, так или иначе, на поверхности явлений и в превращенной форме.

В другом аспекте, точнее, в этих видах производства, рассматриваемых в другом деятельностном ряду, они таковыми (то есть продуктами) выступают. Но это — уже другая деятельность, другой деятельностный ряд, требующий, в свою очередь, специального исследования на предмет выявления ее (деятельности) субъектной структуры.

Суть дела в том, что настоящим продуктом рассматриваемых видов деятельности (предпринимательской, уточним, деятельности) является, как хорошо известно из политэкономии, прибыль.

((В наших примерах ( с фокус-группой) продуктом является результат и прибыль в виде оплаты труда или эффект. технологий. В случае с телепередачей приблыь обеспечивается рекламой, а результатом будет эффект в публике и прибыль авторов и немсного – участников в студии…Но в идеологии, как было с выступлением Кастро на площади Зосе-Марти, прибыли в денежном варианте нет.- А.С.)))

Если мы примем этот факт во внимание, многое становится на свои места. Безусловно, субъектами этих видов деятельности являются владельцы названных фирм, ибо главной потребностью предпринимателя как предпринимателя является именно получение прибыли, а вовсе не производство автомобилей и напитков. И производство напитка — по сути — вовсе не производство напитка, а производство прибавочной стоимости (в данном случае, посредством производства напитка).

И тем не менее названные предприниматели заинтересованы в том, чтобы заниматься производством автомобилей и напитков, в этом производстве заключается их интерес.

Интерес, так же как и потребность, есть отношение.

((Понимаемое в энциклопедическом смысле? Представление, мечты, ориентации, иерархия, поведение.- А.С.)))

Но, в отличие от потребности, которая есть отношение субъекта к необходимым условиям собственного существования, выражающееся как полагание отсутствующего необходимым, интерес есть отношение субъекта к способам удовлетворения собственных потребностей.

((Способ удовлетворении потребности в отношении передачи Малахова – просмотр и даже пересказ, чувствование. В фокус-групее – использование ее в процессе?? – А.С.)))

Говоря языком системного подхода, потребность — это нужда субъекта в системе, то есть нужда в определенных условиях для существования и развития субъекта,

а интерес — это нужда системы в субъекте, то есть необходимость определенного способа деятельности, который система задает субъекту для собственного воспроизводства и развития.

((Интерес связывает воедино организаторов программы, авторовы, рекламщиков, как прибыль, способ извлеченитя. Нужда потребителя или зретеля (публики) есть потребность в системе, дающей возможность удовлетворения нужды. Такле же различение и в фокус-группе. - А.С.)))

Иными словами, система предоставляет субъекту возможность удовлетворить его потребность посредством деятельности по удовлет-

 [64]

Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.