Форсированная индустриализация в СССР в годы первых пятилеток: причины, методы осуществления, итоги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индустриализация – это процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

Задачи по проведению индустриализации должны были быть решены в период первых трёх пятилеток: 1928-1932 и 1933-1937 гг. Третья пятилетка- 1938-142 была прервана войной.

 

Причины индустриализации

Отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года.

Необходимость увеличения военно-технической мощи страны

Условия, в которых проходила индустриализация

Сложное экономическое развитие, не были до конца устранены последствия разрухи, нанесённые гражданской войной.

Нехватка кадров

Слабые международные экономические связи

Потребность в машинах в основном удовлетворялась за счёт импорта, не налажено собственное производство.

Цели

Превращение страны в сильную индустриальную державу

Обеспечение технической и экономической независимости страны

Усиление оборонной мощи и безопасности государства

Улучшение жизненного уровня народа

Демонстрация превосходства социализма

Источники средств

Внутренние займы у населения

Перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства в промышленность

Преимущественное развитие тяжёлой промышленности за счёт лёгкой.

Дешёвая рабочая сила заключённых

Доходы от внешней торговли

Методы

Командно-административные

Инициатива народа

Основное содержание индустриализации

Первая пятилетка: 1928-1932

Построено более 1500 предприятий

Национальный доход увеличился в 2 раза

Построена электростанция Днепрогэс - крупнейшая в мире (1932)

Введены в строй металлургические заводы: в Магнитогорске(1932), Липецке и Челябинске (1933), Новокузнецке, Норильске, Свердловске- Уралмаш(1933)

Тракторные заводы: в Сталинграде (1930), Челябинске и Харькове (1931), Нижнем Тагиле.

Автомобильные заводы: ГАЗ (1932) и ЗИС.

Создан Кузбасс

Введена Туркестано-Сибирская ж.д. (1930)

Построен Беломорканал в 1931-1933, это была первая масштабная стройка и использованием труда заключённых.

Ликвидирована безработица, введён 7-часовой рабочий день.

2 –е место в мире по выплавке чугуна, добыче нефти, по машиностроению. 3-е место по производству электроэнергии.

Вторая пятилетка: 1933-1937

Построено 4500 крупных объектов

Строительство в Москве метро (1-я линия - в 1935 году)

Канал Москва-Волга(1937)

Новые военные заводы, развитие отечественной авиации.

1934- установлена высшее степень отличия- Герой Советского Союза.

Третья пятилетка: 1938-1942

До июня 1941 года введено более 3000промышленных предприятий.

Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции

Металлургические заводы: Новотагильский и Петровск-Забайкальский

Медеплавильные заводы: Среднеуральский и Балшахский

Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

Пятилетка прервана войной.

Позитивные итоги индустриализации

Введено в строй 9 тысяч промышленных предприятий, оснащённых передовой техникой: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.

Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, автомобильная, химическая, станкостроительная

Рост валовой промышленной продукции в 6.5 раза

СССР по объёму промышленной продукции вышел на 1 место в Европе и 2- в мире.

СССР стал одной из немногих стран, в которых производились все виды промышленной продукции.

Изменилась демографическая ситуация в стране: стало 40 % городского населения

Возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции

Исчезла безработица

Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.