Особенности сжигания твердого топлива в пылевидном состоянии
На современных тепловых электрических станциям твердое топливо при сжигании в камерных топках предварительно измельчают и в виде пыли в смеси с воздухом вдувают в топочную камеру, где оно сгорает, находясь в потоке газов во взвешенном состоянии. Для превращения крупных кусков влажного топлива в пригодную для сжигания сухую угольную пыль твердое топливо подвергают процессу подготовки в системе пылеприготовления, заключающемуся в предварительном грубом дроблении на куски в несколько десятков миллиметров, подсушке и дальнейшем размоле до пылевидного состояния с размером частиц в несколько десятков или сотен микрометров.
Превращением кускового топлива в угольную пыль достигается многократное увеличение поверхности реагирования. Так, если кусочек угля диаметром 15 мм раздробить на частицы размером 50 мкм, то суммарная площадь поверхности полученных частиц в 300 раз будет больше поверхности исходной частицы. При увеличении поверхности реагирования существенно улучшаются условия сжигания, так как горение топлива является гетерогенным процессом (топливо и окислитель находятся в разных агрегатных состояниях — соответственно в твердом и газообразном), происходящим на поверхности частиц топлива.
Основными преимуществами сжигания твердого топлива в пылевидном состоянии являются следующие:
• возможность сжигания с достаточно высоким КПД любого топлива, включая малореакционные антрациты, а также высоковлажные и высокозольные угли и отходы углеобогащения;
• практически неограниченная по условиям сжигания топлива единичная мощность котла;
• полная механизация топочного процесса, легкость регулирования, возможность полной автоматизации топочного процесса;
• отсутствие подвижных деталей в топке, что повышает эксплуатационную надежность агрегата.
Недостатками сжигания топлива в пылевидном состоянии являются:
• сложность, громоздкость и в большинстве случаев высокая стоимость оборудования пылеприготовления;
• значительный расход электроэнергии на приготовление пыли, например, для антрацита составляющий 25... 30 кВт∙ч/т;
• низкие (0,1...0,3 МВт/м3) объемные плотности тепловыделения в топке при факельном сжигании твердого топлива, что объясняется малой массовой концентрацией топлива в единице объема топки (20... 30 г/м3), а также неблагоприятными условиями подвода окислителя к поверхности реагирования и отвода продуктов сгорания вследствие низкой относительной скорости горящих частиц в газовоздушном потоке.
Схемы пылеприготовления
Технологическая схема пылеприготовления
Поступающее на электростанцию твердое топливо имеет обычно куски размером до 200 мм и более и до подачи его в углеразмольные мельницы претерпевает ряд подготовительных операций собственно перед процессом размола.
Первичная обработка топлива заключается в удалении из него металлических предметов и щепы, далее следуют грохочение и дробление. Удаление металлических предметов (болтов, гаек, железнодорожных костылей и т.д.) необходимо для предотвращения поломки механизмов системы пылеприготовления с помощью магнитных сепараторов. С помощью щепоуловителей удаляют из топлива древесную щепу, попадающую в уголь в процессе его добычи, что предотвращает забивание элементов системы пылеприготовления получающейся из щепы «древесной ватой».
При поступлении высоковлажных топлив наблюдается потеря его сыпучести, что приводит к «замазыванию» пылеприготовительных механизмов, заключающемуся в налипании сырого топлива на их стенки. Для предупреждения этого явления производят частичную подсушку топлива, снижая содержание его внешней влаги на 4... 6 %. В зимних условиях наблюдается смерзание влажного топлива и примерзание его к стенкам топливоподающих устройств. Для борьбы со смерзанием применяют отопление помещений всего тракта топливоподачи от разгрузочного сарая, куда поступает топливо при разгрузке железнодорожных вагонов, до бункеров сырого угля у мельниц.
Освобожденный от металлических предметов уголь подвергается грохочению для отделения крупных кусков топлива от мелких. Для этого топливо пропускают сквозь качающиеся сита-решетки с размером отверстий 10... 15 мм. Куски более 10... 15 мм направляются в дробилки, а куски меньшего размера — мимо дробилок. Качество дробления определяют путем рассева дробленого топлива на сите с размером ячеек 5x5 мм по величине остатка на сите в процентах от начальной массы пробы, обозначаемого R 5 (здесь индекс «5» указывает на размер отверстия в сите в миллиметрах). Обычно дробление проводят так, чтобы остаток на сите с указанными ячейками составлял не более 20 %.
Для дробления топлива используют молотковые или валковые дробилки. В первом случае дробление топлива происходит за счет удара вращающихся молотков, шарнирно укрепленных на валу ротора. Валковые дробилки выполняют в виде вращающихся навстречу один другому валков с насаженными на них шипами — зубьями.
Из дробилки топливо поступает в систему пылеприготовления, где подвергается интенсивной подсушке и размолу, в результате чего получается угольная пыль, которая пневмотранспортом подается к горелкам котельного агрегата.
Для размола топлива применяют центральные и индивидуальные системы пылеприготовления.
Принципиальная схема центральной системы пылеприготовления приведена на рис. 9.3, а. Предварительно подготовленное топливо из бункера 1 сырого дробленого угля поступает в сушилку 2, далее в мельницу 3, а затем в центральный бункер 4 готовой пыли. Насосом 5 пыль подается в расходные пылевые бункера 6 котлов. Из бункеров пыль подают в топочную камеру 8. Одновременно в камеру подается воздух вентилятором 7.
Рис. 9.3. Принципиальные схемы систем пылеприготовления:
а — центральная; б — индивидуальная с прямым вдуванием; в — индивидуальная с промежуточным пылевым бункером; Г— бункер сырого дробленого угля; 2 — сушилка; 3 — мельница; 4 — центральный бункер готовой пыли; 5 — насос для пыли; 6 — расходные бункера; 7 — вентиляторы; 8 — топочные камеры котлов; 9 — промежуточный бункер; 10 — шнек для пыли.
Положительной особенностью центральной схемы пылеприготовления является независимость работы размольных установок от работы котла. Мельница может работать периодически, но с полной нагрузкой, когда расход электроэнергии на пылеприготовление получается наименьшим. В топку котла пыль подается подсушенной до заданной влажности.
Центральные схемы пылеприготовления всегда разомкнуты по сушке, т.е. отработанный сушильный агент вместе с некоторым количеством неуловленного топлива сбрасывается в атмосферу. Центральная система пылеприготовления, представляющая собой фактически пылезавод, применяется в настоящее время для блоков мощностью более 500...800 МВт.
В индивидуальной системе пылеприготовления предусмотрено приготовление пыли непосредственно у котельной установки с использованием для сушки топлива и его пневмотранспортировки горячего воздуха или продуктов сгорания, образующихся в котле. Различают индивидуальные системы пылеприготовления с прямым вдуванием и с промежуточным пылевым бункером.
Индивидуальная система пылеприготовления с прямым вдуванием (рис. 9.3, б) отличается жесткой связью мельничного оборудования с котлом. Изменение нагрузки котла требует изменения и режима работы мельничного оборудования. При работе котла со сниженной нагрузкой мельница оказывается недогруженной. В то же время при уменьшении производительности мельничного оборудования снижается и нагрузка котла.
В индивидуальной системе пылеприготовления с промежуточным пылевым бункером (рис. 9.3, в) работа пылеприготовительного оборудования не зависит от работы котла, что является основным достоинством этой системы. Наличие промежуточного пылевого бункера 9 повышает надежность установки. Этому способствует связь мельничных устройств отдельных котлов, обеспечивающая возможность с помощью пылевого шнека 10 передавать пыль в случае необходимости от одного котла другому. В индивидуальной схеме пылеприготовления с промежуточным бункером также имеется возможность наиболее полно загружать мельничное оборудование.
Индивидуальная система пылеприготовления с прямым вдуванием находит применение при сжигании высокореакционных бурых и каменных углей, допускающих наиболее грубый помол. Индивидуальная система пылеприготовления с промежуточным бункером применяется для мощных котлов при работе на тощих и малореакционных топливах, требующих тонкого помола.
Работа системы пылеприготовления при пониженной нагрузке приводит к существенному увеличению удельного расхода электроэнергии на размол твердого топлива и затрат энергии на собственные нужды электростанции или котельной.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.