В течение всего периода независимого развития Казахстан осуществляет последовательный переход к демократической правовой государственности. За этот период в казахстанском обществе произошли большие изменения, достигнут ощутимый прогресс в демократизации общества. Вместе с тем на этом пути Казахстан столкнулся с существенными проблемами и препятствиями. Однако, несмотря на трудности первых лет переходного периода, общий курс политических реформ остался неизменным.
Условия, в которых Казахстан начал осуществлять политические реформы, в своем большинстве были неблагоприятны. Напомним, что вступление страны в начале 1990-х гг. на путь системных преобразований происходило в таких условиях, что даже краткое упоминание о которых дает нам представление о сложности ситуации в тот период. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».
При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства.Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.Предпосылками нового казахстанского конституционного законодательства стали запросы всесторонней модернизации общества, пребывающего в начале 1990-х гг. в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.
Партии Общеизвестно, какую роль играют политические партии в жизни любого общества, их роль особенно возрастает в период перехода от тоталитаризма к демократии. В этот период партии, в первую очередь поддерживающие курс на общественные преобразования, становятся важнейшим механизмом политической мобилизации широких масс в поддержку демократизации социальной системы и привлекают широкий круг граждан для участия в политическом процессе, формируют необходимые для этого свойства и навыки. При этом партии обеспечивают институционализацию политического участия граждан, заменяя тем самым стихийные формы социально-политической активности. Эта роль политических партий является крайне важной. Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни»
В Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий:
Партия «Нұр Отан» , Политическая партия «Бірлік» , Демократическая партия Казахстана «Ақ жол» , Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» , Коммунистическая Народная партия Казахстана , Общенациональная социал-демократическая партия
Дата: 2019-02-02, просмотров: 900.