Методика проведения тактико-строевого занятия с отделением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Порядок проведения занятия зависит от его масштаба, поставленных учебных целей учебных вопросов, материального обеспечения занятия и времени, отведенного на его проведение.

       На тактико-строевое занятие подразделение выводится в полном составе со штатной техникой и другими средствами инженерного вооружения. В отдельных случаях такие занятия могут проводиться вначале методом «пеший по-машинному», а затем на штатной технике.

       На занятиях без материальной части «пеший по-машинному» подразделения обеспечиваются средствами связи, мегафонами, флажками, а ночью - сигнальными фонарями и приборами ночного видения. При выдвижении в район проведения занятий и возвращении с занятий руководитель занятия посредством объявления обучаемым вводных, отрабатывает с подразделением отдельные вопросы по тактической подготовке (например, защита от налета авиации противника или отражение воздушного десанта противника), выполнение отдельных нормативов по радиационной, химической и биологической защите (далее будет именоваться РХБЗ), например, преодоление зон или участков заражения и т.п.

       С прибытием подразделения в район проведения занятия руководитель объявляет тему, учебные цели занятия, вводит обучаемых в тактическую обстановку, доводит порядок проведения занятия и первый учебный вопрос.

       Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса. Для обозначения противника могут использоваться мишени и (или) группа военнослужащих со средствами имитации. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на тактическом (учебном) поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями, разрушениями и средствами имитации применяются звуковые эффекты боя, записанные на магнитную пленку и транслируемые через громкоговорящие устройства, т. е. когда занятия проводятся в условиях, максимально приближенных к боевым.

       Отработку учебного вопроса руководитель занятия начинает, как правило, с образцового показа выполнения приемов и действий специально подготовленным подразделением. При этом целесообразно изучаемое действие вначале показать в целом, затем по элементам, после чего показать выполнение действия в целом.

       При показе (демонстрации), образцовых действий подчиненных, показ (демонстрацию) Целесообразно сопровождать краткими пояснениями руководителя занятия, после обучаемое подразделение приступает к отработке учебного вопроса методом тренировки.

       В ходе проведения тактико-строевых занятий рядовой состав (специалисты) подразделений отрабатывают приемы и способы выполнения задач инженерного обеспечения в составе отделений (экипажей, расчетов), взводов и рот, а командиры, которые проводят занятие с подразделениями, получают практику в управлении подразделениями в ходе выполнения подразделениями задач инженерного обеспечения боевых действий войск.

       При отработке обучаемыми приемов и способов действий, руководитель занятия добивается правильного их выполнения, слаженности и умелых действий обучаемых. Если элемент приема подразделением выполняется правильно, то руководитель занятия переходит к отработке следующего элемента приема. При наличии недостатков в действиях обучаемых - руководитель останавливает занятие, указывает на ошибки, разъясняет порядок их устранения и тренирует личный состав в выполнении слабо усвоенных приемов или способов действий. В целях экономии моторесурса техники, используемой на занятии, повторение действий при исправлении допущенных ошибок обучаемых рекомендуется осуществлять методом «пеший по-машинному».

       Приемы и действия обучаемых повторяются до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, в нужном темпе и во времени, отведенном для выполнения данной задачи соответствующими нормативами, а подразделения не добьются согласованных действий. Следует руководствоваться правилом: не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего приема или учебного вопроса.

       Начиная отработку каждого нового учебного вопроса, командир, проводящий занятие, если необходимо, ориентирует подчиненных командиров подразделений на местности, вводит их в обстановку и ставит новые задачи подразделениям. При этом на создание тактической обстановки и постановку задач он должен затрачивать минимальное время с тем, чтобы предоставить как можно больше времени подразделениям для отработки приемов и способов действий войск. С этой же целью не следует на занятиях допускать заслушивания докладов об обстановке, выводов из нее и решений подчиненных командиров.

       Отработав учебный вопрос, руководитель занятия может провести частный разбор, в ходе которого указывает на степень отработки учебного вопроса занятия, оценивает действия обучаемых, указывает на недостатки и пути их устранения.

       Для обучения личного состава действиям ночью, определяется порядок применения приборов ночного видения, уточняется порядок освещения местности, имитация действия противника по рубежам постановки световых ориентиров (створов). Занятия обеспечиваются осветительными средствами.

       Для личного состава и техники готовятся опознавательные знаки и готовятся сигналы взаимного опознавания и взаимодействия, места и порядок обозначения проходов в минно-взрывных заграждениях.

       При проведении занятия ночью руководитель занятия особое внимание должен обратить: на соблюдение личным составом свето- и звукомаскировки; умение личного состава ориентироваться на местности: на подготовку ночных прицелов и приборов ночного видения; на подготовку личного состава к выполнению задач инженерного обеспечения, водителей (механиков-водителей) к выполнению задач на технике с использованием светомаскировочных устройств (СМУ) и приборов ночного видения.

       После отработки учебных вопросов занятия, руководитель занятия дает команду на проверку наличия и комплектности УМТБ занятия и экипировки личного состава подразделения. Командиры подразделений при этом организуют выполнение личным составов указаний руководителя занятия, после чего докладывают ему результаты проверки.

       Занятие завершается разбором. В разборе руководитель занятия напоминает тему цели занятия, анализирует действия подразделений при отработке каждого учебного вопроса подкрепляя их требованиями уставов, наставлениями, опытом войн, вооруженных конфликтов и учений войск. Отмечает действия отличившихся военнослужащих, а также недостатки, имевшие место в ходе занятия. В заключение объявляется общая оценка подготовки каждого отделения (расчета, экипажа), взвода, роты. Указываются недостатки выявленные в ходе проведения занятия и пути их устранения.

       Разбор проводится вначале со всеми военнослужащими, а затем раздельно с сержантским и офицерским составом.

Работа командира отделения по организации боевых действий
и повседневной деятельности войск

       Боевой опыт, практика подготовки и ведения боевых действий в современных условиях со всей убедительностью свидетельствуют о том, что успешное выполнение поставленных задач зависит от правильности и своевременности принятия обоснованного решения на бой, от глубины знаний, опыта и воли командира, наличия времени на подготовку боевых действий и других факторов.

       Научный подход к организации боевых действий (мероприятий повседневной деятельности) должен сочетаться с умением командира принимать оптимальные решения в короткие сроки, ясно и четко ставить задачи подчиненным, настойчиво добиваться их выполнения и уверенно управлять войсками в ходе боя.

       В настоящее время у командиров всех степеней значительно понизился уровень организаторского мастерства вследствие слабой методической подготовки и несоблюдения общепринятых принципов работы с получением задачи на бой (действия). Умение уяснить суть задачи, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного должно являться характерной чертой каждого командира.

       В рекомендациях рассмотрены основные направления методики работы командиров в выработке единых принципов всего комплекса организаторской деятельности. Применение рекомендаций предполагает творческий подход к решению поставленных задач, сообразуясь с конкретными условиями и особенностями обстановки.

       Успешное ведение боевых действий в современных условиях не возможно без надежной, хорошо отлаженной системы управления войсками. «Исходными исполнителями» общей системы управления войсками являются солдаты, непосредственно управляющие боевой техникой (оружием) и участвующие в нанесение поражения противнику огнем и Ударом. На них в конечном итоге замыкается вся система управления войсками.

       Действиями отделения (боевого расчета, экипажа) руководит его командир. Отделения организационно входят в качестве подсистемы в систему вышестоящего подразделения - взвода, где функцию управления осуществляет командир взвода. Во взводе образуется более сложная система управления с использованием технических средств. В роге имеются заместители командира роты по воспитательной работе и вооружению (старший техник роты) и старшина. С их участием создается штатная или не штатная ячейка Управления, обеспечивающая наблюдение за полем боя, связь с подразделениями и старшим командиром, обеспечение и снабжение.

       Для четкого функционирования всей системы управления войсками необходимо чтобы в основе организации боевых действий и реализации принятого решения нашли отражение общие принципы и подходы к работе на всех уровнях управления. Командиры всех степеней должны придерживаться единого алгоритма работы, который позволяет наиболее успешно реализовывать и выполнять поставленные задачи. Алгоритм работы имеет общие закономерности как в бою, так и в повседневной деятельности. При этом присутствует единый системно-логический подход в организации работы должностных лиц на всех уровнях управления. Главным отличием в работе командиров разных уровней является объем мероприятий по организации выполнения задачи и контролю исполнения принятого решения. Ошибочно считать, что весь комплекс организаторской деятельности сводится только к принятию решения.

       Методологию организации выполнения полученной задачи и принятия решения можно наиболее полно проследить и раскрыть на примере работы командира по подготовке боя (действий).

       Работу по организации выполнения полученной задачи командир начинает, как правило, после ее получения, а также может дополнительно после объявления старшим командиром его решения или замысла и включает: уяснение полученной задачи; оценку обстановки; выработку замысла; принятие решения; постановку задач элементам боевого порядка; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; разработку и оформление установленных документов и подготовку необходимых расчетов.

       С получением задачи командир должен повторить ее, записать в рабочий блокнот, доложить старшему начальнику и, при необходимости, уточнить время (сроки) готовности к выполнению задачи.

       Командир отделения единолично вырабатывает замысел и принимает решение на боевые действия, опираясь на глубокое уяснение полученной задачи и детальную оценку обстановки.

       Уяснение задачи проводится в целях определения исходных данных для подготовки к выполнению полученной задачи. В ходе его он должен понять цель предстоящих действий; замысел старшего командира (особенно способы разгрома противника) и содержание полученной задачи; роль отделения; место в боевом порядке; задачи соседей, условия взаимодействия с ними и подразделениями других родов войск, а также время готовности к выполнению полученной задачи.

       На основе уяснения задачи командир делает выводы и определяет мероприятия, которые необходимо провести немедленно для быстрейшей подготовки подчиненных к выполнению полученной задачи. После чего производит расчет времени, ориентирует подчиненных о предстоящих действиях, дает им указания по подготовке к выполнению задачи, по ведению разведки.

       Оценка обстановки - это состояние и прогноз развития обстановки до начала выполнения задачи, в ходе ее выполнения, после достижения поставленных целей и в последующем. Она заключается в изучении обстановки, анализе факторов и условий, влияющих на выполнение полученной задачи и включает: оценку противника, своих войск, местности, состояния погоды, времени года и возможный прогноз развития и характер действий. По результатам оценки обстановки командир должен ответить на вопрос: «Что я должен сделать для победы?»

       Оценка обстановки является не простым повторением задач, содержащихся в полученном приказе (распоряжении), а результатом самостоятельного анализа положения, не ограниченного никакими рамками и не связанного жесткими правилами. Так, например последовательность анализа определенная в Уставе может быть изменена. Многих ошибок можно избежать если начать оценивать обстановку не с противника, а с местности в районе боевых действий. Именно она зачастую определяет действия как противника, так и своих войск. Ни в коем случае не делать только желаемые для себя выводы. Командир должен всегда предвидеть самые неблагоприятные для него действия со стороны противника.

       Стоящие перед каждым командиром задачи по подготовке и проведению боя требуют от него непрерывной оценки быстро меняющейся обстановки и принятия соответствующих решений.

       Командир принимает решение единолично при активной помощи подчиненных, опираясь на глубокое уяснение полученной задачи, детальную оценку обстановки и прогноз ее развития при подготовке и выполнении задачи, несет полную ответственность за его выполнение. Неполнота данных об обстановке не освобождает командира от своевременного принятия решения.

       Решение на бой - это результат творческого мышления и воли командира. Сущность любого решения состоит в определении цели действий и выборе сил, средств, способов и времени ее достижения. Основой решения является замысел.

       Работа командира по организации действий и принятию решения представляет собой неразрывный процесс. Условно (с методологической точки зрения) ее можно разделить натри этапа: выработка замысла по выполнению полученной боевой или другой задачи; принятие решения; постановка задач и подготовка к ним подчиненных.

       Первый этап - выработка замысла (на любые действия). Начинается с получением задачи (боевого приказа, предварительного боевого, боевого распоряжения) старшего начальника. Командир изучает полученную задачу самостоятельно.

       Замысел вырабатывается на основе полученной задачи, ее уяснения, оценки обстановки и заключается в определении последовательности и способов выполнения полученной задачи.

       В замысле боевых действий определяется: способы и последовательность выполнения задачи; привлекаемые силы и средства и их распределение (построение боевого порядка); направление сосредоточения основных усилий (главного удара) при выполнении задачи (обеспечении); скрытность при подготовке к выполнению боевой задачи и в ходе ее выполнения; меры по обману противника (дезинформация противника относительно замысла действий отделения, их возможностей, задач, расположения уязвимых объектов).

       После выработки замысла боя (действий) командир докладывает его старшему начальнику. После утверждения отдает указания на подготовку к выполнению задачи (обеспечению), с объявлением срока готовности к предстоящим действиям).

       На основе уяснения задачи, оценки и прогнозирования обстановки, выработки замысла принимает решение.

       Второй этап - принятие решения, в котором командир определяет:

       замысел предстоящих действий;

       боевые задачи элементам боевого порядка (задачи повседневной деятельности);

       основные вопросы взаимодействия (между элементами боевого порядка, с соседями, с другими силами и средствами старшего начальника, действующими в его интересах;

       основные вопросы обеспечения боевых действий;

       основы основные вопросы управления.

       В процессе принятия решения на основе уяснения задачи, оценки обстановки и выработки замысла, командир определяет задачи элементам боевого порядка.

       При определении боевых задач элементам боевого порядка, в соответствии с особенностями вида действий и полученной задачи, командир обычно определяет: боевой состав и средства усиления; направления действий и сосредоточения основных усилий; выполняемые задачи, рубежи, позиции, порядок действий и время выхода на них; порядок огневого поражения противника; кто поддерживает, соседей; порядок и способы огневого поражения противника, расход выделяемых на боевые действия боеприпасов, свое место в боевом порядке и порядок перемещения ; сроки готовности к выполнению полученной задачи.

       На основе замысла и боевых задач, командир определяет основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

       В основных вопросах взаимодействия, в соответствии с избранным способом действий и построением боевого порядка по задачам, определяется порядок взаимодействия между элементами боевого порядка (своих сил и средств, в том числе и приданных), силами и средствами старшего начальника, выполняющими задачи в интересах отделения, а также соседями. Особо определяется персональная ответственность подчиненных за стыки и промежутки между элементами боевого порядка.

       В основных вопросах всестороннего обеспечения определяются мероприятия по-боевому, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечению в соответствии со способами и последовательностью выполнения задач элементами боевого (походного) порядка, с учетом направления сосредоточения основных усилий, последовательности и сроков выполнения основных задач, привлекаемых сил и средств, порядка управления ими.

       В основных вопросах управления командир отделения определяет свое место в боевом порядке, направление и порядок их перемещения, на кого из подчиненных возлагаются задачи по его охране, порядок использования средств связи до начала и в ходе боевых действий, своего заместителя.

       Командир должен проявить «железную» выдержку в достижении поставленной цели, заставить противника действовать по воле и замыслу командира. Однако необоснованные требования о выполнении решений, которые не соответствуют обстановке, не должны превращаться в упрямство.

       Принятое решение докладывается старшему и утверждается у него. После утверждения решения командир ставит задачи подчиненным и приступает к непосредственной подготовке к бою.

       Принятие решения является кульминационной точкой всего процесса управления. От принятого решения в конечном счете зависит эффективность всей системы, будет ли постигнута поставленная цель и какой ценой.

       Командир отделения лично организует и проводит работу по подготовке подчиненных к боевым действиям. При этом особое внимание уделяется проверке знания и понимания поставленной задачи, порядка и способов действий, порядка взаимодействия и связи с командиром, сигналов управления, экипировке и обеспеченности. Командир практически определяет готовность отделения к выполнению поставленных задач, выявляет нерешенные проблемы и трудности, которые могут повлиять на готовность подчиненных, оказывает им помощь в устранении выявленных недостатков, решает на месте имеющиеся вопросы. Основные усилия при этом направляются на полное и качественное выполнение подчиненными всех предусмотренных мероприятий по подготовке к выполнению поставленных им задач.

       О готовности к выполнению полученной задачи командир в установленное время докладывает своему непосредственному командиру.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ВЗРЫВНОЕ ДЕЛО

       Взрывные работы входят в состав основных мероприятий инженерного обеспечения боевых действий войск, выполняемых частями и подразделениями инженерных войск.

       Взрывные работы ведутся:

       при устройстве заграждений и проделывании в них проходов;

       при фортификационном оборудовании позиций и районов расположения войск в мерзлых грунтах и скальных породах;

       при разрушение объектов, зданий и сооружений;

       при уничтожении взрывоопасных предметов;

       при устройстве майн для оборудования переправ на замерзших водных преградах, защите мостов и гидротехнических сооружений во время ледохода;

       при ликвидации последствий аварий и катастроф.

       Взрывные работы выполняются по приказам командиров и под руководством назначенных ими офицеров, прапорщиков, сержантов - руководителей взрывных работ.

       Для ведения взрывных работ применяются заряды взрывчатых веществ (ВВ). Заря-Дом называется определенное количество ВВ, подготовленное для производства взрыва.

       Масса заряда зависит от качества материала и размеров подрываемого объекта и в каждом случае определяется расчетом.

       Форма заряда определяется конструктивными особенностями подрываемого объята и условиями производства взрывных работ. По форме заряды бывают сосредоточенные, удлиненные, фигурные и кумулятивные.

       По расположению относительно подрываемых объектов заряды делятся на внутренние и наружные. Внутренними называются заряды, закладываемые внутри подрываемых объектов или их частей, а наружными - заряды, размещаемые на наружных поверхностях объектов или на некотором расстоянии от них. Наружные заряды в зависимости от того, укладываются ли они вплотную к подрываемым объектам или размещаются на том или ином расстоянии от них, подразделяются на контактные и неконтактные.

Сосредоточенные, удлиненные и кумулятивные заряды заводского изготовления снаряжаются взрывчатыми веществами нормальной или повышенной мощности и имеют корпус из металла, ткани или пластиката. В каждом заряде имеется одно или два запальных гнезда с резьбой для ввинчивания зажигательных трубок и электродетонаторов. ТТХ зарядов приведены в табл. 1.

Тротиловые шашки предназначаются для производства взрывных работ и изготовляются трех видов: массой ВВ 400 г, размером 50x50x100 мм; массой ВВ 200 г, размером 25x50x100 мм; массой ВВ 75 г, диаметром 30 мм, длиной 70 мм.

Таблица 1

Дата: 2019-02-02, просмотров: 349.