Инженерное обеспечение наступления организуется и осуществляется в целях: создания необходимых условий для выполнения боевых задач; повышения защиты войск и объектов от средств поражения; нанесения потерь противнику инженерными боеприпасами и затруднения его действий.
Цели инженерного обеспечения наступления достигаются выполнением ряда задач, основными из которых являются:
1. Инженерная разведка противника, местности и объектов.
2. Фортификационное оборудование рубежей развертывания, позиций и районов (районов развертывания пунктов управления, исходных районов, позиционных районов и аэродромов).
3. Устройство и содержание инженерных заграждений.
4. Подготовка (производство) разрушений важных объектов,
5. Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях.
6. Разминирование местности и объектов.
7. Подготовка и содержание путей движения и маневра войск.
8. Оборудование и содержание переправ при форсировании (преодолении) водных преград.
9. Оборудование и содержание пунктов (районов) полевого водообеспечения.
10. Полевое электроэнергетическое обеспечение войск.
11. Участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника, скрытии (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий.
12. Участие в ликвидации последствий воздействия различных видов оружия противника и опасных факторов природного и техногенного характера.
Работа командира отделения при организации
инженерной разведки противника и местности в наступлении
С получением боевого приказа или распоряжения старшего начальника командир отделения уясняет полученную задачу; определяет мероприятия, которые необходимо провести для подготовки отделения у выполнению поставленной задачи; оценивает обстановку; участвует в проведении рекогносцировке; принимает решение и докладывает его старшему начальнику; отдает боевой приказ; руководит непосредственной подготовкой отделения к выполнению боевой задачи; докладывает о готовности у выполнению задачи.
При уяснении задачи командир отделения должен понять: цель проведения инженерной разведки; место и роль органа инженерной разведки в инженерном обеспечении наступления; порядок взаимодействия органа инженерной разведки и другими органами; срок готовности к выполнению поставленной задачи.
При оценке обстановки командир отделения должен оценить: противника, свое отделение, район (направление) предстоящих действий, состояние погоды, времени суток, года, и другие условия влияющие на выполнение боевой задачи. В решении командир отделения определяет: замысел действий (выполнения задачи);
задачи подчиненным;
основные вопросы взаимодействия;
основные вопросы всестороннего обеспечения;
основные вопросы управления.
В замысле командир отделения определяет:
к обеспечению действий каких частей и подразделений, в каких районах и на каких направлениях привлекаются органы инженерной разведки;
задачи органов инженерной разведки;
способы ведения инженерной разведки.
Определяя основные вопросы взаимодействия, командир отделения устанавливает порядок действий с другими органами инженерной разведки в тех районах и на тех направлениях, где действует отделение. Определяя основные вопросы всестороннего обеспечения, командир отделения устанавливает мероприятия по каждому виду обеспечения, сроки, силы и средства для их выполнения. Определяя основные вопросы управления, командир отделения устанавливает порядок использования средств связи, позывные старшего начальника, порядок передачи данных при отсутствии средств связи и ее нарушения.
В боевом приказе командир отделения указывает:
краткие выводы о противнике;
боевая задача отделения;
боевая задача органу инженерной разведки;
после слова «приказываю» ставятся задачи подчиненным;
порядок всестороннего обеспечения;
время готовности к выполнения боевой задачи;
порядок использования средств связи, сигналы управления.
Действия отделения по проделыванию и содержанию
проходов в инженерных заграждениях и разрушениях
Проделывание проходов в своих минных полях перед передним краем обороны осуществляется, как правило, заблаговременно, до начала наступления, обычно вручную. Для проделывания одного прохода назначается инженерно-саперное отделение, оснащенное миноискателями, комплектом разминирования и знаками для обозначения прохода.
В зависимости от наличия средств разведки МВЗ отделение может действовать уступом вправо (влево) или углом вперед.
При наличии шести миноискателей и шести щупов отделение развертывается уступом вправо или влево (рис. 5). Расчет проделывает проход в таком порядке. 1-й номер, закрепив катушку с черно-белой лентой на исходном рубеже, продвигается вперед, выдерживая заданное направление, производит поиск мин в полосе шириной 1 м и обозначает левую (правую) границу прохода.
Рис. 5. Проделывание прохода в минном поле отделением, оснащенным шестью миноискателями и щупами (размеры в метрах): 1 - номера расчетов с миноискателями и щупами; 2 - отрезок черно-белой ленты; 3 - катушки с черно-белой лентой; 4 - одиночный окоп; 5 - односторонний знак обозначения прохода; б-минный шлагбаум; 7-мина; 8-флажок; 9- шнур кошки; цифры в кружках - номера расчетов |
Уступом вправо (влево) от 1-го номера на дистанции 10- 15 м и с интервалом 1 и друг от друга продвигаются остальные номера расчета (2-5-й), ведя поиск мин в своей полосе; они ориентируются по концам отрезков черно-белых лент (длиной 15 м). 6-й номер расчета действует так же, как и 1-й номер, обозначая правую (левую) границу прохода, Командир отделения выдвигается вслед за 3-м номером расчета. Обнаруженные мины обозначают флажками, а затем обезвреживают или уничтожают. Закончив поиск, 1-й номер расчета остается для охраны прохода (отрывает окоп в конце прохода). 2-й и 3-й номера возвращаются на исходный рубеж, ориентируясь по черно-белой ленте, растянутой 1-м номером, берут односторонние знаки и обозначают ими границы прохода: 2-й номер - слева, 3-й - справа.
Затем они сматывают черно-белые ленты и приступают к отрывке окопа и оборудованию шлагбаума в начале прохода.
4-й и 5-й номера во главе с командиром отделения подготавливают, а затем стаскивают с помощью кошек (после удаления личного состава на безопасное расстояние) обнаруженные мины или готовят электровзрывную сеть (из детонирующего шнура) для уничтожения мин на месте установки. Извлеченные из грунта мины удаляют за пределы прохода или используют для оборудования минных шлагбаумов. 6-й номер расчета, закончив поиск, совместно с 1-м номером отрывает окоп и оборудует минный шлагбаум в конце прохода.
При оснащении отделения тремя миноискателями и шестью щупами отделение делится на три расчета по два номера в каждом и действует углом вперед (рис. 6). Первый расчет (1-й и 2-й номера), выдерживая заданное направление, осуществляет поиск мин в полосе шириной 2м. 1-й номер действует щупом, 2-й-миноискателем и щупом. Оба номера первого расчета тянут за собой отрезки черно-белой ленты длиной по 15 м, по которым ориентируются второй (3-й и 4-й номера) и третий (5-й и 6-й номера) расчеты, двигающиеся справа и слева от первого расчета на дистанции 10 - 15 м.
Рис. 6. Проделывание прохода в минном поле отделением, оснащенным тремя миноискателями и шестью щупами (размеры в м): 1 - номера расчетов со щупами; 2 - номера расчетов с миноискателями и щупами; 3 - черно-белые ленты; 4 - катушки с черно-белой лентой; 5 - одиночный окоп; 6 - односторонний знак обозначения прохода; 7 - минный шлагбаум; 8 - накладной заряд; 9 - электровзрывная сеть; цифры в кружках - номера расчетов |
Командир отделения выдвигается по оси прохода на удалении 10-15 м от второго и третьего расчетов.
По окончании поиска первый расчет отрывает окоп и оборудует минный шлагбаум в конце прохода. 3-й и 6-й номера расчета возвращаются на исходный рубеж, ориентируясь по растянутым ими черно-белым лентам, берут односторонние знаки и обозначают проход, а затем отрывают окоп и подготавливают минный шлагбаум в начале прохода. 4-й и 5-й номера во главе с командиром отделения обезвреживают или уничтожают обнаруженные мины.
Проделывание проходов в минных полях противника осуществляется, как правило, взрывным способом с помощью удлиненных зарядов (УЗ) и установок разминирования типа УР-77. Танки и боевые машины пехоты (БМП), оснащенные тралами, преодолевают заграждения самостоятельно.
Колейные проходы, проделанные танками с катково-ножевыми тралами, могут уширяться с помощью звеньев заряда разминирования УЗ-3 или вручную.
В первом случае отделение разбивается на три расчета по два человека в каждом. Первый расчет укладывает удлиненные заряды по левой, а второй - по правой колее. Звенья заряда разминирования соединяют между собой с помощью металлических скоб. Третий расчет крепит к концевым звеньям по 200 г тротиловой шашке и прокладывает электровзрывную сеть. После отвода отделения на безопасное расстояние командир отделения взрывает удлиненные заряды, в результате чего образуется проход шириной около 6 м.
После взрыва зарядов отделение проверяет проход, обозначает его и организует на нем комендантскую службу.
Уширение колейного прохода может осуществляться отделением (тремя расчетами) и вручную. (Рис. 7).
Проходы в минных полях, установленных дистанционно, проделывают специально подготовленные для этой цели подразделения (экипажи, расчеты). Для проделывания проходов используются минные тралы, танки с БТУ, простейшие средства, изготавливаемые силами войск, удлиненные заряды разминирования, заряды ВВ, комплекты разминирования и другие средства.
Проделывание прохода в дистанционно установленном смешанном минном ноле вручную осуществляется тралением противопехотных осколочных мин кошками и визуальным поиском с последующим уничтожением противотанковых мин зарядами ВВ.
Рис. 7. Уширение прохода, проделанного танком с тралом КМТ-5 (размеры в м): а - исо с помощью звеньев УЗ; б - исо вручную; 1 - секции УЗ; 2 - соединение звеньев; 3 - тротиловая шашка; 4 - зажигательная трубка или электродетонатор; 5 - ДШ; 6 - односторонний знак; 7 - катушка с черно-белой лентой; цифры в кружках - номера расчета |
Отделение разбивается на три расчета (рис. 8). Первый расчет (1-3-й номера), оснащенный кошками и щупами, забрасывает кошки на 20 - 25 м в створе прохода и подтягивает их из положения лежа.
Рис. 8, Проделывание прохода в смешанном минном поле вручную. (цифры в кружках - номера расчетов) |
После двух-трех забрасываний расчет продвигается на 5 -10 м вперед, ведя визуальный поиск противотанковых мин и их обозначение. Второй расчет (4-й и 5-й номера), продвигаясь на удалении 10 -15 м за первым, обозначает проход и осуществляет его дополнительную проверку. Третий расчет (6-й номер), двигаясь на удалении 30 - 35 м за вторым расчетом, подготавливает и по команде командира отделения (после удаления личного состава на безопасное расстояние) уничтожает обнаруженные мины.
Действия отделения по разведке
и разминированию дорог и дорожных сооружений
Группа разведки и разминирования разбивается натри расчета. Расчеты №1 и №2 действуют справа и слева от дороги на удалении до 50 метров с задачей обнаружения проводных линий управления фугасами и самих фугасов. Расчет № 3 действует непосредственно на дороге с задачей обнаружения мин и фугасов, установленных на дороге.
Состав расчетов № 1 и 2: № 1 - сапер-разведчик, оснащенный нелинейным локатором. В его задачу входит обнаружение радиоэлектронных средств подрыва; № 2, 3, 4 -саперы-разведчики, оснащенные миноискателями с задачей обнаружения мин, фугасов и линий управления взрывом; № 5 - сапер-разведчик, оснащенный генератором помех; № 6 - командир отделения. Саперы выдвигаются уступом, расстояние между саперами - не менее 20,..25 метров для исключения поражения более одного человека в случае взрыва мины или фугаса (рис. 9).
Рис. 9. Действия группы разведки и разминирования: Расчеты № 1 и 2: № 1 - сапер с нелинейным локатором, № 2, 3, 4 - саперы с миноискателями, № 5 - сапер с генератором помех, № 6 - командир отделения; расчет № 3: № 1, 2 - расчеты МРС, № 3 - сапер с нелинейным локатором, № 4, 5 - саперы с миноискателями, № 6 - командир отделения |
В случае обнаружения проводной линии управления подается команда «Всем стой!» При этом саперы и подразделение прикрытия остаются на месте, где их застала команда и занимают оборону в готовности к ведению огневого боя. Сапер, обнаруживший линии управления, перерезает их по одному проводу поочередно. Затем выдвигается по проводам в сторону дороги, при этом проверяя свой маршрут на наличие противопехотных мин и фугасов, так как боевики часто минируют участки, где проложены линии управления.
Обнаружив фугас, сапер сообщает командиру группы. Командир группы принимает решение на способ уничтожения фугаса. Если фугас установлен на дереве, столбе, колышке, заборе целесообразно его уничтожить огнем из крупнокалиберного пулемета БТР. Если такой возможности нет - к фугасу подходит один сапер, укладывает рядом с ним заряд, воспламеняет ЗТП и отходит в указанное командиром место. Отходить от фугаса необходимо по тому же маршруту, по которому подходили к нему. Результаты взрыва или расстрела фугаса осматривает один человек.
В случае обнаружения радиоуправляемого фугаса при невозможности его уничтожения огнем стрелкового оружия, на расстоянии 10... 15 метров от фугаса располагают генератор помех, один сапер устанавливает тротиловую шашку, воспламеняет ЗТП и отходит в указанное командиром место.
При подходе к радиоуправляемому фугасу необходимо проверить свой путь движения при помощи миноискателя. Состав расчета № 3: № 1, 2 - расчеты МРС; № 3 - сапер-разведчик, оснащенный нелинейным локатором. В его задачу входит обнаружение радиоэлектронных средств управления взрывом; № 4, 5 - саперы-разведчики, оснащенные миноискателями с задачей обнаружения мин и фугасов; № 6 - командир отделения. Саперы выдвигаются уступом, расстояние между саперами - не менее 20...25 метров для исключения поражения более одного человека в случае взрыва мины или фугаса.
При работе расчета МРС придерживаются следующих правил. Работа расчета МРС начинается с выдвижения к исходной линии. При этом расстояние между двумя расчетами МРС должно быть не менее 25 метров. Сапер с миноискателем находится на удалении не менее 25 метров от крайнего расчета. Проводник запускает перед собой собаку. Глубина продвижения собаки должна быть 8...9 метров, ширина полосы захвата - 4...5 метров.
При обнаружении собакой мины или фугаса проводник устанавливает на границе проверяемого участка указку «Мины» таким образом, чтобы верхний угол треугольника указывал направление на место, обозначенное собакой. После этого он докладывает командиру о том, что собака что-то обнаружила, отзывает ее с места обнаружения. Расчет МРС отходит на безопасное расстояние. Назначенный командиром сапер выдвигается к обозначенному месту, ведя разведку при помощи миноискателя и щупа. При обнаружении мины или фугаса сапер докладывает об этом командиру.
Необходимо помнить, что время работы одной собаки должно быть не более 40 минут. После этого необходимо собаку заменить и дать ей возможность отдохнуть. Во время отдыха собаки должны находиться в безопасном месте на привязи и быть укрытыми от солнца. Не допускается оставлять собак МРС без присмотра. При наличии информации или при обнаружении мин, фугасов, установленных с разлитыми ГСМ, рассыпанным порошкообразным или кусковым тротилом, или при непонятном поведении двух собак во время обследования одного и того же участка дороги, использовать расчеты МРС на данном участке запрещается.
При обнаружении мины или фугаса саперами, оснащенными нелинейными локаторами или миноискателями, подается команда «Всем стой!». При этом саперы и подразделение прикрытия остаются на месте, где их застала команда и занимают оборону в готовности к ведению огневого боя. Командир группы принимает решение на способ уничтожения фугаса. По возможности фугасы необходимо уничтожать путем расстрела из пулеметов БТР (МТ-ЛБ).Если это невозможно, то при включении в состав группы разведки и разминирования ИМР установка заряда рядом с фугасом осуществляется при помощи манипулятора. Если такой возможности нет - сапер, обнаруживший фугас, устанавливает штатный заряд, воспламеняет ЗТП и отходит в указанное командиром место. Отходить от фугаса необходимо по тому же маршруту, по которому подходили к нему. Результаты подрыва фугаса осматривает один человек, назначенный командиром.
Управление подразделением осуществляется передачей команд голосом и сигналами Применение средств радиосвязи в условиях использования генераторов помех исключается.
Действия отделения по подготовке и содержанию путей выдвижения войск, устройству переходов и содержанию переправ при преодолении (форсировании) водных преград
Инженерно-саперное отделение при выполнении задач может действовать в составе таких подразделений, как отряд обеспечения движения (ООД), группа разграждения, и составлять основу инженерных разведывательных дозоров, выделенных от этих подразделений.
Инженерно-саперное отделение перемещается на БТР, разведывательных машинах, вертолетах или в пешем порядке и оснащается приборами наблюдения и определения расстояния (биноклями, перископами, дальномерами, рулетками), средствами разведки МВЗ (миноискателями, щупами, кошками и т. д.), средствами обозначения путей днем и ночью.
Отделение, действующее в составе ООД, оснащается приборами определения проходимости местности, фонарями МБФ, а для разведки водных преград, кроме того, гидровертушками, гидроспидометрами, спасательными жилетами, водолазным снаряжением.
Отделение передвигается от одного объекта к другому. По радио или подвижными средствами связи командир отделения представляет донесения о ходе выполнения задачи.
Действия отделения зависят от возлагаемых на него задач.
Инженерно-саперное отделение при подготовке и содержании путей выдвижения должно установить: состояние дорожного полотна и дорожных сооружений, наличие заграждений и разрушений, зараженные участки дороги, возможность их объезда, наличие строительных материалов. Командир отделения составляет схему разведки, организует Действия подчиненных; два номера расчета определяют места и характер разрушений (заграждений); два - разведывают дорогу и обозначают объезд (обход) препятствий, определяют проходимость местности; два - проверяют зараженность местности и наличие строительных материалов.
При устройстве переходов через препятствия инженерно-саперное отделение определяет их характер, протяженность, отыскивает объезды и обозначает их. При невозможности обхода (объезда) препятствий отделение устраивает переход взрывным способом с последующей дорасчисткой проезжей части вручную или с использованием путепрокладчиков.
При устройстве и содержании переправ командир отделения руководит действиями отделения; два номера расчета определяют пути выдвижения к переправам, обозначают их, разведывают съезды в воду и выезды из воды; два других номера определяют характеристики реки, берегов и дна; еще два - проверяют местность на радиоактивное заражение и на наличие строительных материалов.
Съезды (выезды) к водной преграде при отсутствии путепрокладчиков отделение устраивает взрывным способом.
Действия отделения гусеничных плавающих транспортеров
по оборудованию десантных переправ
В зависимости от ширины водной преграды и условий обстановки отделение гусеничных плавающих транспортеров может оборудовать и содержать десантную переправу на одном или двух створах.
Для оборудования и содержания десантной переправы могут привлекаться инженерно-саперные и инженерно-дорожные подразделения. Задачами этих подразделений являются: подготовка путей к переправе; проверка берегов и водной преграды на минирование; устройство съездов и выездов; проделывание проходов в заграждениях на берегу и в воде.
Задачу на оборудование и содержание переправы командир отделения получает от командира взвода, который указывает предварительную задачу, район расположения обеспечиваемой части, время прибытия, маршрут движения, количество и места трасс для движения транспортеров через водную преграду.
В установленное время отделение гусеничных плавающих транспортеров выдвигается к месту погрузки первого рейсорасчета. В целях обеспечения маскировки, удобства подхода к транспортерам для погрузки (посадки) переправляющейся техники (личного состава) и быстрого выхода к переправе транспортеры отделения располагаются в местах погрузки рассредоточено. В этом районе командир отделения дает указание командирам транспортеров по подготовке машин к погрузке, проведению контрольного осмотра перед входом в воду. Погрузка (посадка) техники (личного состава) производиться по команде командира отделения, под руководством командиров транспортеров. Погрузка техники осуществляется по аппарелям и откидному борту своим ходом или лебедкой транспортера. После погрузки техники, расчеты плавающих транспортеров и водители тягача (автомобиля) осуществляют ее крепление на платформе транспортера. Командир отделения дает указания расчетам переправляемой техники находиться только на грузовой платформе транспортера.
С получением установленного сигнала отделение плавающих транспортеров выдвигается к водной преграде к заранее подготовленным и разведанным трассам, Дистанция между транспортерами в ходе выдвижения должна составлять не менее 40 метров. Командир отделения руководит входом плавающих транспортеров в воду и выходом их на свои створы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 441.