Выполнение контрольной работы является одним из видов самостоятельной работы магистранта, включенным в учебный план изучения дисциплины «Психология профессионализма». Цель выполнения контрольной работы – закрепление знаний, формирование навыков работы с научно-методической литературой, проверка качества освоения дисциплины. Контрольная работа направлена на выявление актуальных проблем современной психологии труда, психологии профессионального развития и акмеологии, рассмотрение метапсихологических категорий профессионального развития и особенностей становления субъекта профессиональной деятельности.
В ходе выполнения контрольной работы магистранты развивают мышление, учатся обобщать материал, выделять главное, делать заключения, получают навык конспектирования источников информации. Контрольная работа выполняется в письменном виде, что способствует развитию умения кратко, четко, последовательно излагать материал, развивает культуру письменной научной речи.Контрольная работа является средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студента.
При выполнении контрольной работы магистрант должен:
–составить план контрольной работы, подобрать и изучить соответствующую выбранной теме научную литературу;
– систематизировать и обобщить информацию;
–решить задачи, поставленные в контрольной работе;
–сформулировать и логически обосновать выводы.
Тему контрольной работы магистрант выбирает самостоятельно из тем, предложенных преподавателем, руководствуясь своими интересами и профессиональной направленностью. Преподаватель оказывает необходимую помощь магистранту по всем вопросам, возникающим при выполнении контрольной работы. Она строится на основе анализа 10 – 15 источников литературы (статей, монографий, методических пособий и пр.).
Контрольная работа должна соответствовать требованиям стандарта по оформлению, структуре и содержанию. Структура контрольной работы включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (при необходимости).
Титульный лист содержит следующие сведения: полное наименование министерства, университета, института, кафедры, тему контрольной работы, сведения об авторе и руководителе и т.д. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 1.
Оглавление контрольной работы включает названия всех разделов работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их расположение в тексте.
Во введении должны быть обозначены актуальность выбранной темы, степень ее разработанности в научной литературе, цели и задачи, описание структуры работы.
В основной части последовательно раскрывается тема в соответствии с намеченным планом, каждый элемент которой должен представлять собой законченный в смысловом отношении раздел работы.
В заключении подводятся итоги разработки темы. Подтверждается актуальность выбранной темы, раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики, выражается собственная точка зрения студента к изложенному материалу. Отражается решение задач, сформулированных во введении, подводятся итоги, а также обозначаются возможные способы применения усвоенного материала в будущей профессиональной деятельности магистранта.
Библиографический список литературы должен включать в себя только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.
Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в текстовом редактореMicrosoftWord, шрифт – TimeNewRoman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5, поля по краям – 2 см. Общий объем контрольной работы должен составлять 10 – 20 страниц компьютерного набора текста. Возможен вариант рукописного представления контрольной работы (в эквиваленте, соответствующем печатному изложению), при этом она должна быть написана разборчивым почерком. Работа должна быть написана научным языком без грамматических ошибок и опечаток.
Страницы текста нумеруются арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему тексту внизу страницы). Титульный лист является первой страницей работы, номер на нем не проставляется. Заголовки следует располагать по центру страницы прописными буквами без точки и подчеркивания. В тексте должны быть включены функции «Расстановка переносов», «Выравнивание текста по ширине», «Отступ (красная строка) – 1,25 – 1,27 см». В тексте обязательны ссылки на изученные работы.
Темы контрольных работ
1. Психологический анализ профессиональной деятельности.
2. Профессиональные способности и успешность профессиональной деятельности.
3. Профессионально значимые свойства и их динамика.
4. Профессионально важные качества.
5. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
6. Отечественные и зарубежные теории профессионального развития.
7. Характеристика профессиональной пригодности.
8. Программы повышения мотивации профессиональной деятельности на предприятии.
9. Удовлетворенность профессиональной деятельностью работников.
10. Психологическая характеристика надежности профессиональной деятельности.
11. Психологическое обеспечение безопасности труда.
12. Индивидуальное, личностное и профессиональное в развитии человека.
13. Профилактика и преодоление деструктивного профессионального развития.
14. Направления психологического сопровождения профессионального развития личности.
15. Психотехнологии профессионального развития личности.
6.3. Задания и методические указанияпо организации самостоятельной работы студента
При изучении дисциплины «Психология профессионализма» предусмотрено выделение 74 часов на самостоятельную работу студентов очной формы обучения, 98 часов – для студентов заочной формы обучения, 80 часов – для студентов очно-заочной формы обучения. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.
Видами самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины являются:
1) работа с лекционным материалом, проработка конспекта лекций и учебной литературы;
2) поиск и обзор литературы и электронных источников информации, написание реферата (доклада, научной статьи) по индивидуально заданной проблеме курса;
3) выполнение домашних заданий к занятиям;
4) выполнение практических работ;
5) работа над словарем понятий и терминов;
6) изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение (отдельные темы);
7) подготовка и представление электронных презентаций;
8) подготовка к практическим занятиям, семинарам, тестированию, «круглым столам», терминологическим диктантам, экзамену;
9) сочинение эссе(написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме);
10) аналитическая обработка текста (рецензирование, аннотирование и реферирование, конспектирование);
11) анализ профессиональных ситуаций (кейс-задач);
12) подготовка контрольной работы.
Примерные темы эссе, рефератов и докладов
1. Управление профессиональным развитием персонала.
2. Профессиональное саморазвитие личности как фактор успешной карьеры.
3. Формирование готовности к профессиональном саморазвитию студентов вуза.
4. Социально-психологические аспекты адаптации молодых специалистов.
5. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности.
6. Психопрофилактика и психологическое просвещение в профессиональном развитии личности.
7. Планирование карьеры как фактор профессионального развития личности.
8. Функциональные состояния человека в профессиональной деятельности.
9. Значение содержательных и процессуальных теорий профессиональной мотивации в практике управления персоналом.
10. Обучение на разных стадиях профессионального развития личности.
11. Профессиональное акме и его критерии.
12. Роль акметехнологий в профессиональном развитии личности.
Иные материалы
Итоговая аттестация в виде экзамена предполагает формы сдачи на выбор: традиционная – в виде подготовки к устным ответам по изученной дисциплине, и проектная – в виде подготовки презентации по изученному курсу и ее представлению.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Психология профессионализма как междисциплинарная область знания. Общие тенденции в развитии представлений о труде.
2. Методы исследования психологии профессиональной деятельности.
3. Содержание понятия трудовой деятельности: структура трудовой деятельности, классификация видов труда.
4. Психологическая классификация средств труда (Е.А. Климов).
5. Характеристика психологических признаков труда (Е.А. Климов).
6. Структура субъекта профессиональной деятельности. Свойства человека как субъекта профессиональной деятельности.
7. Психологическое содействие профессиональному становлению личности.
8. Психологический анализ профессиональной деятельности. Виды профессиографии.
9. Характеристика индивидуального стиля профессиональной деятельности: структура, механизм формирования.
10. Становление личности в онтогенезе: факторы, этапы, возрастные задачи. Сущность профессионального развития и становления.
11. Профессиональное самоопределение: определение, характерные особенности, уровни.
12. Модель профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).
13. Профессиональная пригодность человека: структура, виды профпригодности.
14. Профессионально важные качества: определение, виды.
15. Психологическая характеристика надежности профессиональной деятельности.
16. Отечественные периодизации профессионального становления личности (Е.А. Климов, Э.Ф.Зеер, Т.В. Кудрявцев и др.).
17. Проблема периодизации профессионального становления в работах зарубежных авторов.
18. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности.
19. Профилактика и преодоление деструктивного профессионального развития.
20. Периодизация профессионального становления на основе владения профессиональной деятельностью (А.К. Маркова).
21. Методологические принципы и подходы психологии профессионального развития.
22. Понятие профессионализма. Профессионализм личности и профессионализм деятельности.
23. Профессионализм и мастерство как этапы профессионального становления: психологические критерии.
24. Акмеологические инварианты профессионализма. Факторы профессиональной успешности.
25. Акмеологические технологии и психотехнологии в системе психологического сопровождения профессиональной подготовки
Задание к экзамену по дисциплине «Психология профессионализма»
Подготовить в программе PowerPoint презентацию по теме изучаемого курса, используя дополнительные источники информации.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
· Презентация не должна быть меньше 25-30 слайдов.
· Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; место учебы.
· Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
· Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
· В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов (как минимум ссылки на сайты по тематике курса);
· последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации | · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | · Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
|
Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.