ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент (уровень магистратуры)

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

 

Психология (уровень магистратуры)

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

организационно-управленческая деятельность:

способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10).

 

Знать

З1. психологические признаки труда и этические аспекты своей профессиональной деятельности,иметь представление о психологическом смысле и значимости трудовой и профессиональной деятельности;

З2. психологические особенности субъекта труда, требования, предъявляемые к психическим процессам и личностным качествам субъекта трудовой и профессиональной деятельности;

З3. психологическое содержание, акмеологические инварианты и признаки профессионализма личности и деятельности;

З4. принципы и закономерности профессионального становления в развивающемся профессионально-образовательном пространстве, содержание и уровни профессионального самоопределения;

З5. актуальные тенденции развития мира профессий, системы профессионального образования и профессиональной подготовки;

Уметь

У1. анализировать профессиональную деятельность на разных уровнях ее проявления;

У2. выявлять условия возникновения нестандартных профессиональных ситуаций и оценивать их последствия;

У3. выделять требования трудовой и профессиональной деятельности к ее субъекту;

У4. выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта деятельности, соответствующие критериям профессионализма.

У5. организовывать взаимодействие с другими субъектами деятельности для обеспечения качественного выполнения типовых профессиональных задач;

У6. определять стратегии поведения в своей профессиональной деятельности, выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта, соответствующие критериям профессионализма в конкретной деятельности;

У7. оказывать психологическое содействие профессиональному самоопределению обучающихся в системе непрерывного профессионального образования.

 

Владеть

В1. способами самопроектирования себя как личности, целеполагания и техниками самоопределения в профессиональной деятельности, навыками стимулирования личностного и профессионального развития;

В2. навыками принятия обоснованных решений в проблемных профессиональных ситуациях, а также навыками высказывания и обоснования своих профессиональных позиций;

В3. технологиями психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории;

В4. навыками установления межличностного контакта, ведения аргументированной дискуссии для решения научно-исследовательских и прикладных задач.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аннотирования, реферирования текстов, промежуточная аттестация в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоение дисциплины 11
2. Место дисциплины структуре образовательной программы 12
3. Результаты освоения дисциплины 12
4. Структура и содержание дисциплины 18
4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы 18
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины 20
5. Образовательные технологии 26
6. Учебно-методические материалы 27
6.1 Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий 27
6.2 Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.) 30
6.3 Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента 33
6.4 Иные материалы 34
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение 41
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 43

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология профессионализма – комплексная учебная дисциплина, изучающая психологические закономерности становления профессионала через взаимодействие субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности в профессиональной деятельности и взаимнойадаптации человека и профессиональной среды.

Таким образом, дисциплина интегрирует профессиональное психологическое знание из предметной области психологии профессионального становления, психологии труда, психологии профессий, психологии личности, профессиоведения, акмеологии и других психологических направлений, описывающих профессиональное поведение человека и его становление как профессионала.

Цель дисциплины: повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности и становления человека как профессионала.

Задачи дисциплины:

· ознакомить с предметом, проблемами и современным состоянием психологии профессиональной деятельности;

· сформировать теоретические знания о психологических особенностях становления профессионала в системе “субъект труда – профессиональная среда”;

· ознакомить с основными направлениями совершенствования трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств);

· рассмотреть основные принципы психологического анализа деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и психограмм деятельности);

· изучить факторы повышения (поддержания на требуемом уровне) работоспособности специалиста в различных видах и условиях труда;

· изучить особенности формирования профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности;

Воспитательной целью данного курса является развитие профессиональной компетентности, формирование профессиональной идентичности студентов.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Психология профессионализма» является базовой дисциплиной учебных планов ФГОС ВО для студентов всех форм обучения направлений 44.04.01 Педагогическое образование, 38.04.02 Менеджмент, 37.04.01 Психология, 38.04.01 Экономика, 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) для уровня высшего образования - магистратура.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате предшествующего высшего образования, педагогического опыта по подготовке будущих рабочих и специалистов для конкретной отрасли экономики.

Освоение дисциплины осуществляется на основе знаний, умений и навыков, сформированных предшествующими дисциплинами.

В результате освоения дисциплины «Методология научного исследования» магистрант должен

знать:теоретические основыорганизации научно-исследовательской деятельности;

уметь:анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований; использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:современными методами научного исследования в предметной сфере; способами осмысления и критического анализа научной информации; навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения ОПОП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с образовательными стандартами направлений подготовки:

    44.04.01 Педагогическоеобразование

Выпускник,освоившийпрограммумагистратуры,долженобладатьследующимиобщекультурными компетенциями:

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственностьза принятые решения (ОК-2).

Выпускник,освоившийпрограммумагистратуры,долженобладатьследующимиобщепрофессиональными компетенциями:

– готовностьювзаимодействоватьс участникамиобразовательногопроцессаи социальнымипартнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектироватьдальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник,освоившийпрограммумагистратуры,долженобладатьпрофессиональнымикомпетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые)ориентирована программа магистратуры:

– готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).


Менеджмент

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

Психология

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

организационно-управленческая деятельность:

– способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-10).

Экономика

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать общепрофессиональными компетенциями:

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

– способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3).

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

– способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

– умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-11).

Выпускник программы магистратуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

научно-исследовательская деятельность:

– способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПК-38);

организационно-управленческая деятельность:

– способностью определять и создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности (ПК-55).

Знать

З1. психологические признаки труда и этические аспекты своей профессиональной деятельности,иметь представление о психологическом смысле и значимости трудовой и профессиональной деятельности;

З2. психологические особенности субъекта труда, требования, предъявляемые к психическим процессам и личностным качествам субъекта трудовой и профессиональной деятельности;

З3. психологическое содержание, акмеологические инварианты и признаки профессионализма личности и деятельности;

З4. принципы и закономерности профессионального становления в развивающемся профессионально-образовательном пространстве, содержание и уровни профессионального самоопределения;

З5. актуальные тенденции развития мира профессий, системы профессионального образования и профессиональной подготовки;

Уметь

У1. анализировать профессиональную деятельность на разных уровнях ее проявления;

У2. выявлять условия возникновения нестандартных профессиональных ситуаций и оценивать их последствия;

У3. выделять требования трудовой и профессиональной деятельности к ее субъекту;

У4. выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта деятельности, соответствующие критериям профессионализма.

У5. организовывать взаимодействие с другими субъектами деятельности для обеспечения качественного выполнения типовых профессиональных задач;

У6. определять стратегии поведения в своей профессиональной деятельности, выделять профессионально важные качества, способности и свойства субъекта, соответствующие критериям профессионализма в конкретной деятельности;

У7. оказывать психологическое содействие профессиональному самоопределению обучающихся в системе непрерывного профессионального образования.

Владеть

В1. способами самопроектирования себя как личности, целеполагания и техниками самоопределения в профессиональной деятельности, навыками стимулирования личностного и профессионального развития;

В2. навыками принятия обоснованных решений в проблемных профессиональных ситуациях, а также навыками высказывания и обоснования своих профессиональных позиций;

В3. технологиями психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории;

В4. навыками установления межличностного контакта, ведения аргументированной дискуссии для решения научно-исследовательских и прикладных задач.

 

4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет для очной формы обучения 3 з.е. (108 часов), из которых: 16 – лекционных, 18 – практических, 74 – самостоятельная работа, экзамен во втором семестре.

Длязаочной формы трудоёмкость дисциплины также3 з.е. (108 часов), из которых: 2 – лекционных, 8 – практических, 98 – самостоятельная работа, экзамен во втором семестре. Во втором семестре предусмотрена также контрольная работа.

Дляочно-заочной формы трудоёмкость дисциплины составляет 3 з.е. (108 часов), из которых: 10 – лекционных, 18 – практических, 80 – самостоятельная работа, экзамен во втором семестре.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Таблица 1

 

 

Вид работы

Форма обучения

очная очно-заочная заочная

Семестр изучения

2-й 2-й 2-й
Кол-во часов Кол-во часов Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108 3/108 3/108
Контактная работа, в том числе: 34 28 10
Лекции 16 10 2
Практические занятия (семинарские занятия) 18 18 8
Лабораторные занятия - - -
Консультации - - -
Другие виды контактной работы - - -
Самостоятельная работа, в том числе: 74 80 98
Изучение теоретического курса 20 20 20
Самоподготовка к текущему контролю знаний 8 14 14
Подготовка и защита реферата - - -
Подготовка к защите работ 16 16 16
Контрольная работа - - 18
Др. виды - - -
Подготовка к экзамену 30 30 30

 

 


4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины (очная форма обучения)

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час.

СР, час

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме
1. Введение в психологию профессиональной деятельности 2 12 2 2 Конс.   8 Входной контроль. Собеседование. Практическое задание «Отображение психологических признаков труда в общественном сознании»
2. Психология профессионального становления 2 16 4 4 Конс. 4 8 Анализ научной литературы, доклады, разработка мини-проекта «Траектория моего профессионального развития»
3. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности 2 16 4 4 Конс. 4 8 Анализ научной литературы, доклады, работа в малых группах, практическое задание «Психодиагностика профессионально важных качеств»
4. Психология формирования профессиональной пригодности и индивидуальный стиль деятельности 2 14 2 4 Конс. 4 8 Анализ научной литературы, доклад, практическое задание «Оценка профессионально значимых характеристик методом экспертных оценок»
5. Психологические критерии профессионализма и мастерства в профессиональной деятельности 2 10 2 2 Конс. 2 6 Анализ научной литературы, доклады, защита презентаций 
6. Акмеология профессиональной деятельности 2 10 2 2 Конс. 2 6 Анализ научной литературы, доклады, защита презентаций
7. Экзамен 2 30     Конс   30 Экспертиза знаний, полученных обучаемыми в ходе изучения дисциплины (подведение итогов)

Всего за курс

108 16 18 16 74 экзамен

 

Тематический план дисциплины (заочная форма обучения)

 

Таблица 3

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час.

СР, час

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме
1. Введение в психологию профессиональной деятельности 2 12 2   Конс.   10 Входной контроль. Собеседование.
2. Психология профессионального становления 2 12   2 Конс. 2 10 Анализ научной литературы, доклады, разработка мини-проекта «Траектория моего профессионального развития»
3. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности 2 12   2 Конс. 2 10 Анализ научной литературы, работа в малых группах, практическое задание «Психодиагностика ПВК»
4. Психология формирования профессиональной пригодности и индивидуальный стиль деятельности 2 12   2 Конс. 2 10 Анализ научной литературы, практическое задание «Оценка профессионально значимых характеристик методом экспертных оценок»
5. Психологические критерии профессионализма и мастерства в профессиональной деятельности 2 11   1 Конс.   10 Анализ научной литературы, подготовка презентации
6. Акмеология профессиональной деятельности 2 19   1 Конс. 1 18 Анализ научной литературы, подготовка презентации
7. Экзамен 2 30     Конс   30 Экспертиза знаний, полученных обучаемыми в ходе изучения дисциплины (подведение итогов)

Всего за курс

108 2 8 7 98 Экзамен

 

Тематический план дисциплины (очно-заочная форма обучения)

Таблица 4

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы, час.

СР, час

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме
1. Введение в психологию профессиональной деятельности 2 12 2 2 Конс.   8 Входной контроль. Собеседование.
2. Психология профессионального становления 2 16 2 4 Конс. 4 10 Анализ научной литературы, доклады, разработка мини-проекта «Траектория моего профессионального развития»
3. Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности 2 16 2 4 Конс. 4 10 Анализ научной литературы, доклады, работа в малых группах, практическое задание «Психодиагностика ПВК»
4. Психология формирования профессиональной пригодности и индивидуальный стиль деятельности 2 12   4 Конс. 2 8 Анализ научной литературы, доклады, практическое задание «Оценка профессионально значимых характеристик методом экспертных оценок»
5. Психологические критерии профессионализма и мастерства в профессиональной деятельности 2 12 2 2 Конс. 2 8 Анализ научной литературы, подготовка и защита презентации
6. Акмеология профессиональной деятельности 2 10 2 2 Конс.   6 Анализ научной литературы, подготовка презентации
7. Экзамен 2 30     Конс   30 Экспертиза знаний, полученных обучаемыми в ходе изучения дисциплины (подведение итогов)

Всего за курс

108 10 18 12 80 экзамен

Таблица 5

Практические занятия

 

№ раздела Наименование практических работ Кол-во ауд. часов
1. Практикум «Отображение психологических признаков труда в общественном сознании» 2

2.

Семинар «Психологические основы профессионального становления личности» 2
Разработка и защита мини-проекта «Траектория моего профессионального развития» 2

3.

Практикум «Психологическое описание профессиональной деятельности» 2
Семинар «Практическое занятие «Психодиагностика профессионально важных качеств» 2

4.

Практическое занятие «Оценка профессионально значимых характеристик методом экспертных оценок» 2
Семинар «Индивидуальный стиль деятельности и его формирование» 2
5. Семинар «Профессии будущего: требования к личности современного профессионала» 2
6. Семинар «Критерии профессионализма» 2

Содержание тем дисциплины «Психология профессионализма»

 


Образовательные технологии

 

Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе – самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя.

Выделяемые часы используются для знакомства с научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

Для освоения учебного курса используются следующие формы проведения учебных занятий и заданий для самостоятельной работы магистрантов в аудитории под контролем преподавателя с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

· практические занятия, семинары, включающие разнообразные как традиционные, так и инновационные виды учебной работы;

· самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

· «круглый стол» по теоретическим и проблемным темам курса;

· экспресс-диагностика по темам и тестирование по разделам курса;

· традиционные технологии (практические работы, упражнения, опросы, дискуссии, доклады, защиты рефератов, аннотирование научных статей и книг, тестирование и др.);

· консультации.

В процессе освоения дисциплины предусмотрены следующие интерактивные формы проведения занятий:

· моделирование и анализ профессиональных ситуаций;

· решение проблемных вопросов;

· работа в малых группах;

· дискуссия;

· разработка проектов

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Психология профессионализма» составляет 47% для очной формы обучения, 70% для заочной формы обучения и 43% для очно-заочной формы обучения.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.
Промежуточным контролем знаний студентов в течение обучения являются контрольные задания по ключевым темам читаемой дисциплины.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Психология профессионализма». Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над научной и научно-методической литературой.На практических занятиях магистрант под руководством преподавателя выполняет задания, упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

Контрольные вопросы и задания для подготовки к практическим/семинарским занятиям

Задания и методические указания по выполнению письменных работ (расчетно-графических, контрольных, курсовых и т.д.)

Темы контрольных работ

1. Психологический анализ профессиональной деятельности.

2. Профессиональные способности и успешность профессиональной деятельности.

3. Профессионально значимые свойства и их динамика.

4. Профессионально важные качества.

5. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

6. Отечественные и зарубежные теории профессионального развития.

7. Характеристика профессиональной пригодности.

8. Программы повышения мотивации профессиональной деятельности на предприятии.

9. Удовлетворенность профессиональной деятельностью работников.

10. Психологическая характеристика надежности профессиональной деятельности.

11. Психологическое обеспечение безопасности труда.

12. Индивидуальное, личностное и профессиональное в развитии человека.

13. Профилактика и преодоление деструктивного профессионального развития.

14. Направления психологического сопровождения профессионального развития личности.

15. Психотехнологии профессионального развития личности.

 

6.3. Задания и методические указанияпо организации самостоятельной работы студента

При изучении дисциплины «Психология профессионализма» предусмотрено выделение 74 часов на самостоятельную работу студентов очной формы обучения, 98 часов – для студентов заочной формы обучения, 80 часов – для студентов очно-заочной формы обучения. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины являются:

1) работа с лекционным материалом, проработка конспекта лекций и учебной литературы;

2) поиск и обзор литературы и электронных источников информации, написание реферата (доклада, научной статьи) по индивидуально заданной проблеме курса;

3) выполнение домашних заданий к занятиям;

4) выполнение практических работ;

5) работа над словарем понятий и терминов;

6) изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение (отдельные темы);

7) подготовка и представление электронных презентаций;

8) подготовка к практическим занятиям, семинарам, тестированию, «круглым столам», терминологическим диктантам, экзамену;

9) сочинение эссе(написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме);

10) аналитическая обработка текста (рецензирование, аннотирование и реферирование, конспектирование);

11) анализ профессиональных ситуаций (кейс-задач);

12) подготовка контрольной работы.

Примерные темы эссе, рефератов и докладов

 

1. Управление профессиональным развитием персонала.

2. Профессиональное саморазвитие личности как фактор успешной карьеры.

3. Формирование готовности к профессиональном саморазвитию студентов вуза.

4. Социально-психологические аспекты адаптации молодых специалистов.

5. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности.

6. Психопрофилактика и психологическое просвещение в профессиональном развитии личности.

7. Планирование карьеры как фактор профессионального развития личности.

8. Функциональные состояния человека в профессиональной деятельности.

9. Значение содержательных и процессуальных теорий профессиональной мотивации в практике управления персоналом.

10. Обучение на разных стадиях профессионального развития личности.

11. Профессиональное акме и его критерии.

12. Роль акметехнологий в профессиональном развитии личности.

 

Иные материалы

Итоговая аттестация в виде экзамена предполагает формы сдачи на выбор: традиционная – в виде подготовки к устным ответам по изученной дисциплине, и проектная – в виде подготовки презентации по изученному курсу и ее представлению.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Психология профессионализма как междисциплинарная область знания. Общие тенденции в развитии представлений о труде.

2. Методы исследования психологии профессиональной деятельности.

3. Содержание понятия трудовой деятельности: структура трудовой деятельности, классификация видов труда.

4. Психологическая классификация средств труда (Е.А. Климов).

5. Характеристика психологических признаков труда (Е.А. Климов).

6. Структура субъекта профессиональной деятельности. Свойства человека как субъекта профессиональной деятельности.

7. Психологическое содействие профессиональному становлению личности.

8. Психологический анализ профессиональной деятельности. Виды профессиографии.

9. Характеристика индивидуального стиля профессиональной деятельности: структура, механизм формирования.

10. Становление личности в онтогенезе: факторы, этапы, возрастные задачи. Сущность профессионального развития и становления.

11. Профессиональное самоопределение: определение, характерные особенности, уровни.

12. Модель профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).

13. Профессиональная пригодность человека: структура, виды профпригодности.

14. Профессионально важные качества: определение, виды.

15. Психологическая характеристика надежности профессиональной деятельности.

16. Отечественные периодизации профессионального становления личности (Е.А. Климов, Э.Ф.Зеер, Т.В. Кудрявцев и др.).

17. Проблема периодизации профессионального становления в работах зарубежных авторов.

18. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности.

19. Профилактика и преодоление деструктивного профессионального развития.

20. Периодизация профессионального становления на основе владения профессиональной деятельностью (А.К. Маркова).

21. Методологические принципы и подходы психологии профессионального развития.

22. Понятие профессионализма. Профессионализм личности и профессионализм деятельности.

23. Профессионализм и мастерство как этапы профессионального становления: психологические критерии.

24. Акмеологические инварианты профессионализма. Факторы профессиональной успешности.

25. Акмеологические технологии и психотехнологии в системе психологического сопровождения профессиональной подготовки

Задание к экзамену по дисциплине «Психология профессионализма»

Подготовить в программе PowerPoint презентацию по теме изучаемого курса, используя дополнительные источники информации.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

· Презентация не должна быть меньше 25-30 слайдов.

· Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; место учебы.

· Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

· Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

· В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов (как минимум ссылки на сайты по тематике курса);

· последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

 I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

 II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

 

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации   · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации · Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Приложение

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития

 




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психология профессионализма» на тему:

____________________________________________________________

 

 

                                       Выполнил студент гр._________ Иванов И.И.

 

                                            Проверил_____________(ФИО преподавателя)                                                        

 

Екатеринбург

20

Рабочая программа дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

 

 

Подписано в печать  Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж         экз. Заказ

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития.

Протокол от __________2017 г. № __________

Зав. кафедрой ___________________ Э.Ф. Зеер

 

Номер

изменения

Дата изменения

Раздел рабочей программы (пункт)

Номера листов

Основания для внесения изменений

замененных новых аннулированных
             
             
             
             
             

 

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития.

Протокол от __________2016 г. № __________

Зав. кафедрой ___________________ Э.Ф. Зеер

 

Номер

изменения

Дата изменения

Раздел рабочей программы (пункт)

Номера листов

Основания для внесения изменений

замененных новых аннулированных
             
             
             
             
             

 


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра психологии образования и профессионального развития

 

.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

для студентов всех форм обучения

всех направлений

 

Уровень высшего образования магистратура

 

Екатеринбург

РГППУ


АННОТАЦИЯ

 

Дисциплина «Психология профессионализма» является базовой дисциплиной учебных плановмагистратуры для студентов всех форм обучения всех направлений.

Психология профессионализма – комплексная учебная дисциплина из психологии, изучающая психологические закономерности становления профессионала через взаимодействие субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности в профессиональной деятельности и взаимной адаптации человека, и профессиональной среды.

Таким образом, дисциплина интегрирует профессиональное психологическое знание из предметной области психологии профессионального становления, психологии труда, психологии профессий, психологии личности, профессиоведения, акмеологии и других психологических направлений, описывающих профессиональное поведение человека и его становление как профессионала.

Цель дисциплины: повышение психолого-педагогической компетенции будущих специалистов в сфере актуальных проблем психологии профессиональной деятельности и становления человека как профессионала.

Исходя из этого задачами курса являются:

· ознакомить с предметом, проблемами и современным состоянием психологии профессиональной деятельности;

· сформировать теоретические знания о психологических особенностях становления профессионала в системе “субъект труда – профессиональная среда”;

· ознакомить с основными направлениями совершенствования трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств);

· рассмотреть основные принципы психологического анализа деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и психограмм деятельности);

· изучить факторы повышения (поддержания на требуемом уровне) работоспособности специалиста в различных видах и условиях труда;

· изучить особенности формирования профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности;

Воспитательной целью данного курса является развитие профессиональной компетентности, формирование профессиональной идентичности студентов.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с образовательными стандартами направлений подготовки:

 

    44.04.01 Педагогическое
образование (уровень магистратуры)

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2).

Выпускник, освоившийпрограммумагистратуры,долженобладатьследующимиобщепрофессиональными компетенциями:

готовностьювзаимодействоватьс участникамиобразовательногопроцессаи социальнымипартнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектироватьдальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник,освоившийпрограммумагистратуры,долженобладатьпрофессиональнымикомпетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые)ориентирована программа магистратуры:

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

 








Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.