Культура власти (культура Зевса) характеризуется доминирующей ролью руководителя, создавшего организацию. Это категория простых предпринимательских и харизматичных организаций. В организациях, с культурой, ориентированной на власть, акцент делается на росте организации. Значимость работника определяется значимостью занимаемой должности.
Особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти используются ресурсы, находящиеся в руках того или иного руководителя.
Организации с такого рода культурой имеют, как правило, жесткую иерархическую структуру.
Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы часто осуществляется по критериям личной преданности.
Данный тип культуры позволяет организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать исполнение.
Культура роли (культура Аполлона) отличается четкой формализацией деятельности, строгим функциональным разделением ролей и специализацией участников. Она чаще всего встречается в органах власти, промышленных гигантах, а также в организациях, работающих в стабильной и предсказуемой внешней среде.
Этот тип организаций функционирует на основе правил, процедур и стандартов деятельности. Они характеризуют ее эффективность.
Основным источником власти являются не личные качества руководителя, а положение, занимаемое в иерархической структуре.
Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
«Культура, ориентированная на задачу» (Культура Артемиды), присуща организациям, в которых управление нацелено на задания и проекты. Это организации с огромной ролью профессионализма персонала: венчурные, высокотехнологичные, исследовательские, консалтинговые. В центре внимания такой организации находится способность справиться с новой ситуацией, решить задачу, адаптироваться к новым условиям.
Эффективность деятельности организации с такой культурой во многом определяется профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом.
Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей деятельности и те, кто обладает максимальным количеством информации.
Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющим в деятельности организации.
Культура, ориентированная на человека, или (Культура Диониса). Ориентирована на ценность личности. Это творческие, общественные организации, где каждый сотрудник может использовать свои таланты. Главное в его компетенции. Культура Диониса объединяет людей не на решение каких-то задач, а на решение личных целей.
Власть основывается на близости к ресурсам. Контроль носит координирующий характер.
9.Американские исследователи К. Камерон и Р. Куинн предложили классификацию организационных культур, предоставляющих большой интерес для практической диагностики. Они выделили следующие типы культур [43].
Ким Камерон
Роберт Куин
Клановая культура – представляет организации семейного типа.
Для нее свойственны гибкость в принятии решений, забота о людях, доброе чувство к потребителям.
Лидеры выступают в качестве воспитателей. Высокое значение придается моральному климату.
В организациях создается дружественная атмосфера. Организации напоминают большие семьи.
Высока обязательность организации. Акцент делается на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Здесь придается большое значение сплоченности коллектива.
Организация поощряет бригадную работу. Черты, присущие клановой организационной культуре – это преданность делу, сплоченность и соучастие, доверие друг к другу, восприятие потребителей как партнеров, забота о повышении квалификации работников, бригадное, а не индивидуальное вознаграждение.
Адхократический тип организационной культуры фокусирует внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подхода к людям.
Эта культура функционирует в сфере разработки новой продукции.
Как правило – это временная структура. Главные приоритеты культуры – новаторство, экспериментирование, готовность идти на риск.
Успех означает производство новых уникальных продуктов. Поощряется личная инициатива и свобода.
Лидеры – это новаторы. Деятельность идет на передних рубежах науки. В долгосрочной перспективе делается акцент на росте и обретении новых ресурсов.
Адхократическая организационная культура отличается следующими свойствами: высокой адаптацией к внешней среде, новаторством, отсутствием централизованной власти, готовностью к изменениям, акцентом на индивидуальности, высоким динамизмом, поощрению риска, производством оригинальных продуктов и услуг.
Иерархическая культура характерна для организаций, которые фокусируют внимание на внутренней поддержке в сочетании со стабильностью и контролем.
Эта культура больших организаций и правительственных органов. Она имеет множество стандартизированных процедур и иерархических уровней. Ключевые ценности: внутренняя ориентация, рентабельность, надежность, плавность производственного процесса.
Лидеры в этой культуре – рациональные координаторы, организаторы, поддерживающие плавный ход деятельности организации.
Успех определяется в надежности поставок, плавных календарных графиков, низких затрат. Идеолог этой культуры немецкий экономист М. Вебер. Причины высокой результативности бюрократического устройства организаций он видел:
1. в четко очерченных обязанностях каждого члена организации.
2. в четком распределении власти и полномочий.
3. в жестких, обезличенных требованиях к каждой должности, которые обеспечивают прием на работу только квалифицированных работников.
4. в управлении, основывающемся только на письменных приказах и постановлениях.
Бюрократический тип организационной культуры оправдан:
1. когда требуется упорядочить деятельность организации
2. установить более жесткий контроль
3. при недостаточно высококвалифицированном персонале
4. в крупных организациях с линейно-функциональной организационной культурой.
Рыночная организационная культура свойственна организациям, стремящимся к лидерству на рынке и опережению конкурентов. Такая организация акцентирует внимание на внешних позициях в сочетании со стабильностью и контролем. Главной задачей организации является достижение целей. Организацию связывает желание побеждать. Пристальное внимание уделяется репутации и успеху фирмы.
Успех определяется долей рынка и степенью проникновения на рынок. Организация ориентирована на результат. Люди соперничают между собой.
Лидеры – твердые руководители и конкуренты. Перспективная стратегия направлена на конкурентные действия. Успех определяется мерой проникновения на рынок и увеличение доли.
Рыночная организационная культура характеризуется следующими свойствами: конкурентоспособностью, альтернативным набором видов деятельности, ориентацией на результат, лидерством на рынке, умением взять рыночную нишу, опережением конкурентов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 388.