Воспоминания Жубина Якова Михеевича (фрагменты). 1998 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Я. М. Жубин родился в 1925 г. в деревне Березово Промышленновского района Кемеровской области. Живет там же. Рассказ записала внучка Сосновских Светлана в апреле 1998 г.

Раскулачивание коснулось нашей семьи вплотную. Жили мы тогда небедно. Многие соседи даже завидовали. Но зависть та злою не была. Все же знали, что богатство мы нажили честным трудом. Тогда честные и работящие люди были в уважении. Мы имели большое хозяйство. Но и семья была немаленькая.

Тогда в магазинах можно было купить соль да сахар, а всё остальное мы производили сами. Мой отец был пчеловодом. Его целыми месяцами не было дома. Всё лето пропадал на пасеке. А ведь летом самая работа и есть – на огороде и в поле. Вот нам, детям, и приходилось работать. Я тогда совсем маленький был, но помню, что всё время старался чем-то помочь, что-то сделать.

Мы слыли как семья с достатком. А эти, проклятые, всё захотели у нас забрать. Наши деревенские из тех, кто побогаче, сумели всё распродать и сбежали. А отец не захотел. Он заявил, что своё добро он честно заработал. Во власти, мол, тоже ведь люди, они должны поверить нам. Но не поверили. Не захотели понять. У нас всё забрали. Забрали и отдали беднякам...

Илл. 7. Уничтожим кулака как класс. Кукрыниксы. 1930 г.
На мой взгляд, бедняки – это просто лентяи. Ведь и отец когда-то мало что имел. Но много работал, трудился, чтобы вывести нас из нищеты. Вывел. Всё отобрали. Я, конечно, до конца многого не понимал. Но всегда испытывал злость и негодование. Почему мы должны были делиться своим кровным с кем-то? Почему мы должны работать за других? Кто придумал отдавать хлеб, овощи, скотину, которые мы вырастили своими руками. Нет…, лучше не вспоминать про то. Обидно! Обидно и страшно!

Отец не хотел сопротивляться судьбе. Когда к нему пришли раскулачивать, он пытался тем людям что-то объяснить. Но его и слушать не стали. Забрали и сослали куда-то. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен...

Мама моя грамотная была. Она ветеринаром работала в колхозе.

После ареста отца мы, конечно, хуже стали жить. Отца увели, а нам оставили 5 ведер картошки, чуточку морковки и один мешок муки. Живность всю забрали, ничего не оставили. Лишь свинка куда-то от чужих людей сбежала, а потом, когда они ушли, она вернулась.

 

Словарь:

Коммуна – форма совместной жизни людей, основанная на обобществлении имущества и труда всех её членов.

Колхоз (сокращение от слов «коллективное хозяйство») – форма организации сельскохозяйственного производства, при которой земля, оборудование, скот, семена и т. д. находятся в совместной собственности и под общим управлением его участников. Результаты труда распределяются между членами коллектива.

Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР в 1928–1937 гг.

Кулак – в советской терминологии – зажиточный крестьянин, использующий наёмный труд, занимающийся спекуляцией и т. п.

Трудодень – мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в 1930–1966 гг. Членам колхозов зарплата не начислялась, каждый получал за свою работу долю колхозного дохода (за вычетом продукции, передаваемой в пользу государства) соответственно выработанным им трудодням.

Раздел 2.

Практические задания по фильмам на историческую тематику

Древняя Русь

№1. «Русь изначальная» (1983). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Под какими названиями, согласно фильму, были известны славянские племена у других народов? А какие самоназвания встречаются в фильме? Насколько это исторически верно (ответьте, опираясь на знания, полученные в учебном курсе)?

2. Что в фильме сообщается о политическом устройстве славян, их быте, занятиях, внешнем виде, характере? Как вы думаете, насколько это правдоподобно? Почему?

3. Каковы религиозные верования славян? Как они проявляются в их повседневной жизни?

4. Что в фильме сообщается о похоронных обрядах славян? Каковы их представления о загробной жизни?

5. Что в фильме произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

№ 2. «Ярослав Мудрый» (1981).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие русские князья и княжны показаны (упомянуты) в фильме? В каких землях они правили? Установите их родственные связи.

2. Каковы были взаимоотношения между русскими князьями? Чем были обусловлены конфликты между ними? Приведите примеры. Кто из князей были союзниками Ярослава, а кто – противниками?

3. Какие факты из биографии Ярослава Мудрого приведены в фильме? Каким он показан (внешний вид, характер)? Насколько данный образ соответствует вашим представлениям о нем?

4. Каковы были взаимоотношения русских князей с не славянскими государствами/племенами? Приведите примеры.

5. Как вы полагаете, почему Ярослава прозвали «Мудрым»? Насколько, по вашему мнению, это соответствует истине?

 

Московское государство

№3. «Хождение за три моря» (1958). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме? Чем данные личности были известны?

2. Какие биографические данные сообщаются об Афанасии Никитине?

3. Какой, согласно фильму, была повседневность населения русских княжеств середины 15 века (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид, распорядок дня и проч.)?

4. Какие предметы, характерные для 15 столетия (хозяйственная утварь, мебель, одежда, детали архитектуры и проч.), показаны в фильме? Как они назывались и каковы были их функции? Опишите не менее 5 предметов.

5. Каковы были представления русских людей XV века об остальном мире? О каких странах и народах имелись сведения? О чем, по вашему мнению, это может свидетельствовать?

 

№4. «Иван Грозный» (1945). 1-я серия.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие планы внешних и внутренних государственных преобразований высказывает в фильме Иван Грозный? С решением каких проблем это было связано?

4. Каковы были взаимоотношения Руси во время царствования Ивана Грозного с другими государствами?

5. Почему, согласно фильму, Иван IV получил прозвище «Грозный»? А почему, по вашему мнению, за правителем закрепилось это прозвище?

6. Изменились ли ваши представления об Иване Грозном и его эпохе после просмотра фильма? Каким образом?

 

Российская империя

№5. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976).

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Каким в фильме показан Петр I (внешний вид, характер)? Каковы его отношения с подданными? Насколько данный образ правителя соответствует вашим представлениям о нем?

2. Какую роль Петр I отводил образованию своих подданных? В каких формах, согласно фильму, он внедрял европейскую образованность, и какие направления обучения являлись приоритетными?

3. Какие характерные для петровского периода термины встречаются в фильме? Выпишите, дайте их определения, структурируйте по группам (мероприятия, названия должностей, имена, профессии и т.д.).

4. Какой, согласно фильму, была повседневность различных социальных групп в петровскую эпоху (жилищные условия, досуг, еда, внешний вид и проч.)?

5. Что в фильме вас больше всего удивило? Почему?

 

№6. «Демидовы» (1983). 2 серии.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие планы будущих государственных преобразований высказывает в фильме Петр I? Пользуясь знаниями, полученными в лекционном курсе, ответьте, какие из них сбылись?

4. Какими были условия жизни и труда у демидовских рабочих?

5. Какую роль в государстве играли Демидовы при Петре I? Как изменилось их положение после смерти Петра I?

 

№7. «Емельян Пугачев» (1978). 2 серии.

Задание:

Посмотрите фильм и ответьте на вопросы:

1. Какие исторические личности показаны в фильме?

2. Чем данные личности были известны? Какими они показаны в фильме (внешний вид, характер)? Насколько данные образы соответствуют вашим представлениям о них?

3. Какие биографические данные о Пугачеве сообщаются в фильме (его настоящее имя, происхождение, семья, прежняя жизнь до бунта)?

4. Какие слухи ходили в народе об императоре Петре III? Какие надежды возлагал на него народ? А какие обещания впоследствии давал народу Пугачев? Удалось ли ему их исполнить?

5. Какие социальные и национальные группы составляли войско Пугачева? Все ли его окружение верило в то, что он действительно законный император Петр III? Были ли у «подданных» Пугачева поводы к сомнению? Если да, то какие?

6. Как бы вы охарактеризовали феномен «пугачевщины»?

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 459.