Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(модификация П.В. Яньшина с элементами клинической беседы)

 

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам:

– высота самооценки (фон настроения),

– устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость),

– степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении),

– степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки),

– степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам),

– уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам),

– интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки,

– противоречивость/ непротиворечивость показателей самооценки,

– зрелость/незрелость отношения к ценностям,

– наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я–концепции»,

– характер и содержание проблем и их компенсаций.

Мы исходим из предположения, что в ходе обследования мы фиксируем не столько готовый, сформированный образ самооценки, сколько сам процесс его «здесь–и–сейчас» формирования. Следует также понимать, что предлагаемая испытуемому процедура самооценивания не является для него ни привычной, ни естественной. Ведь в повседневной жизни мы редко столь явно используем свою способность к самооценке. Задаваемые испытуемому в процессе диагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа, требующаяся для ответа на них, – непривычна. Помимо этого, следует учитывать ситуацию обследования, накладывающую свои ограничения на результат. Таким образом, диагностическая процедура отражает процесс самооценивания, а не «домашнюю заготовку» самооценки, и это делает возможным изучение самого этого процесса.

Основой интерпретации служит феноменологическая теория К.Роджерса в той ее части, где характер «Я–концепции» прямо связывается с участвующими в ее формировании защитными механизмами личности. В настоящее время нет достаточных оснований связывать выявленные паттерны самооценки с известными защитными механизмами.

Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять шесть вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе самооценивания:

– компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная компенсаторная потеря критичности»);

– компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке («механизм борьбы с депрессией»);

– компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке (гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой);

– несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки»);

– смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки своих возможностей («инфляция мечты»);

– неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности.

Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько оценка степени и способа ее искажения со стороны защитных механизмов Эго.

Инструкция к тесту задаётся в свободной форме и определяет переход от предварительной беседы к обследованию: «Попробуем поговорить с помощью карандаша и бумаги». Рисуется шкала, которая имеет два полюса и середину. Называем первую шкалу, к примеру, «здоровье» и говорим: «…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?».

В дальнейшей беседе в непринуждённой форме выясняется субъективное содержание полюсов очередной шкалы. Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самыйчеловек». Неправильно: «На верхнем полюсе находятся самыелюди» («люди» – множественное число).

На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее значение признака.

Прежде чем начинать исследование самооценки, испытуемый должен быть психологически подготовлен в ходе предшествующей беседы, а психолог – достаточно осведомлен в его проблемах и причине обращения к психологу. С испытуемым должен быть установлен хороший контакт и сформирован мотив экспертизы. Все исследования проводятся с глазу на глаз, поскольку присутствие других людей оказывает отрицательное влияние на результаты. Для исследования понадобятся карандаш и бумага.

Инструкция задается в свободной форме и определяет переход от предварительной беседы к обследованию: «Попробуем поговорить с помощью карандаша и бумаги». Рисуется шкала, которая имеет два полюса и середину (обязательно отмечаются на шкале). Называем первую шкалу, к примеру, «здоровье» и говорим: «…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами». Далее следует просьба к испытуемому «перечеркнуть» шкалу в том месте, «где он сейчас находится» (как он сам это понимает или чувствует), затем отметить кружком то место, «где бы он мечтал оказаться» и, наконец, галочкой – «то, чего он реально сможет достичь, объективно оценивая свои возможности».

В дальнейшей беседе в непринужденной форме выясняется субъективное содержание полюсов очередной шкалы.

Легче всего сделать это, задав вопросы о «человеке, помещенном на полюс»: как еще можно охарактеризовать его? Например, «Что делает человека на верхнем (нижнем) полюсе самым здоровым (больным) и т.д. на свете?» Под видом выяснения и уточнения этих характеристик вы исследуете представление о здоровье и болезни, «уме», характере и т.п. самого испытуемого. В дальнейшем будет видно, что у разных людей эти представления могут сильно отличаться. Вы поймете, когда эти характеристики продуманы и «выстраданы» самим испытуемым, а когда они просто бездумно «присвоены» им как формальные знания о ценностях. Необходимо замечать, насколько значимы обсуждаемые темы для испытуемого, насколько формально или заинтересованно он участвует в их обсуждении. Это не только индикатор возможного неблагополучия в затронутой сфере, но и показатель зрелости отношения к самому себе.

По окончании основного опроса можно ввести еще одну инструкцию, которая улучшает ваше представление о самосознании испытуемого: «Отметьте крестиком по всем шкалам, каким (какой) вас сейчас считают другие».

С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основные сегмента человеческой реальности или самооценки, которые есть у каждого человека. П.В.Яншин предложил давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы «извлекаются» из ответов испытуемого. Если беседа идет неформально, если испытуемый достаточно откровенен, а вы достаточно опытны, в ходе общения интуитивно рождается новая шкала, которую вы предлагаете испытуемому. В ней, возможно, заключена проблема испытуемого. Вы поймете это по снижению самооценки, невербальным признакам или из признания самого испытуемого.

Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому следует стремиться). Если шкала «перевернута», перед интерпретацией ее нужно сориентировать так, чтобы положительный (для испытуемого) полюс оказался вверху. Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, декларирует свое желание, или верит в то, что он старается) избежать.

Ценности – это то, в долженствование чего человек верит, но что далеко не всегда становится мотивом поведения испытуемого. К примеру, мы можем поступать зло и несправедливо, хотя столь же часто произносим слова «добро» и «справедливость». Не следует путать ценности с мотивами. Ценности – это жизненная ориентация, а не предмет удовлетворения потребности.

Особенность полюсов – они задаются неопределенно, в общих терминах, допускающих субъективную интерпретацию со стороны испытуемого. Конкретным содержанием шкалу наполняет сам испытуемый. В этом состоит элемент «проективности» методики Дембо-Рубинштейн. В процессе беседы с испытуемым вы раскрываете содержание проекции. Ваша беседа по поводу содержания ценностей испытуемого тоже во многом проективна, поэтому следует избегать чересчур определенных наводящих вопросов. Методика позволяет «прощупать» содержание ценностной сферы испытуемого, хотя это не является ее главным предназначением.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 335.