Учебный проект, исследовательский метод
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учебный проект. «Брошенный вперёд» - таков точный перевод с латинского слова «проект». В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [21].

Этапы работы методом проектов: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

Примеры проектов в физкультуре будут показаны позже.

Исследовательский метод. Обучение, при котором ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты – возникшие вопросы и проблемы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы.

Исследовательский метод в физкультуре.

Примером исследовательского метода может быть выяснение влияния кувырков на работу вестибулярного аппарата. Подробнее этот метод будет представлен позднее.

Учебный предмет

Учебный предмет (учебная дисциплина). Система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении (Советский энциклопедический словарь, 1983, С. 1387[23]).

Наука. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука включает и результат исследовательской деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира [23].

Таким образом, в науке имеется деятельностный (получение новых знаний) и результативный компоненты (сумма знаний).

Науку можно изучать, а можно и осваивать. То есть, для характеристики образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

· изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»,

· усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;

· познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующих их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика объектам – знаниям или информации, и не предполагает его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то его специфике более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка».

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним ёмким понятием – освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет.

Из всего этого получается следующее. Компетентности предполагают содержанием образования считать опыт практической деятельности. А практику обслуживает наука. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Человек познаёт законы природы, чтобы овладеть силами природы и поставить их себе на службу. Вот в такой последовательности и возможно развёртывание учебного материала.

Если учебный предмет преподаётся в деятельностной парадигме, то и в науке необходимо действовать, т.е. использовать в обучении научные методы – исследовательский, например. Что имеем в результате такого обучения? Научаемся действовать. Развиваем креативность. Развиваем научное (теоретическое) мышление. По большому счёту – учим жизни (адекватно ориентироваться в реальности и на этой основе эффективно действовать). Далее, исследуем себя («Человек, познай самого себя», - надпись на стенах храма в Дельфах) и на этой основе изменяем себя («Человек, сотвори себя сам», - Конфуций). Мы даём ему для этого способы. Как познать, как изменить… Вот затем нам исследовательский метод и нужен. Это способ познания. Способ приобретения знаний.

В связи с принципом единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающим включение в содержание образования деятельностных компонентов – целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения, необходимо включение в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся – исследований, дискуссий, конструирования и т.п. [31]. То есть в содержании обучения могут присутствовать исследования самих учащихся.

Знания. В работах по физической культуре часто пишут о теоретических занятиях, понимая под этим изучение определённых знаний. А каких знаний – в них не указывается. А дело в том, что знания могут быть разными: эмпирическими и теоретическими. В чём разница? Эмпирические знания – это описательные знания. Они классифицируют и описывают объекты, явления, процессы. Например, это может быть описание техники бега, методики обучения, тренировки. Теоретические же знания – это знания объясняющие и предсказывающие (М. Жванецкий был прав в одном из выступлений на «Дежурстве по стране», что у нас такой науки как «экономика» - нет, потому как хорошая теория должна была предвидеть мировой финансовый кризис). Теоретические знания объясняют, почему в беге стопа ставится с передней части стопы, предсказывают, в каком состоянии окажется тренирующийся при работе такого-то объёма с такой-то интенсивностью.

Поступление в школу знаменует начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная. В процессе её осуществления ребёнок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, морали, религии, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания (научные понятия, художественные образы, моральные и религиозные ценности, правовые нормы) имеют теоретический характер. В широком смысле (в «узком смысле» понятие теории – это форма достоверного знания, которая «противопоставляется эмпирическому знанию и отличается от него») понятие теории является синонимом общественного сознания в наиболее высоких и развитых формах его организации; как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение к действительности и является условием подлинно сознательного преобразования последней [6].

Тренировка. 1) Составная часть подготовки спортсмена. Специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определённых способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. 2) Учебное занятие с целью совершенствования двигательных навыков и умений [25].

Таким образом, сейчас мы можем определить различие между учебным предметом и тренировкой.

Учебный предмет (внесём уточнение в вышеприведённое определение с учётом изменений в образовании) – освоение теоретических знаний с целью их практического применения (создание качественного продукта). Тренировка – применение системы упражнений с целью добиться максимально возможного спортивного результата. Как правило, систему упражнений составляет тренер, в его же функцию входит контроль, коррекция тренировочного процесса, оценка результата выступления спортсмена. Спортсмен выступает исполнителем указаний тренера («Вы конструктор побед, режиссёр наших взлётов», – как поётся о тренере в песне). Задача учебного предмета «Физическая культура» сделать из ученика конструктора и «самому себе режиссёра».

Здоровье.

У каждой науки имеется свой предмет изучения. Индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими - предмет исследования валеологии. Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Одна из задач валеологии: разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье [2].

То есть! Всё, что касается здоровья, его измерения и коррекции - это область валеологии. То, что касается влияния экологии на здоровье человека – это предмет социальной гигиены. Что только не попадает в область физической культуры! Оттого она пребывает в аморфном состоянии (бесформенном). У нас совершенно другая наука: физическая культура (а есть ли она вообще?). И наука должна иметь свой объект и предмет исследования. Если мы не определимся с предметом науки и предметом преподавания, то всё время будем учить «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

У нас есть предметы – теория и методика физического воспитания, теория и методика физической культуры. Это предметы из области профессионального образования. Предмет «Физическая культура» - что он изучает, как изучает, зачем это «что» изучает?


2. Основные подходы к преподаванию физической культуры в соответствии с требованиями государственного стандарта

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 302.